Тренажер радиомонтажника

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК зд) б 09 В .9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3365884/18-24 (22) 17. 12. 81 (46) .30.04.83 Бюл. Р 16 (72) В.Н.Гюппенен и Е.В.Таранов . (71),Приборомеханическое объединение

"Курганприбор" (53) 681 ° 3.071(088.8) (5Q 1. „Авторское свидетельство СССР

Р 316115, кл. 909 В 9/00r 1971.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 333782, кл. 609 В 9/00, Н 05 К 13/06, 1972.(прототип). (54)(57) ТРЕНАЖЕР РАДИОМОНТАЖНИКА g содержащий генератор, распредели.тель импульсов, блок ввода о*ветных действий оператора, информацион ное табло и последовательно включенные блок задания программы обучения и блок индикации, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, и него введены последовательно включенные формирователь импульсов и блок усилителей, последовательно соединенные шифратор и

„.SU„„1015415 А первый коммутатор, последовательно включенные блок элементов ИЛИ и счетчик, выход которого соединен с входом .информационного табло, и второй коммутатор, первый вход которого соединен с выходом блока вво» да ответных действий оператора, второй вход - с вторым выходом блока задания программы обучения, а выходс вторым входом блока индикации, выход которого непосредственно подключен к первому входу блока элементов ИЛИ, а второй вход через первый коммутатор соединен -с первым выходом распределителя импульсов, второй выход которого подключен к второму входу блока элементов ИЛИ, g а вход - к второму выходу формирователя импул;зсов, вход которого соединен с выходом генератора, вход шифратора подключен к третьему выходу блока задания программы обучения, выход блока усилителей соединен с Я входом блока ввода ответных действий оператора.

1015415

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к учебно-тренировочным средствам, и предназначено для ис пользования его при профессиональной подготовке рабочих-радиомонтажников. известен тренажер, содержащий блок реле, табло-указатель места ошибок, штепсельный коммутатор, устройство для проверки исправности соединительных проводов, а также набор карт-заданий со схемами. Картаэадание с нанесенной на ее поверхности учебной схемой накладывается ,на штепсельный коммутатор, B проре- 15 зи карты вставляются штыри, которые становятся контактами тех элементов схемы, которые предварительно набраны на лицевой панели тренажера. После этого производят монтаж схемы f1),20

Данный тренажер является чисто учебным устройством с ограниченными воэможностями и может использоваться только на начальных стадиях обучения.

Наиболее близким к предлагаемому является тренажер, содержащий корпус, в котором зафиксирована монтажная рама, передняя панель которой служит для размещения штепсельных разъемов. На корпусе устройства расположена группа индикаторных лампочек, число и размещение которых соответствует числу и расположению контактных штифтов на штепсельных разъемах, Вторая группа индикаторных лам« З5 почек расположена внутри монтажной рамы с обратной сторОны разъемов.

Кроме того, устройство снабжено программным блоком.

При использовании устройства для 49 индикации какого-либо соединяемого разъема зажигается лампочка, стоящая непосредственно за разъемом, а для индикации контактного штифта загорается лампочка из группы индикатор" ных лампочек.

Радиомонтажник, следя за зажиганием лампочек, производит монтаж, если подсоединение проводника выполнено неверно, переключения лампочек не бу-50 дет и это является фиксацией ошибки рабочего. Пока он не исправит соеди" нение, не зажжется следующая лампочка 2).

Как конструктивная схема, так и эксплуатация известного устройства достаточно несложны, однако эксплуатационные возможности его при таком исполнении существенно ограничены, так как устройство невозможно использовать для сборки схемы электричес- 60 ких цепей малогабаритной аппаратурИ а также из"за недостаточной надежности его работы в смысле точности определения подсвеченного отверстия монтажной платы. При малых платах 65 и большом количестве мелкнх отверстий в них подсветка будет воспри ниматься глазом рабочего практически одинаково и одновременно в нескольких блиэкорасположенных отверстиях. Тем более, что имеются монтажные платы вообще беэ,отверстий.

Кроме того, известное устройство не позволяет автоматически суммировать допущенное количество ошибок рабочим, а следовательно, и оценивать качества его подготовки, задавать темп сборки, а также ограничено по применению при проведении работ с ферритовыми элементами. . Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера, обеспечивающего автоматическую фиксацию результатов сборки.

