Затвор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ЗАТВОР, преимущественно для перекрытия судоходных отверстий в защитных от наводнения дамбах, включающий полотнище с воздушной полостью в верхней его части, установленное на флютбете на горизонтальной оси, отличающийся тем, что, с целью увеличения надежности работы за счет повьпиення устойчивости, он снабжен подкосом, шарнирно закрепленным к верхней части полотнища со стороны нижнего бьефа, причем на нижнем конце подкоса шарнирно установлен бащмак, а во флютбете выполнена направляющая с фиксатором, в которой установлен башмак. 2. Затвор по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью упрощения монтажа, в нижней его части выполнена воздушная полость. со 1C

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

5032 A (19) (1)) 3G8 Е 02 В 7/26

Г

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2913058/29-15 (22) 14.04.80 (46) 30.04.83. Бюл. l4 16 (72) А. А. Болдырев, Д. И. Зиневич, С. П. Зубрилов, Г. И. Мелконян, Л. Ф. Северов и В. К. Штенцель (71) Ленинградский институт водного транспорта (53) 627. 83 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

¹ 636321, кл. Е 02 В 7/26> 1976.

2. Патент США ¹ 3756032, кл. 61 25, 1978 (прототип). (54) (57) 1. ЗАТВОР, преимущественно для перекрытия судоходных отверстий в защитных от нвводнения дамбах, включаюший полотнище с воздушной полостью в верхней его части установленное на флютбете на горизонтальной оси, о т л йч а ю ш и и с я тем, что, с целью увеличения надежности. работы за счет повышения устойчивости, он снабжен подкосом, шарнирно закрепленным к верхней части полотнища со стороны нижнего бьефа, причем на нижнем конце подкоса шарнирно

= установлен башмак, а во фпютбете выполнена направляющая с фиксатором, s которой установлен башмак.

2. Затвор по и. 1, о т л и ч а юш и и с я тем, что, с целью упрощения монтажа, в нижней его части выполнена воздушная полость.

1015032

Изобретение относится к гидротехнике

-и может быть использовано для перекрытия судоходных отверстий в защитных от наводнения дамбах.

Известен затвор, включающий проле ное строение с горизонтальной осью вращения, расположенной на флютбете (1 1.

Недостаток такого затвора заключаеч ся в невозможности работы его с напором

10 воды с двух сторон.

Известен также затвор, включающий. полотнище с воздушной "полостью в верхней его части, установленное на флютбете на горизонтальной оси (2 g, Недостатком укаэанного затвора явля- 5 ется низкая надежность работы в условиях перекрытия отверстий в дамбах для зашиты побережий от наводнения. Это происходит потому, что затвор наклонен

s сторону защищенного берега что одре деляет слабое воздействие на волну прорыва, кроме того, затвор способен держать напор воды только с одной стороны.

Цель изобретения — увеличение надежности работы за счет повьпиения устой25 чивости, Указанная цель достигается тем, что затвор снабжен подкосом, шарнирно закрепленным к верхней части полотнища со стороны нижнего бьефа, причем на нижнем конце подкоса шарнирно установ-. лен башмак, а в флютбете выполнена направляющая с фиксатором, в которой установлен башмак.

Кроме того, с целью упрощения мон- з5 тажа, в нижней части затвора выполнена воздушная полость.

На фиг. 1 изображен затвор, вид спе-. реди; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4-40 узел $ IIa фиг. 3; на фиг. 5 - разрез

Б-Б на фиг. 4; на фиг. 6 — узел Й на фиг, 3; на фиг. 7 - разрез В-B на фиг. 6.

Затвор представляет собой полотнище, составленное из ряда щитов 1, перекры- 45 вающих отверстие в гидротехническом сооружении 2. Для уменьшения протечек воды вертикальные кромки четных щитов 1 снабжены уплотняющими накладкаMH 3, перекрывающими зазоры между g() щитами 1. К верхним кромкам каждого щита 1 на горизонтальных осях 4 прикреплены подкосы 5, нижние концы которых снабжены башмаками 6, укрепленными к подкосам 5 через оси 7. Башмаки 6 установлены на направляющих 8, встроенных в флютбет 9 сооружения 2. В конце каждой направляющей 8 в флютбет 9 встроены упоры 10 для башмаков 6.

Для предохранения щитов 1 от раскачивания волнами башмаки 6 снабжены фиксаторамй 11, силовые пружины которых удерживают башмак 6 от перемещения и расчитаны на выведение фиксаторов 11 из гнезд при возникновении усилия, несколько превышающего величину расчетной волновой нагрузки на подкос 5. К нижней кромке щита 1 укреплены две горизонтальные оси 12, закрепленные в подшипниках 13, закрепленных на пороге флютбета 9, Для обеспечения простоты вывода оси 12 иэ подшипников

13 при,снятии щитов 1 водолазами для ремонта в нижней части подшипников 13 выполнены прорези, которые во избежание самопроизвольного выхода оси 12 из подшипников 13 перекрыты откидными планками 14, которые зафиксированы шпильками 15.

