Бесконтактный датчик для измерения крутящего момента
Иллюстрации
Показать всеРеферат
БЕСКОНТАКТНЫЙ ДАТЧИК ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА , содержащий упругий ферромагнитный вал и кольцевой статор с явно вырйаженн ными полюсами, на которых размещены катущки возбуждения, эалиганные переменным током, и П-образными сердечниками , расположенными между полюсами вдоль оси вала, на которых размещены измерительные катушки, отличающий с я тем, что, «а целью повышения чувствительности и упрощения измерения знакопеременного крутящего момента, в него введень соединенные последовательно с катущками возбуждения фазосдвигаг ющие блоки. .
«" эс,«ъ
Г
Щоg с c„,;.«« :« .- изВМФжт!-.Ф- в» «»."-.: «!м:"» .ЯК„1016708
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
358! Q014 3/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3337813/18-10 (22) 15,09,81 (4g) 07.05,83, Бюл. № 17. (72) ° А.Г.Костылев и C.Ä. Певинтов (7 1) Челябинский политехнйческий ин.ститут им. Ленинского комсомола (53) 531.781(088, 8) (S6) 1. Авторское свидетельство СССР № 214161, кл. 60143/10, 2.1.01.67.
2, Авторское свидетельство СССР ¹ 148932, кл. 601 3/10, 10.11.60, (прототип).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБР1..ТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (54) (57 ) БЕСКОНТАКТНЫЙ ДАТЧИК
ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯШЕГО МОМЕНТА, содержащий упругий ферромагнитный вал и кольцевой статор с явно выраженными полюсами, на которых размещены катушки возбуждения, запитанные переменным током, и П-образными сердечниками, расположенными между полюсами . вдсль оси вала, на которых размещены измерительные катушки, о т л и ч аю щ и и с .я тем, что, е целью повышения чувствительности и упрощения измерения знакопеременного крутящего момента, в него введены соединенные последовательно с катушками возбуждения фаэосдвига-ющие блоки..
1016708
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента на вращающихся валах.
Известен i- магнитоупорный датчик крутящего момента, содержащий три неподви жных кольцевых электромагнита с явно выраженными полюсами, расположенных концентрично с контролируемым участком вала, средний иэ которых несет на полюсах обмотки возбуждения, а крайние из» мерительные обмотки, причем каждый электромагнит, несущий измерительные обмотки, снабжен числом полюсов вдвое большим, чем число полюсов электромаш нита возбуждения t 1)
Однако данное устройство имеет сложную конструкцию.
Наиболее близким к предлагаемому по технической суцщости и достигаемому результату бесконтактный датчик для измерения крутящего момента, содержащий упругий ферромагнитный вал и кольцевой статор с явно выраженными полюсами, на которых размещены катушки возбуждения, запитанные переменным током, и
If-образными сердечниками, расположен . ными между полюсами вдоль оси вала, на которых размещены измерительные катушки (2 J.
Известный датчик не обеспечивает требуемой чувствительности и, кроме того, при.его использовании требуется измерение двух параметров — величины выходного напряжения и фазы, что усложняет измерение знакопеременного крутящего момента.
Uena изобретения — повышение чувст вительцости и упрощение измерения знакопеременного крутящего момента.
Указанная цель достигается тем, что в бесконтактный датчик для измерения крутящего момента, содержащий упругий ферромагнитный вал и кольцевой статор с явно выраженными полюсами, на которых размещены катушки возбуждения, эапитанные переменным током, и П-образными сердечниками, расположенными между полюсами вдоль вала, на которых размещены измерительные катушки, достигается за счет того, введены соединительные последовательно с катушками воэбужцения фазосдвигающие блоки, На фиг. 1 представлен предлагаемый датчик; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - развертка статора датчика;: на фиг. 4 - электрическая схема датчика на фиг. 5-7 — векторные диаграммы, поясня ощие его работу.
