Трансмиссионное масло

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО, содержащее нефтяное базовое масло, отличающееся тем, что, с целью снижения гидродинамического сопротивления масла, оно дополнительно содержит маслорастворимую триэтаноламиновую соль алкилили алкиларилэтоксифосфата при следатющем соотношении компонентов, об.%: Маслорастворимая триэтаноламинйвая соль алкилили алкилариЛэтоксифосфата О,15-1,О Нефтяное базовое Остальное масло

(19) (11) СОЮЗ СОВЕТСКИ)(, 00INNNO М

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕ

Н a TOPC O>W CSV en n.SV

Нефтяное базовое масло

Остальное (21) 3349498/23-04 (22) 30.10.81 (46) 07е05 ° 83 ° Вюпе 9 17 (72) E. Г. Самарин,. 8, П. Семенов, И. Т-. Полковниченко и П. Е. Чапланов (53) 621.892.8(088.8) (56) .1. Кичкин Г. И. и др. Масла для гидромеханичЕских коробок передач. N. "Химия", 1969, с. 118.

2. Товарные нефтепродукты, свойства и применение. Справочник под ред. Н. Г. Пучкова. М., "Химия", .1971, с 122-123(прототип). (54)(57) TPAHCMHCCHOHHOE МАСЛО содержащее нефтяное базовое масло, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения гидродинамического сопротивления масла, оно дополнительно содержит маслорастворимую триэтаноламиновую соль алкил-.или алкиларилэтоксифосфата при следующем соотношении компонентов, об.В:

Маслорастворимая триэтаноламинОвая

° соль алкил- или алкиларилэтоксифосфата 0,15-1,0

1016355

Изобретение относится к составам рабочих жидкостей с присадками, которые используются в гидросистемах трансмиссионных установок наземных транспортных средств, преимущественно для системы подпитки гидротрансформатора °

Известны трансмиссионные масла на основе маловязких дистиллятных нефтепродуктов с добавкой высокополимерных компонентов. Например, мас- 1О ло МК-8 содержит масляную фракцию .балаханской нефти и полиизобутилен (7%-ный раствор в этом масле) с высоким молекулярным весом от 5000 до

20000-30000. Положительный эффект. действия. загущающих присадок в виде высокополимеров для масла — это хорошие вязкостно-температурные и противоизносные свойства базовых масел 1.).

Недостаток этих масел — деструкция молекул присадок под действием высоких напряжений и скоростей сдвига, что характерно для турбулентного движения этих жидкостей. 25

Известны трансмиссионные масла содеражщие нефтяные дистилляты, вклю

° чающие осерненные тетрамеры пропилена, ксантогенаты, диалкилдитиофосфаты (2).

Получение более высоких, по сравнению с 4меющимися, характеристик комплекса агрегатов,. входящих в гид,росистему трансмиссионных установок, связывается с их совершенствованием, что, как правило, приводит к услож- З5 нению конструкций. Частично это может быть достигнуто за счет снижения уровня вязкости масла, используемого для гидросистем.

Например, для получения наиболь- 4О шего КПД гйдротрансформатора прй определенных лопастных системах его колес необходимо применять масло с возможно меньшим уровнем вязкости масла при 100 С, равной 2-3 сСт.

Однако эксплуатировать .масло с таким уровнем вязкости затруднительно из-за отсутствия надежных уплотнений в узлах гидросистем.

Целью изобретения является снижение гидродинамического сопротивления масла без изменения его вязкости при его циркуляции в гидросистемах трансмиссионных установок.

Поставленная цель достигается тем, что трансмиссионное масло, со" держащее нефтяное базовое масло, дополнительно содержит маслорастворимую триэтаноламиновую соль алкилили алкиларилэтоксифосфата при следующем соотношении компонентов,об..Ъ бО

Маслорастворимая триэтаноламиновая соль алкил- или алкиларилэтоксифосфата 0,15-1,0

Нефтяное базовое масло Остальное б5

Сущность изобретения заключается в том, что молекулы дополнительной присадки (поверхностно-активного вещества), вводимой в нефтяное базовое масло, адсорбируются из по1ока на твердые ° стенки элементов гидросистемы и создают ориентированный слой молекул. Создание такого слоя положительно сказывается на течении в пограничном слое рабочей жидкости и приводит, таким образом, к снижению гидродинамического сопротивления жидкости в целом.

Экспериментальная проверка эффективности проведена на стендовой установке по снятию внешних характеристик собственно гидротрансформатора трансмиссии транспортного средства, как одного из самых существенных объектов потерь мощности в трансмис» сии. В качестве базового масла испытано масло NT-8П, содержащее 4,53 кальциевой соли диалкиларилдитиофосфорной кислоты, полученной на основе бис- (алкилфенол) -дисульфида, 1,5Ъ депрессатора АзНИИ-IIHATHM-1,- (продукт взаимодействия хлорированного парафина с фенолом и последующей обработки продукта монохлористой серой и гидроокисью бария) и 0,002% полиметилсилоксана.

Для оценки влияния возможного изменения вязкости рабочей жидкости (после ввода в нее дополнительной добавки в виде адсорбирующего ПАВ) на внешнюю характеристику гидротран,сформатора получена вязкостно-температурная характеристика проб этой рабочей жидкости с различной концентрацией ПАВ, представленная в табл. 1.

На основании данных, приведенных в табл. 1, видно, что введение дополнительной присадки ПАВ практически не оказывает влияния на вязкость рабочей жидкости гидротрансформатора при рабочей температуре масла т„ансмиасионных установок, равной

100 С, по крайней мере не снижает ее.

