Кривошипно-шатунный механизм двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

„Вц„„,1 016577 A

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

g g F 16 С 1. 1/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ .НОМИТЕТ СССР

ГЮ ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (54)(S7) КРИВОШИПНО-ШАТУННЦЙ .МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ: с разъемной головкой, плоскость разъема которой параллельна оси вала, содержащий корпус, установленну@ в нем разъемную подшипниковую втулку с плоскостью разъема, про ходящей через ее ось, и крышку, о т л и ч а. ю шийся тем, что, с Целью повышения надежности путем уравновешивания масс элементов шатуна, плоскость разъема головки сме.-, щена относительно ее оси в сторону крышки, а плоскость разъема втулки повернута относительно ее оси до совмещения одной из наружных кромок разь- I ема втулки с одной из внутренних кромок разъема головки. (21) 3314953/Ь-27, (22) 06.07,81 (46) 07.05 83, lien, N 17 (72) А. Н ..Гоц, 10. А. Овчинников, С. И.. Некрасов, В. П. Горбунов, П, А, Антонов и В. Я. Израильский (71) Научно-исследовательский конструкторско-техналогический институт тракторных и комбайновых двигателей (53) 62.1,822.5{088.8) (56) 1. Авторское-.свидетельство СССР

9 593013, кл. F 16 С 9/02, 1976 .

2. Вихерт М. Н. Конструкция и расчет автотракторных двигателей.И., Машиностроение", .1964, с. 303 (прототип).

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ к авторском свидктяльствм " -::,;":;,:„,. Ц

10!6577

На фиг. 1 представлен предлагаемый кривошипно-шатунный механизм, вид со стороны переднего конца коленчатого вала (разрез,А-А); на фиг. 2 - то же 50 вид сбоку; на фиг. 3 - кривошипная головка шатуна со снятой крышкой; на фиг. 4-6 - условия сборки при различных величинах смещения h линии разъема корпуса относительно оси головки шатуна.

Кривошипно-шатунный механизм двиГателя внутреннего сгорания содержит . разъемную кривошипную головку 1 с корИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении, Известен кривошипно-шатунный механизм, содержащий подшипник скольжения с составным корпусом и полукольцевыми вкладышами (! J.

Известен также кривошипно-шатунный механизм двигателя внутреннего сгорания, шатун. которого имеет разъемную кривошипную головку, содержащую крышку. В горловке установлен разъемный шатунный подшипник, охватывающий шатунную шейку коленчатого вала. Плоскость разъема кривошипной головки проходит через ее центр, а увеличение жесткос- . ти крышки достигается путем увеличения ее массы C 2 J.

Указанные конструкции обладают недостаточной надежностью, связанной с большими неуравновешенными массами шатуна из-за увеличенных размеров его крышки, что повышает нагруженность кривошипно-шатунного механизма двигателя при работе, а также его вибрацию.

ЦелЬ изобретения - повышение надежности кривошипно-шатунного механизма при одновременном снижении металлоемкости.

Поставленная цель достигается тем, что в кривошипно-шатунном механизме с разъемной головкой, плоскость разьема которой параллельна оси вала, со- 35 держащем корпус, установленную в нем разъемную подшипниковую втулку с плоскостью разъема, проходящей через ее ось, и крышку, плоскость разъема.головки смещена относительно ее оси в 40 сторону крышки, а плоскость разъема втулки повернута относительно ее оси до совмещения одной иэ наружных кромок разъема втулки с одной из внутренних кромок разъема головки. 45 пусом 2, крышкой 3, разъемной подшипниковой втулкой 4, охватывающей шатунную шейку 5 с радиусом R коленчатого вала 6, с передним концом 7.

Плоскость разъема В-В кривошипноя головки 1 смещена относительно ее оси в сторону крышки на величину h

Плоскость разъема С-С подшипниковой втулки 4 повернута до совмещения одной из наружных кромок разъема втулки с одной иэ внутренних кромок разьема головки.

При работе двигателя на верхнюю половину разъемной втулки 4 со стороны переднего конца 7 коленчатого вала 6 действуют максимальные нагрузки, вызывающие наибольший износ втулки 4. Благодаря тому, что плоскость разъема втулки 4 повернута до совмещения одной из линии разъема втулки с линией разъема головки, середина верхней половины втулки оказывается смешенной в зону максимальных нагрузок, а плоскость разъема удалена от зоны максимальных нагрузок, что повышает надежность втулки

4, так как быстроразрушающиеся слои антифрикционного материала, расположенного около плоскости разъема втулки 4 выводятся из зоны максимальных нагрузок.

Смещение плоскости В-В кривошипной головки 1 относительно ее центра в сторону крышки 3, а, следовательно, уменьшение размеров крышки 3 повышает ее жесткость, что дает возмойность уменьшить ее массу. Жесткость второй половины кривошипной головки значительно больше жесткости крышки

3 и смещение плоскости разъема не снизит жесткость кривошипной головки

Л в целом. Уменьшение массы кривошипной головки 1 позволяет снизить нагруженность кривошипно-шатунного механизма уменьшением неуравновешенных масс шатуна, совершающих вращательное движение. Благодаря этому снижаются вибрации двигателя.

Величина смещения плоскости. разьема кривошипной головки относительно ее центра в сторону крышки определена из условия обеспечения возможности сборки кривошипно-шатунного механизма. Для установки коленчатого вала 6 в кривошипную головку 1 шатуна с размещенной в ней верхней половиной втулки 4 необходимо, чтобы выполнялось условие: 2R (21- b (фиг.3) . Это неравенство вытекает из условия сборки

3 1D16577 предлагаемого кривошипно-шатунного механизма. Если втулка легко деформируется, то деформировать разъемную кри.вошипную головку шатуна или шатунную шейку при сборке практически невозможно. Поэтому для того, чтобы шатунная шейка коленчатого вала могла пройти в верхнюю половину разъемной кривошипной головки с установленной в ней верхней пол виной разъемной втулки, !Э. необходимо, чтобы диаметр шейки (2Rt был меньше входного отверстия в верхней половине разъемной кривошипной головки, равного 21- Ъ. Только при атом условии можно собрать предлагае- и мый кривошипно-шатунный механизм.

Из фиг.. 3 следует, что

R+a

29+ д т.,6 C050(%4{Р+а где

У

Снижен 1е металлоемкости кривошипк уу ной головки шатуна позволяет понизить нагруженность кривошипно-.шатунно го механизма и уменьшить его вибрации, что повысит надежность всего кривошипно-шатунного механизма. г и со⮠— = й+Ь .

4 д " толщина подшипниковой втулки

2R<МЯ оГ-ь2(р- ); рд>2 р (йк к+И12 щу.д ) 1

1016577

1016577 .

Составитель,б. Иоисеева

Техред С.Мигунова . Корректор Г. Решетиик

Редактор П,йакаревич

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 3356/37 Тираж gyes

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква; М-35, Раушская наб„ д. 4/5