Зубчатое колесо

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЗУБЧАТОЕ КОЛ уд оДёижаШее упругую ступицу в виде кольцевой офрирб ванной мембраны и соединенный с ней зубчатый венец, отли(.ающееся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения технологии сборки, на одних из торцов венца и ступицы, обращенных друг к другу, выполнены соответственно выступы и впадины, а поверхности сопряжения венца и ступицы - коническими, или на другом торце ступицы выполнен упор в виде кольцевого гофра, взаимодействующий с торцом венца, а поверхности сопряжения венца и ступицы - ци линдрическими. (Л со 05 о: ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Е ИЗОБРЕТЕНИЯ

5 ф б

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (25) 3387759/25-28 (22) 05.12.81 (46) 23.04.83. Бюл. № 15 (72) Б. Д. Иванов и Ф. С. Ковалев (71) Ростовский-на-Дону научно-исследовательский институт технологии машиностроения (53) 621.833 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 502166 кл. F 16 Н 55/14, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР № 257937, кл. F 16 Н 55/14, 19ц8 (прототип).

„„SU„„1013665 А

З(59 F 16 Н 55 14 F 16 Н 55 17 ванной мембраны и соединенный с ней зубчатый венец, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения технологии сборки, на одних из торцов венца и ступицы, обращенных друг к другу, выполнены соответственно выступы и впадины, а поверхности. сопряжения венца и ступицы— коническими, или на другом торце ступицы выполнен упор в виде кольцевого гофра, взаимодействующий с торцом венца, а поверхности сопряжения венца и ступицы — цилиндрическими.

1013665

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в зубчатых передачах.

Известно зубчатое колесо, содержащее венец, ступицу, соединенную с венцом при помощи резьбы и слой демпфирующего материала, размещенного между венцом и ступицей (I).

Недостатками указанного зубчатого колеса являются снижение нагрузочной способности его по сравнению,с цельными колесами и ненадежность резьбового соединения в процессе эксплуатации.

Наиболее близким к изобретению является зубчатое колесо, содержащее упругую ступицу в виде кольцевой гофрированной мембраны и соединенный с ней зубчатый венец. Соединение венца со ступицей выполнено шлицевым со шлицами, параллельными оси колеса (2) .

Недостаток такого зубчатого колеса заключается в трудоемкости изготовления шли цевого соединения венца и ступицы и в необходимости дополнительных мер по фиксации венца относительно ступицы в осевом направлении.

Целью изобретения является повышение надежности и упрощение технологии сборки

Указанная цель достигается тем, что в зубчатом колесе, содержащем упругую ступицу в виде кольцевой гофрированной мембраны и соединенный с ней зубчатый венец, на одних из торцов венца и ступицы, обращенных друг к другу, выполнены соответственно выступы и впадины, а поверхности сопряжения венца и ступицы — коническими, или на другом торце ступицы выполнен упор в виде кольцевого гофра, взаимодействующий с торцом венца, а поверхности сопряжения венца и ступицы — цилиндрическими.

Такое выполнение венца и ступицы обеспечивает быстрое и надежное их соединение в процессе сборки и разборки, что упрощает технологию и повышает надежность зубчатого колеса.

На фиг. 1 изображено зубчатое колесо, продольный разрез; на фиг. 2 — вариант выполнения колеса.

Колесо состоит из упругой ступицы 1 и венца 2. На торце 3 венца и торце 4 ступицы выполнены сопрягаемые при сборке выступы и впадины 5. Сопряжение венца и ступицы осуществляется по конической поверхности

6, выполняющей функцию осевой фиксации венца 2 относительно ступицы 1.

На фиг. 2 изображен вариант того же зубчатого колеса, но осевая фиксация венца 2 и ступицы 1 осуществляется за счет упора в другой торец венца 2 кольцевого гофра 7, выполненного на ступице и выполняющего роль замкового устройства. Сопряжение венца 2 и ступицы 1 осуществляется по поверх)о ности 8, которая в данном случае может быть выполнена цилиндрической.

Сборка колеса осуществляется следующим образом.

Ступица 1 упруго деформируется так, чтобы ее максимальный диаметральный посадочный размер был меньше соответствующего минимального диаметрального размера венца 2. Венец надевается на ступицу так, чтобы совместились соответствующие выступы и впадины на торцах 3 и 4. Далее деформация со ступицы 1 снимается, в результате чего получается жесткое сопряжение по поверхности 6 или 8 и осевая фиксация за счет ее конусности либо за счет упора гофра 7 в торец венца 2.

Работает колесо следующим образом. д Усилия, возникающие в зацеплении зубчатого венца 2 вызывают момент, который передается ступице 1 через сопряженные выступы и впадины 5 на их торцах 3 и 4 и далее через шпонку на вал (не показаны).

Использование предлагаемого зубчатого

ЗО колеса позволяет передавать крутящие моменты, приближающиеся к моментам, допустимым для цельного стального колеса.

3а счет упругости ступицы снижается жесткость колеса, что компенсирует неточность сборки и изготовления и, тем самым, увели3s чивает нагрузочную способность колеса.

Наличие кольцевого гофра, как замкового устройства, либо выполнение поверхности контакта венца и ступицы конической позволяет производить многократную сборку и раз борку колеса, что дает возможность заменять венец при его износе и сократить машинное время на изготовление соединения, так как ступицу возможно получать штамповкой, исключая малопроизводительную механическую обработку и изготовления

4 добавочных крепежных деталей, Малоэлементная конструкция колеса и ее простота улучшает технологичность изготовления и сборки, а также уменьшается металлоемкость.

1013б65 г

5

Составитель В. Сергеев

Редактор А. Шандор Техред И. Верес Корректор А. Тяско

Заказ 2978 43 Тираж 923 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4