Указанная цель достигается тем, что в тренажер радиомонтажника, содержащий генератор, распределитель импульсов, блок ввода ответных действий оператора, информационное табло и последовательно включенные блок задания программы обучения и блок индикации, введены последовательно включенные формирователь импульсов и блок усилителей, последовательно соединенные шифратор и первый коммутатор, последовательно включен» ные блок элементов ИЛИ и счетчик, выход которого соединен с входом информационного табло, и второй коммутатор, первый вход которого соединен с выходом блока ввода ответных действий оператора, второй вход - с вторым выходом блока задания программы обучения, а выход— с вторым входом блока индикации, выход которого непосредственно подключен к первому входу блока элементов ИЛИ, а второй вход через первый коммутатор соединен с первым выходом распределителя импульсов, второй выход которого подключен к второму входу блока элементов ИЛИ, а вход — к второму выходу формирователя импульсов, вход которого соединен с выходом генератора, вход шифратора подключен к третьему выходу блока задания программы обучения, выход блока усилителей соединен с входом блока ввода ответных действий оператора.

На чертеже изображен предлагаемый тренажер.

Тренажер содержит генератор 1, формирователь 2 импульсов, элемент 3 задержки, распределитель 4 импульсов, шифратор 5, первый коммутатор б, выполненный из тиристоров, блок

7 задания программЫ обучения, светодиодную матрицу, представляющую собой блок 8 индикации, блок 9 элементов ИЛИ, счетчик 10, второй коммутатор 11, информационное табло

1015415

12, блок 13 ввода ответных действий оператора и блок 14 усилителей. Элемент 3 задержки и распределитель 4 объединены в формирователь 15 импульсов.

Блок .8 предстаэляет собой плату с двухцветными светодиодами (например, красным и желтым), расположенными попарно, причем одни (например, красные) светодиоды питаются с первого коммутатора, а другие (например, желтые) — с второго коммутатора 11. Блок 13 представляет собой плату, на которой размещены ферритовые кольца в соответствии с количеством желтых светодиодов на светодйодной матрице блока 8. Около каждого ферритового кольца (по обе стороны от него ) имеется по.два контактных гнезда для пайки монтажйого провода.

Первый коммутатор 6 представляет собой плату, на которой размещены тиристоры в количестве, соответствующем числу красных светодиодов.

Питание на тиристоры подается по отдельным группам с блока 7 через шифратор з в зависимости от заданной мОнтажной схемы, которая отображена

:красными светодиодами на светодиодной матрице блока 8. Конфигурация

- и число этих схем . может. быть достаточно большим. Например, в конк-. ретном случае, отвечающем характе-. ру труда монтажниц объединения, их число выбрано равным 10.

Запускаются тиристоры с распределителя 4. Причем каждый его элемент может запустить только свою группу тиристоров. Второй коммутатор представляет собой плату, на которой размещены тиристоры в количестве, соответствующем числу желтых светодиодов на светодиодной матрице блока 8 ° Питание подается на все ти- ристоры одновременно с блока 7.

Запускаются тиристоры каждый в отдельности импульсом соответствующего ферритового кольца на монтажной плате блока 13 после того, как монтажник прошье это кольцо монтажным проводом и запаяет концы в контактные гнезда.

Схема временной задержки элемента

3 представляет собой счетчик с регулируемой задержкой по обратной связи, которая регулирует цикл работы распределителя 4.

Блок 9 представляет собой набор элементбв ИЛИ, на каждый из которых подходит два сигнала с пары красных и желтых светодиодов. Считывание информации с блока 9 происходит при каждом цикле работы распределителя

4. Причем каждый элемент распредели" теля 4 считывает только свою группу элементов ИЛИ блока 9, Считывание информации в счетчик

10. происходит или с красного, или желтого светодиода через блок 9.

При наличии на входе блока 9 сигналов с красного и желтого светодиодов считывания информации в счетчик 10 не происходит. Тренажер может работать в двух режимах: тренажа и контроля.

Нажатием одной из клавиш не показаны) блока 7 включается питание на группу тиристоров кбммутатора

6, питающих красные. светодиоды по одной из заранее закодированных фигур монтажной схемы. В это же время запускается генератор 1 и через формирователь 2 сформированные импульсы запускают схему временной задержки элемента, при помощи которого задается временный цикл работы рас20 .пределителя 4. Распределитель 4 с каждого своего выхода выдает запускающий импульс на группу красных тиристоров в соответствии с циклом работы элемента 3, При этом запуска25 ется только тот тиристор в коммутаторе 6, на который подано напряжение и зажигается соответствующий красный светодиод в светодиодной матрице блока. 8. Последовательно

30 срабатывая, распределитель 4 зажигает все красные светодиоды на свето-. диодной матрице блока 8, которые отображают фигуру заданной монтажной схемы, ранее закодированной по

5,питанию соответствующих тиристоров в коммутаторе 6.

