Тренажер по тактике парусных гонок

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ . СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

3(59 С 09 В 9/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОЧНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 3313365/40-23 (22) 07.07.81 (46 ) 30.04.83. Бюл. Р 16 (72) A.Ñ. Розин, Н..Е. Розина, и.Ю.Вьг ховский, А.Н. Иокшин, Г.В. Белов, О.A. Ильин и Л.Д. Попов (71 ) Куйбышевский ордена Трудового

Красного Знамени авиационный институт им. акад..С.П. Королева (53 ) 621. 72: 629 ° 123(088. 8)(56 ) 1.Патент Великобритании 91379385 кл. В 7, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 762896, кл. A 63 F 9/22, 1978 (54)(57) ТРЕНАЖЕР ПО ТАКТИКЕ ПАРУСНЫХ

ГОНОК, содержащий генератор импульсов, задатчик скорости перемещения изображения, эадатчик направления перемещения иэображения, блок управления перемещением изображения, узел вос произведения изображения, первый .вход которого соединен с первым выходом блока управления перемещением иэрбражения, задатчик направления перемещения изображения подключен -к второму входу блока управления перемещением изображения, к третьему входу котОрого подключен задатчик скорости перемещения изображения, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности коллективного обучения, в него введены блок формирования иэображения яхты, модулятор скорости перемещения изображения яхты, блок формирования иэображения вектора ветра и задатчик направления изображения ветра, соединенный с входом блока формирования изображения вектора ветра и первым входом модулятора, скорости переме-, щения яхты, второй вход которого соединен с выходом генератора импульсов, третий вход модулятора скорости перемещения яхты соединен с вторым выходом блока управления перемещением изображения,к первому входу,.SU„„1015417 A которого подключен выход модулятора скорости перемещения яхты, второй выход генератора соединен с первым входом блока формирования изображения яхты, второй вход которого соединен с третьим выходом блока управления перемещением, первый выход которого соединен с первым входом узла воспроизведения изображения, второй вход которого. подключен к блоку Формирования изображения вектора ветра, выход блока формироваиия иэображения яхты подключен к третьему входу узла воспроизведения изображения, при этом блок управления перемещением изображения состоит иэ четырех делителей частоты с переменным коэффициен- е том деления, четырех схем 2И, четырех: .схем 1-2ИЛИ-2И,дешифратора, блока вымис ления и трех реверсивных счеФчикову выходы двух из которых связаны с С узлом воспроизведения иэображения, а их входы соответственно подключе- Я. ны к выходам четырех схем 1-. 2ИЛИ-2И,. входы 1ИЛИ которых попарно подключены соответственно к выходам двух..делителей частоты с переменньве коэффнци- рви ентом деления, сигнальные входы ко- . ® торых соединены с выходами первой и второй схем 2И, связанных входами ф 1 соответственно с эадатчиком скорости перемещения изображения и выходом третьего делителя частоты с переменным коэффициентом деления, управляющий вход которого подсоединен к за- ® 4 датчику скорости перемещения изображения, а сигнальный вход — к задатчи ку скорости перемещений изображения яхты, управляющие входы первых двух делителей частоты с переменным коэффициентом деления соединены с выходами блока вычисления, вход которого связан с пятым выходом дешифратора, вход которого подключен к выходу . третьего реверсивного счетчика, входы которого связаны с выходами третьей и четвертой схем 2И, входы

1015417 которых соответственно соединены с задатчиком направления перемещения изображения и четвертым делителем частоты с переменным;коэффициентом .деления, управляющий вход которого связан с задатчиком направления перемещения изображения, а сигнальный вход которого связан с задатчиком скбрости перемещения изображения яхты, при этом входы 2ИЛИ схем

1-2ИЛИ-2И соответственно подключены к первым четырем выходам дешифратора, а задатчик скорости перемещения изображения яхты содер>кит делитель частоты с переменным коэффициентом деления, два коммутатора, блок временной задержки, преобразователь аналог-код и дешифратор, связанный с задатчиком направления изображения вектора ветра, выход которого подключен к первому входу преобразователя аналог-код, второй вход которого связан с блоком управления перемещением изображения, выход преобразователя аналог-код связан с входом блока временной задержки, управляемы> входом первого коммутатора и управляющим входом второго коммутатора, управляемый вход которого соединен с выходом блока временной задержки, Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для привития навыков тактики парусных гонок яхтсменам.

