Реверсивный подшипник скольжения шарнирного узла
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ COBETGHMX
СОЦИАЛИСТИЧЕСН ИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1016580
3(59 F16Ñ 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
/ с
) (21) 3274729/25-27 . (22) 09.04.81 (46) 07.05.83. Бюл. N 17 (72) E.À. Степанов и С.В. Ковалевский (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт соляной промышленности (53) 621.822.5(088.8} (56) 1. Авторское свидетельство СССР и 527238, кл. B 21 J 5/08, 1975.
2. Орлов П.И. Основы конструирования, кн. 2, М., "Машиностроение", 1977, с. 404-405 (прототип). (54)(57) 1. РЕВЕРСИВНЫЙ ПОДШИПНИК
СКОЛЬЖЕНИЯ ШАРНИРНОГО УЗЛА, содержащий корпус, закрепленные на валу коль ца и размещенные между корпусом и кольцами плавающие втулки, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения долговечности и точности центрирования вала, кольца выполнены эксцентричными и с установленными на них втулками собраны в комплекты по три пары, оси симметрии колец в которых повернуты на 120
2. Подшипник по и. 1, о т л и .ч а ю шийся тем, что наружный диаметр плавающих шайб меньше диаметра отверстия корпуса на величину уд" о военного эксцентриситета.
Подшипник по и. 1, о т л ич а ю шийся тем, что кольца установлены на валу посредством шлице" вого соединения. 1
1016580
Изобретение относится к шарнирным узлам, преимущественно реверсивного трения, например, седельно-сцепных механизмов транспортных машин.
Известен подшипник скольжения, включающий корпус, вал с бицилиндро- . конической поверхностью и коническими втулками из антифрикционного материала с двумя рабочими поверхностями, а также узел регулировки подшипниками 1). 10
Недостатком известного подшипника является неудоЬство замены изношенных втулок, сложность уЗла регулиров- ки и неустойчивость работы в условиях реверсивного трения.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является подшипник, включающий корпус, закрепленную на валу втулку и размещенную между ними плавающую втулку, причем 20 плавающая втулка выполнена цилиндри- . ческой и в рабочем положении эксцентрична по отношению к оси .вращения вала. К преимуществу этого подшипника относится увеличенная надежность ра" боты, а также применимость в условиях опор качательного движения I.2 ).
К недостатку подшипника относится худшее центрирование вала.и повышен" ный износ наружной рабочей поверхнос- зо ти втулки в условиях ударных нагрузок.
Цель изобретения - повышение долговечности рабочих поверхностей втулки и точности центрирования вала.
Поставленная цель достигается тем, 35 что в реверсивном подшипнике скольжения шарнирного узла, содержащем корпус, закрепленные на валу посредством шлицевого соединения кольца и размещен ные между корпусом и кольцами плаваю- 4О щие втулки, кольца выполнены эксцентричными и с установленными на них втулками собраны в комплекты по три пары, оси симметрии колец 6 которых повернуты на 120 . 45
Наружный диаметр плавающих шайб меньше диаметра отверстия корпуса на величину удвоенного эксцентриситета.
Кольца установлены на валу посред» ством шлицевого соединения.
Такое выполнение подшипника обес- печивает замену полужидкостного тре ния скольжения трением качения втулок по корпусу. При этом резко снижается износ как втулок, так и подшипниково55 го гнезда корпуса подшипника и соответственно повышается долговечность их соприкасающихся. рабочих поверхнос тей. Указанное расположение колец и втулок обеспечивает опору вала на корпус в трех точках касания втулок и корпуса, а также точное центрирование вала в корпусе подшипника.
На фиг. 1 изображен подшипник, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Подшипник состоит иэ корпуса 1, установленных на валу 2 посредством шлицевого соединения колец 3 и размещенных между корпусом и кольцами плавающих втулок 4. Корпус 1 является частью вилки 5, на которой установлен еще такой же подшипник 6, а в средней части вал 2 сопряжен с серьгой 7. Серьга, вилка, вал и подшипники образуют шарнирный узел седельносцепного механизма транспортной машины. Кольца 3 имеют эксцентриситет, равный 1 . Оси симметрии соседних колец повернуты друг относительно друга на 120 . На кольцах 3 свободно установлены втулки 4, наружный диаметр каждой из которых меньше диаметра отверстия корпуса на величину удвоенного эксцентриситета Ю . В осевом направлении комплект эксцентриковых колец 3 и цилиндрических втулок.4 зафиксирован посредством гаек 8 и шайбы 9. Гнездо корпуса 1 армировано запрессованной в него стальной закаленной втулкой 10.
Подшипник работает следующим образом.
При качательном движении серьги 7 вал 2 совершает возвратно-вращательное движение. Вместе с валом 2 совер" шают такое же движение к эксцентриковые кольца 3, которые передают рабочую нагрузку на закаленную втулку 10 корпуса 1 через концентричные втулки
4,которые обкатываются по этой втулке. Таким образом, составная втулка из наЬора эксцентричных колец и пла-. вающих втулок перемещается в круговом направлении с трением качения по поверхности втулки 10.
Замена трения скольжения трением качения втулки 4 по гнезду корпуса l повышает долговечность наружных поверхностей колец 3 и рабочей поверхности стальной втулки 10 гнезда корпуса.
Контактирование вала 2 с гнездом корпуса 1 посредством трех пар кольцовтулка с осями симметрии, повернутыми друг относительно друга на 120
1 !
Составитель Б. Моисеева
Техред В.Далекорей
Редактор П. Макаревич
Корректор . Рошко
Заказ 3357/38
Тираж 776 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 (фиг. 2), обеспечивает необходимую точность центрирования вала 2.
Замена изнашиваемых антифрикционных втулок не представляют
1016580 ф технологических. сложностей„ что упрощает техническое обслуживание и . ремонт предлагаемого подшипника.