Параллельно с запуском тренажера монтажник н а монтажной плате блока

13 начинает выполнять задание, максимально приближенное к реальной работе. При этом монтажным проводом необходимо прошить тот феррит, который о месту .своего положения соответствует точно местоположению све- тящегося красного светодиода светодиодной матрицы блока 8. Для облЕгчения ориентировки по. краям монтажной платы и светодиодной матрицы бло-. ка 8 дана соответствующая разметка, например по горизонтали цнфровая, по, вертикали буквенная, так, что квадрат на светодиодной матрице блока 8 точно соответствует квадрату, на котором расположен феррит монтажной плиты блока 13. При правильном выполнениИ данной операции (сюда же входит и распайка концов провода в два контактных гнезда) загорается рядом с красным светодиодом желтый светодиод светодиодной матрицы блока 8 . При включении тренажера с блока 7 записываются одновременно все тиристоры во втором коммутаторе 11, а с фор,мирователя 2 через усилительную пи-рамиду блока 14 подаются запускающие импульсы на желтый феррит монтажной

1015415 плиты блока 13. На контактные гнезда рядом с каждым ферритом выведены концы соответствующих запускающих электродов тиристоров.

При распайке монтажного провода в контактные гнезда запускающий ., импульс запускает необходимый тиристор во втором коммутаторе 11, и зажигается желтый светодиод.

По мере загорания красных свето1О диодов на светодиодной матрице блока 8 монтажник должен успеть прошить и распаять соответствующие ферриты мбнтажным проводом на монтажной плате блока 13. При правильном монтаже желтые светодиоды будут повторять фигуру монтажной схемы (красных светодиодов) на светодиодной матрице бло"; ка 8.

Каждая пара светодиодов (красного и желтого) подсоединена к одному сво-2О ему элементу ИЛИ в блоке 9. Поэтому при неправильной работе монтажника будет гореть один красный или один желтый светодиод.на светодиодной матрице блока 8. В этом случае сиг- 25 нал с красного и желтого светодиодов запишется в счетчик 10, который зафиксирует ошибку, которая отраэитея на табло 12. Считывание информации в блоке 9 производится каждым элементом распределителя 4 по всей группе элементов ИЛИ блока 9..

В режиме контроля канал считывания отключается, распределитель 4 отключается от блока 9.

Схема временной задержки элемента

3 переключается на самый короткий период задержки. Включают блок 7 и на светодиодной матрице блока 8 отображают на заданное время одну из закодированных фигур монтажной схемы. 4О испытуемому предлагается запомнить фигуру и выполнить соответствующие операции на монтажной плате блока

13, которые бы повторяли в своей совокупности) иэображение фигуры.

После этого светодиодную матрицу блока 8 гасят. После выполнения задания светодиодную матрицу блока 8 включают вновь и сравнивают действительное совпадение фигур. табло 12 на это время можно также выключать, но можно и оставить включеннм, тогда в процессе выполнения задания монтажник будет знать о своих ошибках. В любом случае по окончании работы табло 12 высветит окончательный результат.

Предлагаемый тренажер позволяет производить обследование кандидатов в радиомонтажники с делью определения нх профессиональной пригодности, т ° е. производить профотбор и избежать излишних трудозатрат на учебу бесперспективных работников.

Необходимое время на подготовку радиомонтажника из контингента, не имеющего предварительной профессиональной подготовки (прием по свободному набору), без использования предлагаемого тренажера составляет порядка 90 -100 дн, необходимое время на специализацию по радиомонтажу выпускников специализированных технических училищ составляет порядка 30-45 дн а необходимое время на подготовку радиомонтажника, не имеющего предварительной профессиональной подготовки, но с использованием предлагаемого устройства составляет порядка 1015 дн. указанные затраты времени показывают, что использование тренажера в несколько раэ ускоряет подготовку радиомонтажников и при этом значительно повышается их квалификация.

1015415

Составитель А. Карлов

Редактор 9. Ковач Техред К.Мыцьо Корректор В.Гирняк

Заказ 3221/47 Тираж 488 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР . по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Рафвская наб.>. д. 4/5.

МЮЮЮЮЮЮ Ю

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, УЛ. Проектная, 4