Известен имитатор хождения под парусом, содержащи модель судна, перемещающуюся при имитации крена и изменении курса в ответ на управление рукоятки руля и утлегаря. Программируемый генератор сигналов ветра .создает сигналы, представляющие различйые значения вектора ветра. Управляющая аппаратура реагирует на сигналы вектора ветра и на сигналы установки паруса от утлегаря и имитирует крен, аналогичный крену, возникающему при движении по воде паРусного судна, Генератор сигналов ветра программирует различные усло вия, необходимые для обучения яхтсме.на. При изменении силы и направления ветра (вектора ветра) обучающийся воздействует на рукоятки руля и утлегаря,.чтобы удержать яхту под определенным углом крена (1).

Недостатком указанного имитатора является невозможность использования

его для коллективного обучения спорт- .сменов. а выход второго коммутатора подключен к управляющему входу первого коммутатора, выход которого связан с управляющим входом делителя частоты с переменным коэффициентом деления, сигнальный вход которого соединен с узлом генерирования импульсов, а выход - с блоком управления перемещением иэображения, при этом блок формирования изображения яхты содержит два делителя частоты с переменным коэффициентом деления, четыре схемы 1-2ИЛИ-2И,,счетчик и два реверсивных счетчика, выходы которых связаны с узлом воспроизведения изображения, а входы соответственно связаны с выходами четырех схем 1-2ИЛИ-2И, входы 2ИЛИ которых подключены к выходам блока управления перемещением изображения, а входы 1ИЛИ схем

1-2ИЛИ-2И соединены попарно соответственно с выходами двух делителей частоты с переменным коэффициентом деления, управляющие входы которых связаны с блоком управления.перемещением изображения, а их сигнальные входы связаны с генераторомимпульсов, .который подключен к счетному. входу счетчика, выход которого соединен с входами . установки нуля реверсивных счетчиков.

Наиболее близким к преплагаемомч является устройство, содержащее генератор импульсов, задатчик скорости перемещения иэображения, задатчик направления перемещения изображения, блок управления перемещением изображения, узел воспроизведения изображения, первый вход которого соединен с первым выходом блока управления перемещением изображения, задатчик направления перемещения иэображе. ния подключен к второму входу блока управления перемещением изображения, к третьему входу которого подключен задатчик скорости перемещения изобра. жения (2).

Недостаток данного тренажера .заключается в отсутствии воспроизведения движения парусных яхт, скорость которых зависит от направления ветра. Кроме того, этот тренажер не может останавливать изображение, что также не соответствует реальным условиям гонок на яхтах.

Цель изобретения — повышение эффективности .коллективного обучения.

Поставленная цель достигается тем, что в тренажер; содержащий генератор импульсов, задатчик скорости перемещения изображения, эадатчик

1015417 направления перемещения изображения, блок управления перемещением изображения, узел воспроизведения изображения, первый вход которого соединен с первым выходом блока управления перемещением изображения;задатчйк направле ния перемецения изображения подключен к второму входу блока управления пере-- . мещением изображения, к третьему входу которого подключен задатчик . скорости перемещения изображения, введены блок формирования изображения яхты,, модулятор скорости перемещения изображения яхты, блок формирования изображения вектора ветра и,задатчик направления изображения ветра, соединенный с входом блока

Формирования изображения вектора ветра и первым входом модулятора скорости перемещения яхты. второй l0

15 вход которого. соединен с выходом 20 генератора импульсов. третий вход модулятора скорости перемещения яхты соединен с вторым выходом блока управ.

65 ления перемещением изображения. к первому входу которого подключен выход модулятора скорости перемецения яхты, второй выход генератора соединен с первым. входом блока Формирова: ния изображения яхты, второй вход которого соединен с третьим выходом блока управления перемещением, пер.вый выход которого соединен с первым

:входом узла воспроизведения иэображе. ния, второй вход Которого подключен к блоку формирования изображения вектора ветра, выход блока формировайия .иэображения яхты подключен к третье-. му входу узла воспроизведения иэобра:жения, при этом. блок управления перемещением иэображения состоит из четырех делителей частоты с переменным 40 коэффициентом деления, четырех схем

