Сдвоенный фрикцион

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

„„SU„„1016587

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHQINf СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ю

Cb

Ql.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

fl0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3227016/25-27 (22) 30.12.80 (46) 07.05.83. Бюл. и 17 (72) В.В. Костромин и В.А. Федоров; (71) Производственное объединение

"Челябинский тракторный. завод им. В.И. Ленина". (53) 621.825.54(088.8) (56) 1. Гапоян Д.T. Фрикционы автоматических коробок передач. И., "Иашиностроение", 1966, с. 39 (прототип). (54)(57) СДВОКННЦЙ ФРИКЦИОН, с ДеРжщий поршни, размещенные в корпусе между его перегородкой и фрикционами, :отличающийся тем, .что, с3(5р F 16 0 13/54; F 16 0 25/063 целью повышения надежности и эксплуатационных характеристик путем блоки- . ровки поршней, он снабжен .средством для механической блокировки поршней, . выполненным в виде пальцев с буртами,. установленных с возможностью осевого смещения в отверстиях, выполненных в перегородке корпуса и стенках обоих поршней, а также размещенных на пальцах между их буртами и поршнями пружин сжатия, установленных с предварительным натягом, и втулок уста-новленных с осевыми зазорами, каждый из которых меньше- свободного хода . соответствующего поршня, а сумма которых больше свободного хода любого поршня.

1016587

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в коробках передач и в механизмах включения приводов вспомогательных агрегатов. 5

Известен сдвоенный фрикцион содержащий корпус со стенкой, разделяющей поршни двух фрикционов, огра" ничительные пальцы, жестко соединенные с поршнями, пакеты фрикционных 10 дисков, упорные диски и отжимные пружины. Включение одного фрикциона предусматривает обязательное выключение другого 1 g.

Недостатками конструкции являются 15 сложность, а также ненадежность из-за того, что центробежное давление жидкости в рабочей полости выключенного фрикциона в некоторых случаях может быть больше усилия отжимных пружин. 20

Непроизвольное включение какого-либо фрикциона приведет к повышенным износам его. деталей, т.е. к уменьшению долговечности деталей и ухудшению эксплуатационных характеристик уст- 25 ройства.

Цель изобретения - повышение надежности и эксплуатационных характеристик путем блокировки поршней.

Поставленная цель достигается тем, g0 что сдвоенный фрикцион, содержащий поршни, размещенные в корпусе между ее перегородкой и фрикционами, снабжен средством для механической блокировки поршней, выполненным в виде пальцев с буртами, установленных с возможностью осевого смещения в отверстиях, выполненных в перегородке корпуса и стенках обоих поршней, а также размещенных на пальцах между 40 их буртами и поршнями пружин сжатия, установленных с предварительным натягом, и втулок, установленных с осевыми зазорами, каждый из которых меньше свободного хода соответствующего порш 45 ня, а сумма которых больше свободного хода любого поршня.

На чертеже изображен сдвоенный фрикцион, продольный разрез.

Сдвоенный фрикцион состоит из Be дущего вала 1, корпуса 2 с разделяющей устройство на два фрикциона перегородкой. 8 каждом фрикционе установлены пакеты Фрикционных дисков 3 и

4, сжимаемые поршнями 5 и 6 относительно упорных дисков. Иежду каждым поршнем и пакетами фрикционных дисков 3 и 4 выполнены зазоры В и Г (соответственно для каждого фрикциона), являющиеся свободными ходами укаэанных поршней. Поршни фрикционов соеди" нены между собой средством механической блокировки, выполненным в виде пальцев 7, установленных, например, по скольэящей посадке в сквозных отверстиях поршней и стенки корпуса 2.

Для выполнения герметичности между рабочими полостями фрикционов в стенке корпуса 2 установлены уплотнения (не показаны). Пальцы 7 выполнены с буртами, которые могут быть исполнены в виде, например, болтов с ограничительными шайбами. На пальцы 7 в каждом фрикционе установлены отжимные пружины 8,, ) и с зазорами A и Б (соответственйо для каждого фрикциона) ограничительные втулки 10. Причем, зазоры подобраны так, что выполняются следующие неравенства: для левого фрикциона (фиг, 1)А 4 8; для правого фрикциона(фиг.1) Б (Г; для всего устройства Г (А + Б > В, где A - зазор между ограничительной втулкой и буртом пальца в левом фрикционе;

Б — зазор между ограничительной втулкой и буртом пальца в правом фрикционе;

8 — зазор между пакетом фрикцион" ных дисков и поршнем левого фрикциона (свободный ход поршня);

Г - зазор между пакетом фрикционных дисков и поршнем правого фрикциона (свободный ход поршня).

Сдвоенный фрикцион работает следующим образом.

При подаче давления в рабочую полость (например левого фрикциона) поршень 5, перемещаясь, выбирает зазор А, затем зазор В и сжимает пакет фрикционных дисков 3. Левый фрикцион включен, и крутящий момент от ведомого вала 1 передается на шестерню, При этом обязательно выключается правый фрикцион, так как, выбирая за-зор А, который меньше зазора,В, поршень 5 заставляет ограничительную втулку 10 этого фрикциона упереться в левый бурт пальца 7 и через него сжимает отжимную пружину 8 правого фрикциона, что вызывает дополнительное давление на поршень этого фрикциона, а если он поджимает пакет фрикционных дисков 4 правого фрикциона, то это вызывает дополнительное отключающее перемещение поршня 6.

Составитель В. Розанов

Редактор А. Ворович Техред I.Кастелевич

Корректор " Фоши

Тираж 925 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 3358/38

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная; 4

3 1 При выключении левого фрикциона отжимные пружины 8 и 9 возвращают поршень 5 (поршни 5 и 6) s исходное нейтральное положение.

Использование изобретения позволит повысить надежность устройства и его эксплуатационные характеристи"

016587 4 ки, так как в его конструкции будет исключена любая возможность включения какого-либо фрикциона, исключен дополнительный износ деталей фрикционов, в том числе фрикционных дисков, что приведет к повышению их долговечности.