Составное колесо для беззазорной зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОСТАВНОЕ КОЛЕСО ДЛЯ БЕЗЗАЗОРНОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ, содержащее по крайней мере два диска, первый из которых установлен на валу неподвижно и имеет на одном из торцов гнезда, распотженМые по бкружнорТи, а второй установлен с возможностью поворота и осевого перемещений, подпружинен в iосевом направлений и имеет на торце, ;обращенном к гнездам, конические лун;ки , равноудаленные с гнездами от центра колеса и смещенные п.б окружности относительно последних при совмещенных зубчатых венцах подвижного ;и неподвижного дисков, и шарики, размещенные в лунках и гнездах, о т л йчающееся тем, что, с целый повышения долговечности, оно снабжено дополнительным подвижным диском, установленным симметрично относиУёльно неподвижного, с возможностью поворота и осевого смицения и подпружиненным в осевом направлении, на торце его, обращенном к неподвижному диску, вы- . полнены конические лунки, равновеликие лункам первого дискаи расположенные аналогично последним, а гнезда выполнены в виде сквозных отверстий, расположенных попарно и симметрично относительно радиальной плоскости симметрии лунок.

.,Su„„1016598

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУЬЛИН

3(59 F 16 Н

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1. . 13

Ь 16ЛН9-1-Е;.:Д ! (21) 3350643/25-28 (22) 04.11.81 (46) 07.05.83. Бюл. N 17, . (72) Л.П.Тультов, Д.Г.Горштейн и Я.Е.Когут (71),Всесоюзный проектно-конструкторский институт сварочного производства (53) 621.833(088.8) .. (56) 1. Авторское свидетельство СССР

11 657205 кл. F 1 Н 55/18) 1976 .(прототип). . .(54)(57) СОСТАВНОЕ КОЛЕСО, ДЛЯ- БЕЗЗАЗОРНОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ, содержащее по крайней. мере два: диска,. первый из которых установлен на валу неподвиж" но и имеет на одном из торцов гнезда, .расположейные по окружности, а второй установлен с возможностью поворота и осевого. перемещений, подпружинен в

:осевом направлении и им6ет на торце, :обращенном к гнездам, конические лунки, равноудаленные с гнездами от центра колеса и смещенные по окружности относительно последних при совмещенных зубчатых венцах подвижного и. неподвижного дисков, и шарики, размещенные в лунках и гнездах, о т л и" ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения долговечности, оно снабжено дополнительным .подвижным диском, установленным симметрично относительно неподвижного, с возможностью поворота и осевого смещения и подпружиненным в осевом направлении, на торце его, обращенном к неподвижному диску, вы- . полнены конические лунки, равновеликие лункам первого диска и расположенные аналогично последним, а гнезда выполнены в виде сквозных отверстий, расположенных попарно и симметрично. относительно радиальной плоскости симметрии лунок.

1016598

Изобретение относится к машиностроению, а частности к беззазорным зубчатым передачам.

Известно составное колесо для без зазорной зубчатой передачи, содержащее по крайней мере два диска, один из которых установлен на валу неподвижно и имеет на одном иэ торцов гнезда, расположенные по окружности, 1О а другой установлен с, возможностью поворота и осевого перемещения, под" пружинен в осевом направлении и имеет на торце, обращенном к гнездам, конические лунки, равноудаленные с гнездами от центра колеса и смещенные по

15 окружности относительно последних при совмещенных зубчатых венцах подвижного и неподвижного дисков, и шарики, размещенные в лунках,и гнездах 1 ) .

Гнезда в неподвижном диске выполнены также в виде конических лунок.

Недостатком известного составного колеса является то, что в процессе работы находящиеся в зацеплении поверхности зубьев подвижного и неподвижного дисков изнашиваются, в результа" те чего рффект выборки боковых зазоров и точность передачи снижаются.

Цель изобретения " повышение долговечности составного колеса, Указанная цель достигается тем, что составное колесо для беззазорной. зубчатой передачи, содержащее по крайней мере даа диска, один из которых 3s установлен на валу неподвижно и имеет на одном из торцов гнезда, расположенные по" окружности, а другой установлен с воэможностью поворота и осевого перемещения, подпружинен в осевом 40 направлении и имеет на торце, обращенном к гнездам, конические лунки, равноудаленные с гнездами от центра колеса и смещенные по окружности относительно последних при совмещенных зубчатых венцах подвижного и неподвижного дисков, и шарики, размещенные в лунках и гнездах, снабжено дополнительным подвижным диском, установленным симметрично относительно непод" g0 вижного, с возможностью поворота и осевого смещения и подпружиненным в осевом направлении, на торце его, обращенном к неподвижному диску, выполнены конические лунки, равновеликие лункам первого диска и расположенные аналогично последним, а гнезда выполнены в виде сквозных отверстий, расположенных попарно и симметрично относительно радиальной плоскости симметрии лунок °

На фиг.l изображено колесо для безэазорной зубчатой передачи; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.l; на фиг.3вид Б на йг.1; на фиг.4 - разрез

В-В на фиг.2.

Составное колесо для безэазорной зубчатой передачи содержит неподвижный 1 и два подвижных 2 и 3 диска, установленных на ступице неподвижного диска 1 симметрично относительно последнего, пружинные шайбы 4 и 5, воздействующие на подвижные в осевом направлении диски 2 и 3, гайки 6 и 7 для затяжки цружинных шайб 4 и 5, шарики 8, расположенные в гнездах 9 и 10 неподвижного диска 1 и конических лунках ll и 12, выполненных в подвижных дисках 2 и 3, а также шпонку 13, фиксирующую неподвижный диск 1 на валу 14.

Составное колесо находится в зацеплении с ведущим зубчатым колесом 15.

На фиг.2 указаны расстояния t, на которые смещены по окружности гнезда

9 и 10 совместно с шариками 8 относительно радиальных плоскостей симметрии и 1! конических лунок ll и 12.

На фиг.4 указаны рабочие поверхности 16 и 17, принадлежащие зубьям подвижных дисков 2 и 3, и поверхности 18 и 19, принадлежащие зубьям неподвижного диска 1.

Составное зубчатое колесо для беззазорной зубчатой передачи работает следующим образом.

Пружинные шайбы 4 и 5"прижимают подвижные диски 2 и 3 к неподвижному диску l и, поскольку конические лункй 11 и 12 смещены по окружности относительно шариков 8, расположенных, например, в гнездах 9, зубья подвижных дисков 2 и 3 смещаются относительно зубьев неподвижного диска 1, и, таким образом, осуществляется выборка боковых зазоров. При этом в зацеплении находятся рабочие поверхности 17 зубьев подвижных дисков 2 и- 3 и рабочие поверхности 18 зубьев неподвижного диска 1. При реверсе рабочие поверхности зубьев не меняются.

По мере износа указанных рабочих поверхностей зубьев, когда составное колесо перестает удовлетворять техническим требованиям, оно перебирается, шарики 8 устанавливаются в гнезда 10, при этом в работу (в зацеп3 1016598 4 ление) вступают противоположные ра- ти 19 неподвижного диска l. Предла". бочие поверхности зубьев, а именно гаемое составное колесо имеет дол" поверхности 16, принадлежащие зубьям говечность, в два раза превыаающую подвижных дисков"7 и 3, и поверхнос- долговечность известных колес.

1016598

Составитель Н.Кирьяков

Редактор А.Ворович Техред Л.Пекарь Корректор M.Шароши

Заказ 3358/38 Тираж 925 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, Й