2И, четырех схем 1-2ИЛИ-ZH, дешифра тора, блока вычисления и трех реверсивных счетчиков, выходы двух иэ которых связаны с узлом воспроизведе- 45 ния иэображения, а их входы соответственно подключены к выходам четырех схем 1-2ИЛИ-2И, входы 1ИЛИ которых попарно подключены соответственно к выходам двух делителей частоты с переменным коэффициентом деления, сигнальные входы которых соединены с выходами первой и второй схем 2И, связанных входами соответственно с задатчиком скорости перемещения иэображения и выходом третьего делителя частоты с переменным коэффициентом деления, управляющий вход которого подсоединен к задатчику скорости

I перемецения изображения, а сигнальный вход — к,.задатчику скорости пере- 60 мещения иэображения яхты, управляющие входы первых двух делителей частоты с переменным коэффициентом деления соединены с выходами блока вычислейия, вход которого связан с пятым выходом дешифратора, вход которого подключен к выходу третьего реверсивного счетчика, входы которого связаны с выходами третьей и четвертой схем 2И, входы которых соответственно соединены с задатчиком направления перемещения изображения и четвертым пелителем частоты с переменным коэффициентом деления, управляющий вход которого связан с эадатчиком направления перемещения изображения, а сигнальный вход которого связан с задатчиком скорости,переме- щения изображения яхты, при этом вхоцы 2ИЛИ схем 1-2ИЛИ-2И соответственно подключены к первым четырем выходам дешифратора, а эадатчик скорости перемещения изображения яхтн содержит делитель-частоты с переменным коэффициентом деления, два коммутатора, блок временной задержки, преобразователь аналог-код и дешифратор, связанный с задатчиком направления иэображения вектора ветра, выход которого подключен к первому входу преобразователя аналог-код, второй вход которого связан с блоком управления перемещением иэображения, выход преобразователя аналогкод связан с входом блока временной задержки, управляеьым входом первого коммутатора и управляющим входом вто. рого коммутатора, управляемый вход которого соединен с выходом блока временной задержки, а выход второго коммутатора подключен к управляющему входу первого коммутатора, выход которого связан с управляюцйм входом делителя частоты с переменным коэффициентом деления, сигнальный вход которого соединен с узлом генерирования импульсов, а выход — с блоком управления перемещением изображения, при этом блок формирования изображения яхты содержит два делителя частоты с переменныМ коэффициентом деления, четыре схемы 1-2ИЛИ-.2И, счетчик и два реверсивных счетчика, выходы Которых связаны с узлом воспроизведения,. иэображения, а входы соответственно связаны с выходами чеМирех схем.

1-2ИЛИ-2И, входы 2ИЛИ которых подключены к выходам блока управления пере. мещением изображения, а входы 1ИЛИ схем 1-2ИЛИ-2И соединены попарно соответственно с выходами двух делителей частоты с переменным коэффициентом деления, управляющие входы которых связаны с блоком управления перемещением изображения, а-их сигнальные входы связаны с генератором импульсов, который подключен к счетному входу счетчика, выход которого соединен с входами установки нуля реверсивных счетчиков., На фиг. 1 изображена-структурная схема предлагаемого тренажера; на фиг. 2 - Функциональная схема предла-.

1015

417 гаемого тренажера; на фиг. 3 — график определения скорости яхты относительно угла ветра; на фиг. 4 — процесс

Формирования угла наклона вектора скорости яхты к прямоугольным осям координат. 5

Тренажер по тактике парусных гонок содержит генератор 1 импульсов, задатчик 2 скорости перемещения изображения,задатчик 3 направления перемещения изображения, блок 4 управ- 10 ления перемещением изображения, блок

5 формирования изображения вектора ветра, модулятор б скорости перемещения иэображения яхты, задатчик 7 направления изображения ветра, блок 8 i5 формирования изображения яхты, узел

9 воспроизведения изображения, причем генератор 1 импульсов состоит из генератора 10 прямоугольных импульсов и делителя 11 частоты, блок

4 управления перемещением изображения состоит из четырех делителей 12

15 с переменным коэффициентом деления, четырех схем 2И 16-19, четырех схем 1-2ИЛИ-2И 20-23, трех ренерсивных счетчиков 24-26, дешифратора 27 и блока 28 вычисления модулей Фи х . иСо Х, блок 5 формирования изображения вектора ветра состоит из генератора 29 пилообразного напряжения 29 и блока 30 управления изображением нет ра, модулятор б скорости перемещения изображения яхты состоит из дешифратора 31, логического блока 32, блока

