Землеройно-транспортная машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ЗЕМЛЕРОЙНО-ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА, включающая базовый трактор, бульдозерное оборудование с упряжными шарнирами, гидравлическую систему управления бульдозерным оборудованием и рыхлительные зубья, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности рыхления путем приближения рыхлящих зубьев к базовой машине и упрощения конструкции , она снабжена двумя боковыми, смонтированными на упряжных шарнирах и ориентированными в противоположную сторону толкающих брусьев тягами, связанными между собой посредством рабочей балки с рыхлящими зубьями, при этом толкающие брусья и боковые тяги связаны между собой посредством зубчатой рейки и стопора. 2. Машина по п. I, отличающаяся тем, что рабочая балка с зубьями выполнена в виде П-образного шарнирного трехзвенника , концы которого шарнирно смонтированы сл йа боковых тягах, при этом оси шарниров, расположены вертикально. о: 4ib 4;: N5
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК зов E 02 F 530
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ !:".
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ фиг.! (21) 3285125/29-03 (22) 28.04.81 (46) 07.05.83. Бюл. № 17 (72) Л. А. Хмара, В. И. Баловнев, С. В. Шатов, В. А. Хмелевский, В; И. Осипчук, С. В. Потураев и А. П. Серко (71) Днепропетровский инженерно-строительный институт и Московский ордена
Трудового Красного Знамени автомобильно-дорожный институт (53) 621.878.2 (088.8) (56) 1. Захарчук Б. 3. и др. Навесное тракторное оборудование.для разработки высокопрочных грунтов. М., «Машиностроение», 1979, с. 64, р. 25.
2. Захарчук Б. 3. и др. Навесное тракторное оборудование для разработки высокопрочных грунтов. М., «Машиностроение», 1979, с. 60 — 62, р. 24 (прототип). (54) (57) 1. ЗЕМЛЕРОИНО-ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА, включающая базовый
„,Я0„„1016442 A трактор, бульдозерное оборудование с упряжными шарнирами, гидравлическую систему управления бульдозерным оборудованием и рыхлительные зубья, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности рыхления путем приближения рыхлящих зубьев к базовой машине и упрощения конструкции, она снабжена двумя боковыми, смонтированными на упряжных шарнирах и ориент ированными в противоположную сторону толкающих брусьев тягами, связанны ми между собой посредством рабочей балки с рыхлящими зубьями, при этом толкающие брусья и боковые тяги связаны между собой посредством зубчатой рейки и стопора.
2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что рабочая балка с зубьями выполнена в виде П-образного шарнирного. трехзвенни® ка, концы которого шарнирно смонтированы на боковых тягах, при этом оси шарниров расположены вертикально.
1016442
Изобретение относится к машинам для рыхления грунтов.
Известна землеройно-транспортная машина, включающая базовый трактор, бульдозерное оборудование, рыхлительное оборудование с тремя рыхлящими зубьями, гидравлическую систему управления навесным оборудованием (1).
Недостатками машины являются сложность конструкции, связанная с наличием гидросистемы для управления рыхлительным и бульдозерным оборудованием, а также отсутствие, регулировки количества одновременно участвующих в рыхлении зубьев, так как постоянно в работе участвуют три зуба, что на прочных грунтах не всегда является эффективным, часто целесообразно в работе иметь один или два зуба.
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является землеройно-транспортная машина, включающая базовый трактор, бульдозерное оборудование с упряжными шарнирами, гидравлическую систему управления бульдозерным оборудованием и рыхлительные зубья (2).
Недостатками машины являются низкая эффективность процесса рыхления в связи с удаленностью зуба рыхлителя от базовой машины, что уменьшает сцепление ходовой части с грунтом (чем дальше расположен зуб рыхлителя, тем больше вывешивается трактор на заднем мосте при рыхлении), а также сложность конструкции, обусловленная наличием гидросистемы управления рыхлительным оборудованием.
Цель изобретения — повышение эффективности рыхления путем приближения рыхлящих зубьев к базовой машине и упрощение конструкции.
Указанная цель достигается тем, что землеройно-транспортная машина, включающая базовый трактор, бульдозерное оборудование с упряжными шарнирами, гидравлическую систему управления бульдозерным оборудованием и рыхлительные зубья, снабжена двумя боковыми, смонтированными на упряжных шарнирах и ориентированными в противоположную сторону толкающих брусьев тягами, связанными между собой посредством рабочей балки с рыхлящими зубьями, при этом толкающие брусья и боковые тяги связаны между собой посредством зубчатой рейки и стопора.
Кроме того, рабочая балка с зубьями выполнена в виде П-образного шарнирного трехзвенника, концы которого шарнирно смонтированы на боковых тягах, при этом оси шарниров расположены вертикально.
На фиг. 1 изображена землеройно-транспортная машина., общий вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид в плане; на фиг. 3— процесс разработки грунта землеройнотранспортной машиной, работа задними
Зо
45 зубьями; на фиг. 4 — то же, работа всеми зубьями; на фиг. 5 — рабочая балка рыхлителя; на фиг. 6 — то же, вид сбоку; на фиг. 7 — узел 1 на фиг. 1; на фиг. 8— узел П на фиг. 4; на фиг. 9 — узел Ш на фиг. 7.
Землеройно-транспортная машина состоит из базового трактора 1, в передней части которого с помощью гидроцилиндра 2 и толкающих брусьев 3 установлен отвал 4.