Для упрощения работ по эаводке осей

12 в подшипники 13 при монтаже водолазами на полотнище щита 1 со стороны верхнего бьефа выполнены конусные углубления 16, а на флютбете 9 установлены соответствующие этим углублениям конусы 17, которые центрируют щит 1 при его установке водолазами на место и существенно облегчают заводку осей 12

B подшипники 13, Шит 1 представляет собой металлоконструкцию из ригелей и стоек с односторонней обшивкой по всей его плоскости. По верхней и нижней кромке.. щита 1 устроены водонепроницаемые воздушные полости, разделенные поперечными переборками на три верхних 18 и три нижних

19 отсека, причем объемы этих полостей и расположение в них переборок выбраны таким образом, что при освобождении всех отсеков от воды щит 1 получает положительную плавучесть и может находиться на плаву в горизонтальном положении, при заполнении водой отсеков он в горизонтальном положении может быть опущен на дно, имея нулевую плавучесть, при заполнении водой нижних отсеков 19 с одновременным удалением воды верхнего отсека 18 щит 1 занимает вертикальное положение, Освобождение отсеков от воды производится продувкой их сжатым воздухом от компрессорных установок 20, смонтированных в устоях перекрываемого отверс« тия гидротехнического сооружения 2.

Подача сжатого воздуха от компрессорных установок 20 производится по грубопроводам 21, проложенным вдоль порог а перекрываемого отверстия. Трубопро3 10150 воды 21 снабжены штуцерамп с кранами и соединены при помощи гибких шлангов с системой распределительных трубопроводов, проложенных в шите 1 и заведенных в каждый из отсеков 18 и 19. Для Ю заполнения водой и опорожнения балластные отсеки 18 и 19 оборудованы о6ра ными клапанами. Полная надежность рабо» ты .затвора обеспечивается дублированием системы наполнения и опорожнения отсеков всех щитов 1. Полотнища щитов 1, снабжены монтажными рамами для стопоров, приваренными со стороны нижнего бьефа.

Затвор работает следующим- образом. И

При использовании затвора в сооружении для зашиты устья реки от нагонных наводнений его высота выполняется .ниже отметки ординарного уровня воды на высоту возможной волны и толщины 20 ледового покрова, но достаточной для того, чтобы количество воды, пропущенной через верх затвора за время действия наводнения, не вызывало опасного повы:шения уровня на защищаемой акватории. 25

Это позволяет существенно снизить волновые и ледовые нагрузки на затвор, а следовательно, в несколько раз уменьшить его массу и строительную стоимость.

Затвор у таких сооружений всегда оч 30 крыт и лежит на пороге. По сигналу

Наводнение с поста управления затвором, расположенного в помещении компрессорной установки 20, запускаются компрессоры и открывается кран на магистрали подачи сжатого воздуха в верхний воздушный отсек 18. По мере вытеснения воды иэ отсека 18 шит 1 поднимается и занимает положение; близкое к вертикальному. Одновременно с подъемом щита 1 башмак 6 подкоса 5 скользит по направляющей 8 до упора 10 и автоматически фиксируется в этом положении фиксатором 11. Сперва в вертикальное положение ставятся нечетные шиты 1, т.е. не имеющие уплотняющих накладок, затем поднимаются и четные, т.е. снабженные уплотняюшими накладками 3, и перекрывают вертикальные щели между щитами, По окончании наводнения затвор снова укладывается на порог, для чего запол32 4 няются водой верхние отсеки 18 четных шитов 1 { снабженных накладками 3).

Так как горизонтальные оси 12 у всех шитов 1 смещены в сторону нижнего бье фа по отношению к центру тяжести массы с

:4r шита 1, последний начинает опускаться, выводит из фиксаторов 11 башмаки 6 и подкосы 5 укладываются в горизонтальное положение одновременно с укладкой шита 1. Затем таким же образом укладь веются и нечетные щиты 1.

При ремонте шитов 1 демонтаж и мон. таж их производится в следующей последовательности..

Щит 1 уложен на флютбете 9 в горизонтальное положении и его верхний воздушный отсек 18, а также все нижние отсеки 19 заполнены водой. Продувают сжатым воздухом нижние отсеки 19 до . получения щитом 1 отрицательной плавучести в несколько тонн. Над шитом 1 устанавливается и надежно расшвартовы-. вается плавучий кран и опускает на шит 1. стропы, которые крепят к монтажным рамам шита 1, спущенным к этому времени под гоцу водолазами. Затем водолазы вынимают на подшипниках 13 стопорные шпильки 15, откидывают планки 14, перекрывают крань\ на штуцерах трубопроводов

21, а также на трубопроводах шита 1 и отсоединяют гибкие шланги от штуцеров трубопроводов 2 1.

По окончании всех подготовительных операций шит 1 краном слегка приподнимают с направляющих конусов 17, водолазы выводят его горизонтальные оси 12, . укрепленные на шите 1 через прорези из подшипников 13 и шит 1 краном поднимается до поверхности воды. K штуцерам трубопроводов верхнего и нижнего отсеков 18 и 19 присоединяют шланги водолазных мотопомп, вода иэ отсеков удаляется, щит 1 всплывает, снимают стропы крана и шланги мотопомп и шит 1 буксируют на ремонтное предприятие, где его поднимают судоподъемным устройством на берег для ремонта. Таким же образом, но с выполнением операций в обратной последовательности, отремонтированный шит 1 устанавливают на место.

Изобретение позволит увеличить надежность работы затвора.

1018032

10150Д2

Составитель А. Кононов

Редактор А. Мотыль Техред И.Гайду Корректор E. Рошко

Заказ 3160/28 Тираж 673 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4