Планетарная прецессионная передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ПЛАНЕТАРНАЯ ПРЕЦЕССИОНШШ ПЕРЕДАЧА, содержащая два находящихся в контакте конических колеса, одно из которых выполнено зубчатым, а другое - цевочнымс цевками, установленными в ободе колеса с возможностью вращения, и кривсшип, на котором уста новлено одно из колес, отличаю щ а я с я тем, что, с целью увеличения долговечности передачи, цевки установлены в ободе колеса с возможностью перемещения вдоль собственной оси и выполнены бочкообразными, а поверхность зубьев зубчатого колеса в осевом сечении выполнена вогнутой. СП
„„SU„„1015162
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
g(SD F 16 Н 1/32
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИ ГЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 Ц 3234li450/25-28 (22) Х6.42;80
;(40) . 30.04.9Я. 1эюл. 14 16 (7й) П. Ф, Дейнеко и С. H. Городняя (53) 621.833Я.(088.8) (58) 1, Патент США K 4041808, кл. 74-800, 1977 .
2. Патент США % 3139771, кл. 74-800, 1964 (прототип) . (54) (57) ПЛАНЕТАРНАЯ IIPEUECCHОННАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая два находящихся в контакте конических колеса, одно из KOTOpbK BMIMIHeHG зубчатым, а другое — цевочным с цевками, установлен» ными в ободе колеса с возможностью вращения, и кривошип, на котором уста новлено одно из колес, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью увеличения долговечности передачи, цевки установ лены в ободе колеса с возможностью перемещения вдоль собственной оси и выполнены бочкообразными, а поверхность зубьев зубчатого колеса в осевом сече% .нии выполнена вогнутой.
1018162 ния.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к планетарной передаче, коническое колесо которой совершает прецессионное движение.
Известна планетарная преиессионная передача, содержащая два конических колеса, одно из которых зубчатое, а другое иевочное 1 j.
Рабочие боковые поверхности цевок и зубьев колес выполнены плоскими, что вызывает при работе передачи трение . скольжения боковых поверхностей и при- водит к износу.: и снижению КПД.
Наиболее близким к предлагаемой является планетарная преиессионная пере-дача, содержащая два находящихся в
/ . контакте конических колеса, одно из ко торых выполнено зубчатым, а другоецевочным с цевками, установленными в ободе колеса с возможностью вращения, и кривошип, на котором установлено одно из колес. Бевки цевочного колеса иередачи зафиксированы от перемещения вдоль собственной оси и выполнены конусными, а поверхность зубьев зубчатого колеса выполнена плоской 2 ).
В этой передаче иэ- а технологических погрешностей и деформаций в процессе работы зубчатое и цевочное колеса могут, смешаться опно относительно другого. Так- 30 как цевки цевочного колеса зафиксированы в ободе колеса от перемещений колеса вдоль собственной оси, то они будут сме;щаться. относительно зубьев зубчатого колеса. При этом теоретический линейча- 35 .тый контакт цевок и зубьев может нару-, шаться, т,е. возникнет точечный или кро= мочный контакт, что приведет к интенсив-: ному изнашиванию контактирующих по,верхностей и к снижению долговечности 4р передачи.
Бель изобретения — увеличение долговечности передачи.
Поставленная цель достигается тем, что в планетарной прецессионной передаче, содержащей два находящихся в контакте конических колеса, одно иэ которых выполнено зубчатым, а другое - цевочным с цевками, установленными в о боде колеса с возможн : стью вращения и кривошип, на котором установлено одно . из колес, цевки установлены в ободе колеса с воэможностью перемещения вдоль собственной оси и выполнены бочкообразными, а поверхность зубьев зуб55 чатого колеса в осевом сечении выполнена вогнутой.
На чертеже показана планетарная прецессионная передача, разрез.
Передача содержит размещенные в корпусе 1 два находящихся в контакте конических колеса. Закрепленное на ведомом валу 2 передачи коническое колесо 3 выполнено иевочным, в ободе которого на подшипниках 4 установлены цевки 5, а контактирующее с цевочным колесом 3 колесо 6 выполнено зубчатым. Передача содержит также кривошип 7, на котором установлено колесо 6. Бевки 5 не зафиксированы в ободе колеса 3 от перемещений вдоль собственной оси и выполнены бочкообразными, а поверхность зубьев зубчатого колеса 6 в осевом сечении выполнена вогнутой. Эту вогнутость целесообразно выполнить по линии, соответствующей линии бочкообразности цевок 5, которая, в свою очередь, может быть выполнена по окружности какой- либо другой выпуклой кривой, а также может состоять из отдельных прямолинейных участков.
Отношение наибольшего диаметра цевки к наименьшему выбирают в пределах
1,2-1,6. Вогнутость зубьев зубчатого колеса 6 в осевом сечении можно выполнить как по боковым поверхностям, так и по поверхности вершин зубьев, что фиксирует цевки 5, находящиеся эа пределами впадин зубчатого колеса 6. Количество зубьев и цевок колес 3 и 6 различное, целесообразно, чтобы разница составляла единицу.
Для передачи с большим передаточным отношением цевки 5 на колесе 3 можно установить через одну или через две.
Передача работает следующим обра зом.
Вращение ведущего вала 8 вызывает" прецессионное движение зубчатого колеса
6 и перемещение по периметру его венца эоны зацепления с цевочным колесом 3, что вследствие разницы чисел зубьев и цевок колес 3 и 6 приводит к вращению колеса 3 и связанного с ним ведомого вала 2. Для предохранения зубчатого колеса 6 от вращения относительно корпуса
1 в передаче имеется ролик 9, установленный на оси 10, жестко связанной с колесом 6. Ролик 9 имеет возможность возвратно-поступательного перемещения вдоль паза корпуса 1 передачи при совер. шепни колесом 6 прецессионного движеТак как цевки 5 установлены в ободе колеса 3 с возможностью перемещения вдоль собственной оси,,то в процессе работы они могут самоустанавливаться по
3 1015162 ф профилю зубьев колеса 6, что приводит . разности невок 5 и вогнутости рабочих к выравниванию нагрузки по ширине зубь- поверхностей зубьев колеса 6 между ними ев и исключает возможность появления лучше сохраняется смазка. Все это приво кромочного контакта. Благодаря бочкооб- дит к увеличению долговечности передачи.Составитель А. Ступаков
Редактор H. Гришанова Техред ВЯалекорей Корректори А. Ильин
Заказ 3177/35 Тираж 925 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4