Подшипниковая опора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА, с саморегулируемым натягом, содержащая смонтированную на валу и взаимодействующую с подщипником втулку, контактирующий с ней упругий элемент на валу, а также установленную на втулке гильзу с подпятником , на внутренней поверхности которой выолнены канавки с наклонными стенками , а во втулке - отверстия, в которых помещены щарики, контактирующие с наклонными стенками канавок, отличающаяся тем, что, с целью повыщения долговечности , она снабжена упругим элементом, рас-, положенным между торцами втулки и подпятником гильзы, и ограничителем осевого перемещения гильзы. I / - S 9 7J Г2 ff 8 III уг./ 6 /

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) В 23 В 19/02; F 16 С 25/06

° 3 Й" с ф

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2981836/25-27 (22) 15.09.80 (46) 07.05;83. Бюл. № 17 (72) Э. В. Коргичев (71) Украинский научно-исследовательский институт станков и инструментов (53) 621.822.6 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 743787, кл. В 23 В 19/02, 1977 (прототип). (54) (57) ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА с саморегулируемым натягом, содержащая смонтированную на валу и взаимодействую„„SU„„1016078 А щую с подшипником втулку, контактирующий с ней упругий элемент на валу, а также установленную на втулке гильзу с подпятником, на внутренней поверхности которой выолнены канавки с наклонными стенками, а во втулке — отверстия, в которых помещены шарики, контактирующие с наклонными стенками канавок, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности, она снабжена упругим элементом, рас-. положенным между торцами втулки и подпятником гильзы, и ограничителем осевого перемещения гильзы.

10160?8

1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах шпиндельных узлов металлорежущих станков.

Известна подшипниковая опора с саморегулируемым натягом, содержащая смонтированную на валу и взаимодействующую с подшипником втулку, контактирующий с ней упругий элемент на валу, а также установленную на втулке гильзу с подпятником, на внутренней поверхности которой выполнены канавки с наклонными стенками (1).

Недостаток известной подшипниковой опоры состоит в низкой эффективности работы регулятора в диапазоне малых оборотов. Низкая эффективность объясняется тем, что квадратичная зависимость усилия, развиваемого центробежным регулятором от чисел оборотов, приводит к незначительному его изменению при изменении оборотов в .диапазоне малых значений. При изменении чисел оборотов в диапазоне больших значений изменение усилия, вырабатываемого регулятором, а значит и величины натяга, значительны. Попытка повысить эффективность работы регулятора в диапазоне малых оборотов за счет увеличения массы центробежных грузиков приводит к тому, что на максимальных расчетных оборотах подшипника регулятор снимает весь предварительный натяг в нем, раскрывает зазор в подшипнике и делает подшипниковую опоры, таким образом, неработоспособной.

Цель изобретения — повышение долговечности подшипниковой опоры.

Поставленная цель достигается тем, что подшипниковая опора с саморегулируемым натягом, содержащая смонтированную на валу и взаимодействующую с подшипником втулку, контактирующий с ней упругий элемент на валу, а также установленную на втулке гильзу с подпятником, на внутренней поверхности которой выполнены канавки с наклонными стенками, а во втулке— отверстия, в которых помещены шарики, контактирующие с наклонными стенками, канавок, снабжена упругим элементом, расположенным между торцами втулки и подпятником гильзы, и ограничителем осевого перемещения гильзы.

На фиг. 1 изображена подшипниковая опора, поперечный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез

Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез  — В на фиг. 1.

Подшипниковая опора состоит из радиально-упорного подшипника 1 и центробежного регулятора натяга в нем, содержащего втулку 2 с буртиком 3, смонтированную на валу 4 и взаимодействующую с подшипником 1, последовательно соединенные упругие элементы 5 и 6, смонтированные на валу 4 и взаимодействующие со втулкой 2, 5

2 а также установленную на втулке 2 гильзу

7 с подпятником 8, размещенным между упругими элементами 5 и 6. На внутренней поверхности гильзы 7 выполнены канавки

9 с наклонными кромками 10 и отверстия

11. На втулке 2 выполнены отверстия 12.

В полостях, образованных отверстиями 11 и 12, помещены шарики 13, выполняющие функцию инерционных грузиков. Шарики

13 контактируют с наклонными кромками

10 гильзы 7, стенками отверстий 12 втулки

2 и валом 4. Между буртиком 3 втулки 2 и торцом гильзы 7 установлены дистанционные полукольца 14, являющиеся ограничителем осевого перемещения гильзы.

Подшипниковая опора работает следующим образом.

В исходном состоянии упругим элементом 6 в подшипнике поддерживается повышенный натяг. Между буртиком 3 втулки 2 и торцом гильзы 7 посредством дистанционных полуколец 14 установлен расчетный зазор порядка 0,5 мм.

При вращении вала 4 шарики 13 под действием инерционных сил упираются в наклонные кромки 10 канавок 9 гильзы 7 и стенки отверстий 12 втулки 2. От этого гильза 7 и втулка 2 смещаются в осевом направлении друг относительно друга, сжимая упругие элементы 5. При этом деформация упругого элемента 6 уменьшается, от чего натяг, создаваемый им в подшипнике

1, снижается.

По мере увеличения оборотов вала 4 величина инерционных сил на шариках 13 все больше увеличивается. При этом относительное осевое смещение втулки 2 и гильзы 7 происходит до момента выборки зазора между буртиком 3 втулки 2 и торцом гильзы 7.

При дальнейшем увеличении чисел оборотов относительное смещение втулки 2 и гильзы 7 не происходит и натяг в подшипнике сохраняется неизменным.

Опора обладает повышенной технологичностью, так как между буртиком втулки и торцом гильзы устанавливается зазор х.

ДР

К где ЬР— наибольшая величина натяга подшипника, снимаемого регулятором;

К вЂ” жесткость упругого элемента 6 (фиг. 1).

Путем подбора коэффициента К зазор этот может быть выбран равным нескольким десятых долей миллиметра. Такой зазор легко устанавливается при сборке подшипниковой опоры.

Кроме того, в опоре износ подшипников не приводит к снижению натяга в них, поскольку он компенсируется упругим элементом 6, что повышает долговечность ее работы.

1016078

Составитель В. Хохлов

Редактор В. Ковтун Техред И. Верес Корректор М. Коста

Заказ 3282/13 Тираж 1106 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, 7K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4