Устройство для очистки масла в коленчатом валу

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ МАСЛА В КОЛЕНЧАТОМ ВАЛУ с входным и выходным масляными каналами, содержащее установленную в шатунной шейке вала под углом к оси последнего втулку с полостью, боковой поверхностью и открытым торцом, размещенным напротив входного масляного канала, кольцевые выступы на боковой поверхности, расположенной напротив выходного масляного канала, и выпускное отверстие втулки, расположенное между выступами, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности очистки путем предотвращения попадания загрязнений из полости втулки в выходной масляный канал вала, выпускное отверстие выполнено в виде конфузора, размещенного в полости, направленного к оси втулки и расположенного вблизи ее открытого торца. СО ел о 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ÄÄSUÄÄ 1015087 з< F 01 М 1/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3358298/25-06 (22) 25:11.81 (46) 30.04.83. Бюл. № 16 (72) А. А. Шестаков, М. А. Григорьев, В. И. Ищенко, А. А. Лукьянов и Г. А. Бабкин (71) Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (53) 621.432,729.3 (088.8) (56) l. Патент США № 2440812, кл. 184-6, опублик. 1948.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 3002073/25-06, кл. F 01 М 1/10, 1980. (54) (57) УСТРОИСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ

МАСЛА В КОЛЕНЧАТОМ ВАЛУ с вход-ным и выходным масляными каналами, содержащее установленную в шатунной шейке вала под углом к оси последнего втулку с полостью, боковой поверхностью и открытым торцом, размещенным напротив входного масляного канала, кольцевые выступы на боковой поверхности, расположенной напротив выходного масляного канала, и выпускное отверстие втулки, расположенное между выступами, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности очистки путем предотвращения попадания загрязнений из полости втулки в выходной масляный канал вала, выпускное отверстие выполнено в виде конфузора, размещенного в полости, направленного к оси втулки и расположенного вблизи ее открытого торца.

1015087

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно двигателестроению, а именно к устройствам для центробежной очистки жидкого масла от загрязнений в коленчатом валу двигателя внутреннего сгорания.

Известно устройство для очистки масла в коленчатом валу с входным и выходным масляными каналами, содержащее установленную в шатунной шейке вала под углом к оси последнего втулку с полостью, боковой поверхностью и открытым торцом, размещенным напротив входного масляного канала, и выпускное отверстие втулки на ее боковой поверхности, расположенной напротив входного масляного канала (1).

Недостатком этого устройства является низкая эффективность защиты шатунных подшипников коленчатого вала от частиц загрязнений, осевших на стенки втулки, изза их сползания в выходной масляный канал при прекращении вращения коленчатого вала.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство для очистки масла в коленчатом валу с входным и выходным масляными каналами, содержащее установленную в шатунной шейке вала под углом к оси последнего втулку с полостью, боковой поверхностью и открытым торцом, размещенным напротив входного масляного канала, кольцевые выступы на боковой поверхности, расположенной напротив выходного масляного канала, и выпускное отверстие втулки, расположенное между выступами (2) .

Это устройство обладает также недостаточной эффективностью защиты шатунных подшипников коленчатого вала от частиц загрязнений из-за их частичного сползания по стенкам в полость втулки при прекращении вращения коленчатого вала и поступления в выходной масляный канал вместе с маслом через выпускное отверстие втулки при последующем возобновлении вращения коленчатого вала.

Наряду с этим устройство имеет малый рабочий объем полости втулки, предназначенный для сбора загрязнений, по сравнению с общим объемом, занимаемым устройством, что вызывает необходимость его частого обслуживания (очистки) .

Кроме того, недостатком этого устройства является сложность его конструкции и изготовления.

Цель изобретения — повышение надежности очистки масла путем предотвращения попадания загрязнений из полости втулки в выходной масляный канал вала.

Для достижения поставленной цели в устройстве для очистки масла в коленчатом валу с входным и выходным масляными каналами, содержащем установленную в ша5

50 тунной шейке вала под углом к оси последнего втулку с полостью, боковой поверхностью и открытым торцом, размещенным напротив входного масляного канала, кольцевые выступы на боковой поверхности, расположенной напротив выходного масляного канала, и выпускное отверстие втулки, расположенное между выступами, последнее выполнено в виде конфузора, размещенного в полости, направленного к оси втулки и расположенного вблизи ее открытого торца.

На чертеже представлено предлагаемое устройство, продольный разрез.

Устройство для очистки масла в коленчатом валу 1 с входным 2 и выходными 3 масляными каналами содержит установленную в шатунной шейке 4 вала 1 под углом к его оси втулку 5 с полостью 6, боковой поверхностью 7 и открытым торцом

8, размещенным напротив канала 2. Со стороны противоположного торца втулки 5 в отверстии вала 1 установлена заглушка 9.

На боковой поверхности 7 втулки 5 предусмотрены кольцевые выступы 10, между которыми расположено выпускное отверстие 11. Боковая поверхность 7 втулки 5 расположена напротив выходных масляных каналов 3 в отверстии вала 1 с кольцевым зазором 12. Выпускное отверстие 11 втулки

5 выполнено в виде конфузора, размещенного в полости 6, направленного к оси втулки 5 и расположенного вблизи ее открытого торца 8.

Устройство работает следующим образом.

Масло по входному каналу 2 коленчатого вала 1 поступает под давлением через открытый торец 8 втулки 5 в ее полость 6.

При вращении вала 1 наиболее тяжелые частицы загрязнений масла под действием центробежной силы осаждаются на стенки втулки 5, откладываясь преимущественно в правом верхнем углу ее полости 6, а очищенное жидкое масло поступает через выпускное отверстие 11 в кольцевой зазор 12 и далее через выходные каналы 3 к шатунному подшипнику вала 1. Выполнение выпускного отверстия 11 в виде конфузора, размещенного в полости 6 втулки 5, направленного к ее оси и расположенного вблизи открытого торца 8, увеличивает рабочий объем полости 6 и обеспечивает подачу масла к шатунным подшипникам через отверстие ll только из чистой зоны полости 6. Такое расположение выпускного отверстия 11 позволяет также при монтаже устанавливать втулку 5 как отверстием 11 вниз, как показано на чертеже, так и в любом другом положении.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет обеспечить надежную очистку масла и предотвратить попадание загрязнений из полости втулки к шатунным подшипникам при простоте его конструкции и сборки.