Устройство для демонстрации качения эластичного колеса транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
Э(50
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
/;: г, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3377106/27-11 (22) 30.12.81 (46) 23.04.83. Бюл. М 15 (72) В.Г. Анопченко ,(71) Красноярский политехнический институт (53) 629.113.012.5.001.4(088.8) ) (56) 1. Петрушов В.А. и др. Сопротивление качению автомобилей и автопоездов. М., "Машиностроение", 1975, с. 23, рис. 7.
2. Петрушов В,А. и др, Сопротивление качению автомобилей и автопоездов. М., "Машиностроение", 1975, с..33, рис. 12.
3. Цымбалин В.Б. и др. Испытания автомобилей. М., "Машиностроение", 1978, с. 153, рис. 85 г (прототип).
„.SU» 1. 13808 A (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ КАЧЕНИЯ ЭЛАСТИЧНОГО КОЛЕСА ТРАНСПОРТ-;
НОГО СРЕДСТВА, содержащее раму, сион- тированное на ней с возможностью перемещения в вертикальной плоскости эластичное колесо, связанное с приво" дом и устройством нагружения, и опорный диск, установленный на оси с возможностью вращения в плоскости контакта колеса, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения наглядной демонстрации сноса нормальной реакции опорной поверхности с оси колеса во время движения, ось опорного диска закрепле" на на маятниковом .рычаге в раме, а ось качания маятникового рычага ле-. жит в указанной плоскости контакта и параллельна оси вращения колеса.
1 101
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на лекционных и практических занятиях при изучении сопротивления качению эластичных колес транспортных средств.
Известно устройство для изучения и демонстрации качения эластичного колеса, содержащее имитатор эластичного колеса с приводом и ограниченную по длине опорную поверхность (1), Однако существующее устройство не, позволяет наглядно демонстрировать явление смещения (сноса) нормальной реакции опорной поверхности с оси колеса из-за необратимых потерь в шине, тогда как эти потери существенно увеличивают сопротивление качению реальных колес, Вместе с тем известное устройство дает искаженную информацию (завышает в 100-1000 раэ) о величине ,сноса, причем имитатор существенно отличается от реальных моделей эластичных колес формой контакта с опорной поверхностью и характером деформации ввиду наличия жесткого обода.
Известно также устройство для изучения и демонстрации качения эластичного колеса, содержащее малогабаритное эластичное колесо с приводом и плоскую, ограниченную по длине опорную поверхность °
Это устройство обладает лучшими параметрами и позволяет путем заме3Ь ров разности подведенной к колесу и отбираемой от него мощностей подсчитать достаточно точно снос нормальной реакции P 2).
Однако известное устройство позволяет лишь косвенным путем определить факт сноса нормальной реакции дороги, В процессе кратковременного качения колеса (ввиду ограниченной опорной поверхности) устройство не обеспечивает наглядности демонстрируемого процесса, а требуемая высокая очность замвров необходимых параметров приводит к непроизводительным потерям учебного времени, что затрудняет его использование в учебном процессе.
Известно также устройство для изучения и демонстрации качения эластичного колеса, содержащее опорный диск, установленный с возможностью вращения на неподвижной оси, и прижатое к периферийной части плоскости диска эластичное колесо, оснащенное приводом для вращения.
3808
40 колеса, вид сбоку, разрез; на фиг, 2 вид А на фиг. 1; на фиг, 3 - схема взаимодействия нвподвижного колеса с опорной поверхностью; на фиг. 4— схема качения колеса по неподвижной
45 опорной поверхности; на фиг. 5 - схема качения колеса по опорной поверхности диска, имеющего воэможность по" ворота вокруг оси качания, Устройство (фиг, 1 и Z) состоит из эластичного колеса 1 с приводным
50 валом 2 (двигатель привода не показан), размещенным в регулируемой по высоте опоре 3, соединенной с рамой
4 болтом g, Опорный диск б с поверхностью 7 качения установлен горизон55 тально на оси 8, связанной с маятниковым рычагом 9 который шарнирно связан с рамой 4, причем ось 10 шарнира параллельна осевой линии вала
2
Устройство может испольsoaaTbcR для демонстрации качения как больших, так и малогабаритных эластичных колес, причем наличие бесконечной опорной поверхности позволяет непрерывно демонстрировать качение с различной скоростью в течение требуемого промежутка времени (3).
Однако известное устройство, позволяющее определить коэффициент сопротивления качению и снос нормальной реакции косвенным путем по разности подведенной к колесу и отбираемой от него моцностей не обеспечивает наглядной демонстрации сноса нормальной реакции °
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем обеспечения наглядной демонстрации сноса нормальной реакции опорной поверхности с оси эластичного колеса во время движения транспортного средства.
Поставленная цель достигается тем, что е устройстве для демонстрации качения эластичного колеса транспортного средства„ содержащем раму и подвижное в вертикальной плоскости элас. тичное колесо с приводом и устройством нагружения и опорный диск, установленный на оси с возможностью вращения в плоскости контакта колеса, ось опорного диска закреплена на маятниковом рычаге в раме, а ось качания маятникового рычага лежит в плоскости контакта и параллельна оси вращения колеса.
На фиг. 1 изображено устройство для демонстрации качения эластичного
3 10
2 и лежит в плоскости контакта поверхности 7 качения опорного диска 6 и колеса 1, На оси 8 установлен также балансировочный груз 11.
Устройство работае следующим образом.
Поджимают колесо 1 к опорному диску 6 определенным усилием и закрепляют его в этом положении с помощью болта 5. При этом нагрузка на колесо Г1,, и равнодействующая нормальных реакций Е лежат на вертикали к опорной поверхности, проходящей через ось колеса (фиг. 3), а эпюра давлений симметрична относительно линии OA. В этом случае опорный диск
6 находится в состоянии устойчивого равновесия и опорная поверхность 7 горизонтальна. При приложении к колесу крутящего момента в пятне контакта возникает сила сопротивления качению; эпюра давлений уже не будет симметрична относительно линии ОА, и равнодействующая Е смещается Относительно оси колеса на величину
С.
Если опорная поверхность неподвижна, схема качения имеет вид, представленный на фиг. 4. Если опорная поверхность диска 6 имеет возмож13808 4 ,ность поворота относительно оси 10 ! качания, под влияние момента сил G и Z „ p BH G С, диск 6 повернет" ся в сторону вращения на некоторый угол a(.(фиг. 5), пропорционально моменту G . С. Чем больше величина сноса С, тем больше угол . Это позво,ляет наглядно демонстрировать факт сноса нормальной реакции опорной по30 верхности с оси эластичного колеса во время движения и зависимость этого сноса от вертикальной нагрузки на колесо, его эластичности, скорос" ти движения и др.
3$ Использование предлагаемого уст" ройства значительно повышает нагляд ность демонстрации появления момента сопротивления качению эластично" го колеса, приводящего к сносу нор20 мальной реакции опорной поверхности относительно оси колеса.
Устройство может быть изготовле" но в виде малогабаритного перенос" г5 ного стенда, что позволит его ис- . пользовать как на практических, так и лекционных занятиях, существенно дополняя теоретический материал о работе эластичного колеса, который зо обычно трудно усваивают учащиеся. краи
fg
Фиг. Х
Составитель M. Ляско
Редактор A. Nasgog Техреду Т.Фанта, Корректор 8. Гирняк
Заказ 3003/50 Тираж 871 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4