Поэтому полученное улучшение КПД гидротрансформатора (см. табл. 2 и 3) следует относить за счет изменения структуры потока рабочей жидкости, т.е. за счет снижения ее гидродинамического сопротивления.

Эффективность ПАВ проверялась путем проведения сравнительных испытаний.

Вначале были получены внешние характеристики гидротрансформатора с использованием масла MT-8П (базовое масло), а затем характеристики с использованием различных дополнитель. ных присадок с различной концентрацией.

Композицию рабочей жидкости готовят следующим образом.

1016355

При работающем стенде в циркулирующее по его гидросистемам и гидротрансформатору базовое масло ИТ-8П при температуре, близкой к рабочей (около 100 С), через бак вводят маслорастворимую присадку. Спустя некоторое время производят снятие внешней характеристики rio обычной методике . Чтобы погрешность испытаний свести к минимуму, характерные точки внешней характеристики снимаются 1О многократно. Также некОторые характерные точки проверяют на определенном режиме работы гидротранеформато-: ра путем снятия сначаЛа на рабочей жидкости - базовом масле, а затем, 15 не меняя режима, вводят присадку и получают. новые данные для .сравнения. . В табл. 2 и 3 отображены результаты испытаний, показывающие эффек.тивность применения предложенных ПАВ о совместно с базовым маслом.

Обобщение экспериментальных данных дает основание считать, что эф-! фективность указанных IIAB проявляет- yg

;ся с их концентрации в базовом масле от 0,15 об.Ъ. Эффект постепенно

Рабочая жидкость гидротрансформатора

Содержание присадки, об.Ъ м с сСт

8,60 10

9,05-10 6

Базовое масло

8,60 о 9,05

0,15

Базовое масло +

% триэтаноламиновая соль алкилэтокаифосфатов

9,10 ° 10 о

8,80. 10

0i37

9,10

8,80

0,10

0,26 .

8.,82 10

8,86. 10

8,82

0,52

8,86

Т,а блица 2

КПД гидротрансформатора, g 3

Передаточное отношени гидротрансформатора, 1/j

Базовое масло + трнэтаноламиновая соль алкилэтоксифосфатов азовое асло

T-8П

Содержание дополнительной присадки (по объему) 0,15% Ь 0,37% ь ) 84,8

0,58

1,8

86,6

86,3

1,5

85,7

87,3

1,6

1 3

1,.0

87,0

1,3

0,60

86,6

87,6

0 i 62@

87,9

1,0

88,5

88,1

0,6

87,5

88,2

0,64

0t7!

88,9

0,5

88,7

О,бб

Баз,овсе масло +

+ трнэтаноламиновая. соль алкиларилэтоксй.ФосФатов алкиларилэтоксифосфатов

4 нарастает с увеличением- концентрации IIAB до 1 об.Ъ. Дальнейшее увеличение концентрации не ведет к увеличению KIlp гндротрансформатора (h moy. « 2%) .

Технико-экономическая эффективность по данному изобретению заключается в получении достаточно простого инструмента снижения гидродинамического сопротивления трансмиссионного масла нри его движении через гидросистему.

Применительно к гидротрансформатору это дает увеличение его гидравлического КПД до 1,5%, что соответствует снижению тепловыделения в гидротрансформаторе >о 7-.10%, достигаемо,му за счет такого же уменьшения гид-. равлического сопротивления.

Общий КПД трансмиссии транспортного средства также выше с применением в масле ИТ-8П новых дополнительных присадок. Предлагаемое масло нЕ ухудшает смазку подшипниковых узлов, не нарушает работоспособности уплотнений, шестеренчатых маслонасосов и процессов работы узла гидротрансформатора в целом.

Таблица 1

Вязкость кинематическая при 100 С

1016355 .

° Продолжение табл. 2

КПД гидротрансформатора, g

Базовое масло + триэтаноламиновая сопь алкилзтоксифосфатов

Содержание дополнительной присадки по объему

@Ч 10,37% ь

0,15%

88,8

0,6

89,4

89,1

0,3

0,68

0,4

89,7

0,2

89,5.89,3.

0,70

0i3

89,9

0,1

89,7

89,6.О, 72

89,9

ОФ5

90,1

0,3

89,6

0,74

89,4

0,6

0,4

90,0

89,8

0,76

0,8

89,8

0,6

89,0

0,78

0,7

89,2

0,6

88,5

0,80

0,7

0,7

88,6

87,9

88,6

0 82

Таблица 3

КПД гидротрансформатора, 1 %

Базовое масло

t4T-8П

Базовое масло + триэтаноламиновая соль алкиларилэтоксифосфатов

Содержание дополнительной" присадки (по объему) О,26%

89,6

0,72

89,8

0i2

89,6

0.6

0,9

89,4

: 0,1 90,0

1,0

89,1

89,0

0,78

89,5

1,0

0,3

88 8

88,5

0,80

1i0

88,9

0,4

88,3

87,9

0,82

Составитель Л. Иванова

Редактор И. Николайчук Техред T.Ìàòî÷êà

Корректор C. 11екмар

Подписное

Заказ 3319/26 Тираж 503

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открывший

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород,. ул. Проектная, 4

Передаточное отношение гидротрансформатора, 1/j

0,7,4

0,76 всвое сло

-8П

Р9,6

89,1

90,2

90,3