33 временной задержки, коммутаторов

34 и 35 и делителя 36 частоты с пере- 35 менным коэффициентом деления, блок 8 формирования изображения яхты состоит из делителей 37 и 38 частоты с переменным коэффициентом деления, четырех схем 1-2ИЛИ-2И 39-42, реверсивных 40 счетчиков 43 и 44 и счетчика 45. Первый, второй и третий входы блока 4 управления перемещением изображения связаны соответственно с выходами . задатчика 2 скорости перемещения изоб-45 ражения, задатчика 3 направления перемещения изображения и модулятора б скорости перемещения иэображения яхты первый и второй входы котораго соответственно подключены к выходу за- 50 датчика 7 направления-изображения ветра и генератору 1 импульсов. Первый .и второй выходы блока 4 управления перемещением изображения соответственно связаны с первым входом узла

9 воспроизведения изображения и третьим входом модулятора б сКо рости перемещения изображения яхты.

Выход задатчика 7 также связан с вхо дом блока 5 формирования изображения ветра, выход которого подключен к второму входу узла 9 воспроизведения изображения, третий вход которого соединен с выходом блока 8 формирования изображения яхты, первый и второй входы которого соответственно связаны с генератором 1 импуль сов и третьим выходом блока 4 управления перемещением изображения; При этом генератор 10 прямоугольных импульсов подключен к делителю 11 частоты, к сигнальным входам делителей 37 и 38 частоты с переменным коэффициентом деления и к счетному входу счетчика 45, а выход делителя 11 связан с сигнальным входом делителя 36 частоты с переменным коэффициентом деления, управляющий вход которого соединен с выходом коммутатора 35, управляющий вход которого связан с выходом коммутатора 34, а управляемый вход — с выходом логического блока 32, который также связан с входом блока 33 временной задержки и управляющим входом коммутатора 34. Выход блока 33 подключен к управляемому входу коммутатора 34. Входы логического блока

32 соответственно соединены с выходами дешифраторов 27 и 31. Вход дешифратора 31 подключен к задатчику 7 направления изображения нетра, который также связан с управляющим входом блока 30 управления изобр6жением,ветра, управляемый вход которого соединен с генератором 29 пилообразного напряжения. Управляющий вход делителя 12 частоты с переменным коэффициентом деления связан с первым выходом задатчика 2 скорости перемещения иэображения, а сигнальный вход — с ныходом делителя

36. Первые входы схемы 2И 16 и 17 соединены с выходом делителя 12, а вторые нходы — с вторым выходом задатчика 2. Сигнальный вход делителя

13 .частоты с переменным коэффициентом делениа связан с выходом схемы

2И 16, а управляющий вход — с первым выходом блока 28 вычисления. Сиг. нальный вход делителя 14 частоты с переменным коэффициентом деления связан с выходом схемы. 2И 17, а управ. ляющий - с вторым выходом блока 28 нычисления, который своим входом подключен к пятому выходу дешифратора

27, вход которого связан с выходом реверсинного счетчика 26. Входы

1ИЛИ схем 1-2ИЛИ-2И 20 и 21 соединены с выходом делителя 14. Один из входов 2ИЛИ схемы 20 соединен с первым выходом дешифратора 27, а дру. гой вход 2ИЛИ вЂ” с вторым выхсдом дешифратора 27. Один иэ входов 2ИЛИ схемы 21 соединен с третьим выходом дешифратора 27, а другой @ход 2ИЛИ схемы 21 — с четвертым выходом дешифратора 27. Один из входов 2 ИЛИ схемй 22 соединен с первым выходом дешифратора 27, другой вход .2ИЛИ схемы 22 — с четвертым выходом дешиф. ратора 27. Один из входов 2ИЛИ схемы 23 соединен с вторым выходом дешифратора 27, другой вход 2ИЛИ схе1015417

15 мы 23 — с третьим выходом дешифра тора. 27. Суммирующий вход реверсивного счетчика 24 связан с выходом схемы 20, а вычитающий вход — с выходом схемы 21.. Суммирующий вход реверсивного счетчика 25.связан с выходом схемы 22, а вычитающий вход— с выходом схемы 23. Выходы реверсивных счетчиков 24 и 25 связаны с узлом