Толкающие брусья 3 крепятся к базовому трактору 1 с помощью упряжных шарниров 5, на которых также смонтированы боковые тяги 6, ориентированные в противоположную сторону толкающих брусьев 3.
Концы боковых тяг 6 соединены между собой рабочей балкой 7, выполненной в виде подвижного трехзвенника, состоящего из поперечины 8 и продольных элементов 9.
Причем между собой поперечина 8 и продольные элементы 9 связаны с помощью пальцев 10, а в целом рабочая балка 7 также крепится шарнирно с помощью шарниров 11 с вертикальными осями к боковым тягам 6. На внутренних поверхностях элементов 9 у места их шарнирного соединения с поперечиной 8 установлены упоры 12. На боковых элементах 9 рабочей балки 7 выполнены вертикальные прорези 13 таким образом, что смонтированные в этих отверстиях зубья 14 и 15 установлены след в след, причем задние зубья 15 смонтированы в скобах 16 и располагаются ниже, чем передние зубья 14. В средней части поперечины 8 смонтирован рыхлящий зуб 17, располагающийся на одном уровне с задними зубьями 15. На боковых поверхностях задних зубьев 15 и зуба 17 выполнены по вертикали с одинаковым шагом отверстия 18.
В местах шарнирного соединения 11 в верхней части боковых элементов 9 выполнены накладки 19. На толкающих брусьях 3 с помощью шарнира 20 установлено стопорное устройство 21, которое с помощью зубчатой рейки 22 через кронштейн 23 связано с боковыми тягами 6.
Стопорное устройство 21 состоит из корпуса 24, внутри которого установлена защелка 25, фиксирующая в секторе 26 пальцем 27, прижатие защелки 25 к зубчатой рейке 22 осуществляется с помощью спиральной пружины 28. Зубчатая рейка закрепляется в корпусе 24 с помощью стопоров 29.
Землеройно-транспортная ботает следующим образом.
Перед разработкой высокопрочных грунтов с помощью гидроцилиндров 2 базового трактора 1 опускается рабочая балка 7 в нижнее положение. Затем выжимаются стопоры 29 из корпусов 24 (соответственно с одной, а затем с другой стороны), при этом выводятся из зацепления с зубчатыми рейками 22 защелки 25, которые фиксиру1016442 фиг. 2 ются в секторах 26. После этого с помощью гидроцилиндров 2 производится опускание отвала 4 до тех пор, пока не совпадут отверстия на зубчатых рейках 22 и стопорных устройствах 21, для закрепления зубчатых реек в корпусах 24 стопорных устройств 21.
При втягивании штоков гидроцилиндров 2 и движении базового трактора 1 осуществляется заглубление рыхлящих зубьев 14, 15 и 17. Причем первоначально в грунт внедряются боковые передние рыхлящие зубья 14, а затем боковые задние зубья 15 и средний рыхлящий зуб 17.
При необходимости возможно рыхление грунта всеми рыхлящими зубьями одновременно, боковыми передними зубьями, боковыми задними и средним зубом и только средним зубом.
Количество зубьев, участвующих в разрушении грунтов, определяется технологией ведения работ.
В случае работы землеройно-транспортной машины на менее прочных грунтах возможно увеличение глубины рыхления грунта путем перестановки зубьев 15 и 17 вниз цо вертикали с помощью отверстий 18. Кроме того, выполнение рабочей балки 7 в виде подвижного трехзвенника обеспечивает возможность поворота навесного рыхлительного оборудования в ту или иную сторону при развороте базовой машины 1.
При необходимости- предлагаемая конструкция землеройно-транспортной машины может работать как бульдозерное оборудование. Для этого вместо рыхлящих зубьев 15 и 17 устанавливается отвал, который может служить для уборки строительногр мусора вблизи строящихся зданий.
По окончании рыхления грунта бульдозером, навесное рыхлительное оборудование устанавливается в транспортное положение следующим образом.
С помощью гидроцилиндров 2 базового трактора 1 рыхлящие зубья выводятся на поверхность грунта. Затем вынимаются стопоры 29 из корпусов 24 (соответственно с
1о одной, а затем с другой стороны), при этом выводятся из зацепления с зубчатыми рейками 22 защелки 25, которые фиксируются в секторах 26. После этого с помощью гидроцилиндров 2 производится подъем отвала 4 до тех пор, пока не совпадут отверстия на зубчатых рейках 22 и стопорных устройствах 21 для закрепления зубчатых реек в корпусах 24 стопорных устройств 21. После этого гидроцилиндрами 2 производят подъем навесного рыхлительного оборудования.
Введение в конструкцию землеройнотранспортной машины боковых, смонтированных на упряжных шарнирах и ориентированных в противоположную сторону толкающих брусьев тяг, связанных между собой рабочей балкой и с толкающими брусьями посредством зубчатой рейки и стопора, позволило приблизить рыхлящие зубья к базовой машине и наиболее полно реализовать тяговое усилие трактора, тем самым повысить эффективность рыхления. Кроме того, это дало возможность упростить кон3О струкцию за счет управления рыхлительным оборудованием гидроцилиндрами бульдозерного оборудования.
1016442
10j6442
1016442
//
В
27
Составитель А. Толмачев
Редактор А. Шишкина Техред И. Верес Корректор И. Шулла
Заказ 3332/3 I Тираж 673 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 l3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4