Бесконтактный датчик для измерения крутящего момента (фиг. 1) содержит упругий вал 1, выполненный из ферромат нитного материала, и магнитоупорный преобразователь, состоящий из кольцевого статора 2 с явно выраженными полюсами (фиг. 2), на которых размещены катушки 3 возбуждения, запитанные переменным
10 током от генератора 4 (фиг, 3), и П-образных сердечников 5, расположенных между полюсами вдоль оси вала, на которых размещены измерительные катушки
6, Катушки 3 возбуждения подключены к генератору 4 через фазосдвигаюшие блоки 7.
Принцип работы датчика поясняется на фиг. 4-6, где рассматривается рабочий процесс в элементе датчика, состоящем из двух возбуждающих идвухизмерительных полюсовс катушками, и участка вала.
На фиг. 4-6 приняты следующие обозначения: 1,2 и 3, 4 - проекции соответст венно возбуждающих и измерительных полю-: сов на поверхности участкавала; $.1ф=З4; =/,2)
- ЭДС, возникающая в 1- и измерительной катушке и обусловленная взаимной индукцией с -й возбуждающей катушкой; E < > (i =3,4; ) = 1,2 ) — приращение ЭДС
E возникающее при действии момента
4) — результирующая ЭДС
i -й катушке, обусловленная взаимной индукцией с обеими возбуждающими катуш. ками; ЬЧ- изменение фазы ЭДС ;в i-й измерительной катушке при действии мо35 мента;Ц - сдвиг фаз между токами возбуждающих катушек.
По соседнимкатушкамвозбуждения 1 и 2 протекают синусоидальные токи, амплитуды которых равны, а фазы сдвинуты на угол Ч .
4 При отсутствии крутящего момента в силу симметрии, ЭДС E g и Е4в измерительных катушках совпадают по амплитуде и по фазе.
При приложении к валу положительного
45 момента (фиг. 4) участки вала 1-3 и 24 растягиваются, при этом магнитная проницаемость этих участков увеличиваечся, вызывая повышение.ЭДСЕ и Е на величинуЬЕ и аЕ4 соответственно. Участ5О ки вала 1««4 и 2-3 сжимаютсФ, при этом
ЭДСЬ иЕ уменьшаются на величину АЕу4 и b;Fqg соответственно. Результирующие
ЭДС Fg и Ер измерительных катушек 3 и
4 определяются векторным суммированием соответствующих составляющих. Из фиг. 4 следует, что сдвиг фаэ между ЭДС иЕ,1тем больше, чем больше величина приращений соответствующих составляющих, а значит и крутящего момента.
3 1016708 4
При приложении крутящего момента мится к бесконечности, поскольку нрималейобратного выправления сдвиг фаз между шем изменении направления действия крутяще
ЭДСОН и Е4 имеет другой знак и также гомоментафаэывыходйыхсигяалов иэмеривозрастает увеличение момента (фиг, 5), тельных катушек меня отся на 180 . . разность фаз. ЭДС, наведенных в измеря- s тельных катушках 3 и 4, несет в себе Однако, оптимальным является сдвиг информацию о знаке крутящего момента фаз между токами в соседник возбуждаи его величине (фиг. 6). ющих катушках 155 -165
Отмечается также увеличение чувстви- Использование последовательно соедительности измерения крутящйх моментов 0 ненных с катушками возбуждения фаэосдвипри приближении сдвига фаз между тока- гаюших блоков позволяет повысить чувст-, ми в соседних возбуждающих катушках к внтельность датчика и угостить измерь180е. Теоретически при Ч =1800чумл ние энакопеременного крутящего момен вительность йредлагаемого устройства стре- та.
1016708 101-6708
Риа Г
ФК
ВНИИПИ Заказ. 3378/44 Titpanc 873 Поднисное
Филиап ППП Патаит", г, Ужгород, уп,.Проектная, 4
Ъ