9 воспроизведения изображения. Управляющий вход делителя 15 частоты с переменным коэффициентом деления связан с первйм выходом задатчика 3 направления перемещения изображения, а сигнальный — с выходом делителя

12. Первые входы схем 2И 18.и 19 подключены к выходу делителя 15, а вторые — соответственно к второму и третьему выходам задатчика 3. Суммирующий вход реверсивного счетчика

26 связан с выходом схемы 2И 18, а вычитающий вход — с выходом схемы 2И

19. Управляющие входы делителей

37 и 38 частоты с переменным коэффициентом деления подключены соответственно к первому и второму выходам блока 28 вычисления. Выходы 1ИЛИ схем 1-2ИЛИ-2И 39 и 40 соединены с выходом делителя 37,а входы 1ИЛИ схем 1-2ИЛИ-2И 41 и 42 соединены с выходом делителя 38. Входы 2ИЛИ схем

39-42 подключены к выходам дешифратора 27 параллельно соответствующим входам схем 20-23. Суммирукпций вход реверсивного счетчика 43 связан с выходом схемы 39, а вычитающий вход — с выходом схемы 40. Суммирующий вход реверсивного счетчика 44 связан с выходом схемы 41, а вычитающий вход - с выходом схемы 42. Выход счетчика 45 связан с входами установки нуля реверсивных счетчиков 43 и

44,-выходы которых подключены к узлу 9 воспроизведения изображения.

На фиг. 3 приняты. обозначения: И— вектор ветра; Ч- вектор скорости яхты или направление диаметральной плоскости яхты в случае, когда яхта не движется; ОГБ — курс гоночный бейдевинд; а - угол ветра при курсе гоночный бейдевинд; f(N,Ч ) - зависимость амплитуды вектора скорости яхты от угла ветра (угла между диаметральной плоскостью яхты и направлением ветра ) при постоянной его силе: Π— радиус-вектор максималь- . но вазможнбй скорости яхты для данного угла ветра, Х и Y — прямоугольные оси координат.

На фиг. 4 показаны круг с радиусом Ч и центром пересечения прямоугольных осей координат Х и 1 ; раз-. .бивка плоскости экрана на квадранты:

T. — углы 0 — 90 ., II — углы 90-180О, 111 — углы, 180-270, 1Ч .- углы

270-360о

F

Тренажер работает следующим образом.

Генератор прямоугольных импульсов вырабатывает прямоугольные импульсы заданной частоты-. Делитель 11 частоты делит импульсную последовательность на заданное число. Исходно во .

lace реверсивные счетчики 24 .- 26 заносится нуль. Генератор 29 вырабатывает пилообразное напряжение заданной частоты, которое разветвляется в блоке 30 управления изображением ветра на два симметричных канала — вертикального отклонения Y и горизонтального отклонения К.

Управляющий сигнал с задатчика 7 направления изображения ветра модулирует в каналах Y и Х блока 30 амплитуду и полярность пилообразного напряжения . Промодулированное пилообО разное напряжение подается из каналов Х и Y блока 30 в узел 9 воспроизведения изображения, который формирует на экране электроннолучевой трубки (ЭЯТ ) черточку, соответствую25 щую вектору ветРа. При управлении задатчиком 7 направления иэображения ветра вектор ветра на экране электроннолучевой трубки вращается. Одновременно управляющий сигнал с задатчика, 7 поступает на дешифратор 31, который преобразует этот сигнал в код, соответствующий углу наклона вектора ветра прямоугольным координатным осям Х и Y. С выхода дешифратора 31 код подается на первый вход блока

З5 32, на другой вход которого поступает код с дешифратора 27, который соответствует углу мужду координатной осью Х и вектором скорости яхты, либо диаметральной плоскостью яхты, 40 если яхта не движется. В зависимости от соотношения этих кодов, т.е. в зависимости от направления ветра, логический блок. 32 формирует код соответ,ствующий амплитуде радиус-вектора Я .

Таким образом, код на выходе логического блока 32 пропорционален макси-, мально возможной скорости яхты при данном угле ветра. Код с выхода ло.гического блока 32 одновременно-по5О ступает на коммутаторы 43 и 35 и блок

33 временной задержки, предназначен- j ные для моделирования поворотов оверштаг. Блок 33 временной задержки по йриходу входного кода, соответствующего углам ветра меньше угла курса гоночный бейдевинд, .вырабатывает им пульс длитечьностью 2 с, поступающий на управляемый вход коммутатора 34, который, при наличии на своем управляющем входе кода, соответствующего углам ветра меньше угла курса гоноч.ный бейдвинд, пропускает этот им-. пульс на управляющий вход кбммута- . тора 35. Коммутатор 35 пропускает выходной код логического блока 32 нй .

65 управляющий вход делителя 36 -частоты, 10

1015417 при отсутствии на своем управляющем входе импульса блока 38 задержки. Таким .образом,. при повороте оверштаг с хода, когда цремя поворота меньше .

2 с, на выходе коммутатора 35 сохраняется код, соответствующий углу курса гоночный бейдевинд, и поворот осуществляется на скорости,соответствующей этому курсу. Если рулевой ведет яхту под углом ветра меньше угла курса гоночный бейдевинт, то че- 1О рез 2 с код с выхода логического бло. ка 32, соответствующий амплитуде радиус-вектора P функции f(IV,V ) для углов ветра меньших угла гоночный бейдевинд, поступает на выход коммутатора 35, что отображается на экране в виде снижения скорости формирования результирующего изображения яхты. Делитель 36 частоты с переменным коэффициентом деления пре- 20 образует поступающий на него код с выхода коммутатора 35 в соответствующий коэффициент деления, на который делится частота следования пря- моугольных импульсов, поступающий на сигнальный вход делителя 36..Таким образом, на выходе делителя 36 частота следования прямоугольных импуль . сов идентифицируется с амплитудой радиус-вектора Я функции 1(И, К ) в зависимости от угла ветра. Модулятор скорости перемещения изображения яхты вырабатывает сигналы, соответствующие максимально возможной скорости яхты при данном угле ветра и его постоянной скорости, учитывая при этом инерционные свойства яхты при выполнении поворотов оверштаг, когда яхта поворачивается на курсе против ветра. Сигнальный. код, поступающий с выхода задатчика 2 скорос- 4Q ти перемещения иэображения, преобра" зуется.в делителе 12 частоты с переменным коэффициентом деления в соответствующий коэффициент деления так, что на выходе делителя 12 проис- 45 ходит регулировка частоты следова- ния прямоугольных импульсов, которая идентифицируется с амплитудой линейной скоросги яхты."Схемы 2И 16 и

17 разветвляют импульсную последовательность на два канала. В случае, когда выходной код задатчика 2 соответствует скорости равной нулю, схемы

2И 16 и 17 сигналы не пропускают.Сигнальный код, поступающий с выхода задатчика 3 направления перемещения изображения, преобразуется в делите-., ле 15 частоты с переменным коэффициентом деления в соответствующий коэффициент деления и частота следования прямоугольных импульсов на вы- 60 ходе делителя 15 идентифицируется с угловой скоростью циркуляции яхты.

В зависимости от направления угла закладки руля включается и пропускает импульсную последовательно ть 65 одна из двух схем 2И 18 или 19. Таким образом, угловая скорость циркуляции яхты направляется либо по часовой стрелке, либо против часовой.

В этом случае, когда руль заложен прямо и угловая скорость циркуляции отсутствует, сигналы через схемы 2И

18 и 19 не проходят. С выхода схемы

2И 18 импульсы поступают на суммирующий вход, а с выхода схемы 2И

19 — на вычитающий вход реверсивного счетчика 26, который выполняет функцию узла хранения угла вектора скорости яхты (либо просто направления диаметральной плоскости яхты при отсутствии движения). Код, занесенный в реверсивный счетчик 26, при этом приводится в соответствие с углом вектора скорости яхты и дешифруется дешифратором 27, который вырабатывает четыре сигнала, соответствующих направлению вектора скорости яхты в Диапазоне 0 -.90, 90-180О, 180-2708

270-360О и поступающих соответственно на схемы 1-2ИЛИ-2И 20,21,22,23, 39,40,41 и 42, а также подает код на блок 28 вычисления, который вычисляет модули синуса и косинуса угла вектора скорости яхты. Делители 13 и 14 частоты с переменным коэффициентом деления преобразуют код, соответствующий модулям синуса и косинуса угла вектора скорости яхты, в соответствующие коэффициенты деления и на выходе делителей 13 и 14 час тота следования прямоугольных импуль-. сов идентифицируется с амплитудой проекций вектора линейной скорости циркуляции яхты на ортогональные оси координат X u Y. Реверсивные счетчики 24 и 25 выполняют функции узлов хранения мгновенной координаты яхты по осяМ X u Y. Если яхта движется B первом квадранте, то импульсы с делителей 13 и 14 проходят через схемы 1-2ИЛИ-2И 20 и 22 на суммирую-, щие входы реверсивных счетчиков 24 и 25. Если яхта движется во втором квадранте, то импульсы с делителей

13 и 14 проходят. через схемы 1-2ИЛИ-2И 20 и 23 соответственно на суммирующий и вычитающий входы реверсивных счетчиков 24 и 25. Если .яхта движется в третьем квадранте, то импульсы проходят через схемы 1-2ИЛИ-2И 21 и 23 на вычитающие входы реверсивных счетчиков 24 и 25. Если яхта движется в четвертом квадранте, то импульсы проходят через схемы 1-2ИЛИ-2И 21 и 22 на вычитающий и суммирующий входы реверсивных счетчиков 24 и 25. Сигнальный. вход на выходе реверсивных счетчиков 24 и 25 определяет местоположение яхты на экране, которое формируется узлом 9. воспроизведения изображения. Скорость и направление перемещения изображе ния на экране. определяется скоростью

1015417

30 и соотношением изменения кодов в реверсивных счетчиках - 24 и 25. В случае, когда задатчик 2 скорости .выве.ден на нуль, изображение яхты неподвижно. Перемещение иэображения происходит с дискретностью, определяемой разрядностью реверсивных счетчиков

21 и 25. На управляющие входы делителей 37 и 38 частоты с переменным: коэффициентом деления поступает код, соответствующий модулям синуса и.косинуса угла вектора скорости яхты, который преобразуется в соответствующие коэффициенты деления, и на выходе делителей 37 и 38 частоты следования прямоугольных импульсов пропорцио- 15 нальны амплитудам проекций вектора линейной скорости циркуляции яхты на ортогональные оси координат Х и Y или пропордиональны проекциям диаметральной линии яхты на оси Х и Y.

Реверсивные счетчики 43 и 44 выполняют функцию узлов хранения величин, пропорциональных амплитудам проекций вектора линейной скорости циркуляции яхты на оси координат Х и Y. Счетчик 25

45 выполняет роль узла-хранения размера яхты по сечению диаметральной .плоскости. При его переполнении им пульс переноса сбрасывает реверсивные счетчики 43 и 44 в нуль и счетчик 45 начинает заполняться снова..

Так нормируется длина яхты на экране.

Узел, содержащий схемы 1-2ИЛИ-2И 3942 и реаерсивные счетчики 43 и 44,, работает аналогично узлу, содержащему схемы 1-2ИЛИ-2И 20-23 и. реверсивные счетчики 24 и 25, т.е. входы

1ИЛИ схем 39-42 являются информационными, а входы 2ИЛИ этих схем являются стробовыми (разрешающими прохождение информации). Узел 9 воспроизведения изображения преобразует сигнальный код на выходе реверсивных счетчиков 43 и 44 (ври помощи. цифроаналоговых преобразователей) в соответствующую развертку на экране, фор мируя изображение яхты, котррое при этом совмещается с координатами местоположения яхты. При совмещении на экране одной электроннолучевой трубки нескольких изображений яхт получают игровую тактичеокую ситуацию.

Предлагаемый тренажер обеспечивает воэможность воспроизведения закона движения яхт в функции от направления ветра, приближенного к реальным условиям, и получения иэображения яхты, вращающийся по направлению вектора скорости. Эта позволяет повысить эффективность обучения спортсменов по умению прокладывать свой курс и маневрировать в окружении других яхт спортсменов-гонщиков.

1015417

1015417

Составитель О. Курилович

Техред К.Мыцьо . Корректор B Гирняк

Редактор Ю. Ковач ,Заказ 3321/47 Тираж 488, Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4