Бортовой редуктор крутосклонного транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

БОРТОВОЙ РЕДУКТОР КРУТОСКЛОННОГО ТРАНСПОРТНОГО СР ЕДСТВА , содержащий корпус, состоящий из двух шарнирно-сочлененных полых рыча .гов, первый из которых, снабженный приводом поворота, своим свободным концом поворотно установлен в корпусе транспортного средства, а второй кинематически связан с этим корпусом посредством щарнирной тяги и имеет ось для крепления ходового колеса, кинематически связанную с ведущим валом трансмиссии посредством расположенной внутри обоих полых рычагов зубчатой передачи, включающей сдвоенную шестерню, соосную с шарниром сочленения рычагов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и сокращения его поперечного габарита, шарнир сочленения первого и второго рычагов расположен внутри сдвоенной шестерни зубчатой передачи.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 10175 А

3(51) В 62 D 4908

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР пО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3390063/27-11 (22) 05.02.82 (46) 15.05.83. Бюл. № 18 (72) В. В. Гуськов, П. А. Амельченко, В. В. Яцкевич, В. Ф. Пронько, П. В. Зеленый и В. П. Зарецкий (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (53) 629.11.012.325.5 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 552232, кл. В 62 D 57/02, 10.03.75

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2872507/27-11, кл. В 62 D 49/08, 18.01.80 (прототип) . (54) (57) БОРТОВОЛ РЕДУКТОР КРУТОСКЛОННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий корпус, состоящий из двух шарнирно-сочлененных полых рыча.гов, первый из которых, снабженный приводом поворота, своим свободным концом поворотно установлен в корпусе транспортного средства, а второй кинематически связан с этим корпусом посредством шарнирной тяги и имеет ось для крепления ходового колеса, кинематически связанную с ведущим валом трансмиссии посредством расположенной внутри обоих полых рычагов зубчатой передачи, включающей сдвоенную шестерню, соосную с шарниром сочленения рычагов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и сокращения его поперечного габарита, шарнир сочленения первого и второго рычагов расположен внутри сдвоенной шестерни зубчатой передачи. нения первого и второго рычагов расположены внутри сдвоенной шестерни зубчатой передачи.

На фиг. 1 изображен бортовой редуктор, вид сверху; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 — то же, разрез, по входному и выходному валам и шарниру сочленения его рычагов.

Бортовой редуктор транспортного средства содержит два шарнирно сочлененных полых рычага 1 и 2, первый из которых, снабженный приводом 3 поворота, своим свободным концом поворотно установлен на корпусе 4 транспортного средства посредством рукава 5 и двух радиальных шарикоопор 6, а второй 2 кинематически связан посредством кронштейна 7 и шарнирной тяги 8 с упомянутым корпусом 4 через установленный на нем кронштейн 9 и несет на двух шарикоопорах 10 ось ll для крепления ходового колеса 12, кинематически связанную с ведущим валом 13 трансмиссии транспортного средства, посредством расположенной внутри обоих полых рычагов 1 и 2 зубчатой передачи.

Зубчатая передача включает ведущую шестерню 14, посаженную на вал 13 трансмиссии, паразитную сдвоенную шестерню 15, соосную с шарниром сочленения рычагов, и ведомую шестерню 16, посаженную на ось 11 колеса 12.

Сдвоенная шестерня 15 выполнена полой и посажена посредством двух конических роликоподшипников 17 на шарнир сочленения рычагов I и 2, который состоит из оси 18, прикрепленной к второму рычагу 2, и рукава 19, прикрепленного к первому 1 рычагу. Рукав 19 посажен на ось 18 на двух радиальных опорах скольжения 20 и несет на себе упомянутые роликоподшипники 17 сдвоенной шестерни 15. От перемещения в осевом направлении под действием боковых сил рычаги 1 и 2 фиксируют упорные подшипники 21 и 22 и гайка 23.

Устройство работает следующим образом.

Для перемещения колеса 12 по высоте в процессе стабилизации транспортного средства приводом 3 проворачивают первый рычаг 1 бортового редуктора на радиальных шарикоподшипниках 6 вокруг рукава 5 по часовой стрелке. Тяга 8 при этом проворачивает посредством кронштейна 7 второй рычаг 2 бортового редуктора совместно с осью 18 в радиальных опорах скольжения 20 против часовой стрелки. В результате такого противоположно направленного поворота обоих рычагов 1 и 2 ось 11 и установленное на ней колесо 12 перемещается вниз по траектории, близкой к вертикальной, обеспечивая тем самым стабилизацию вертикального положения транспортного средства на склоне. Для возвращения колеса

12 в исходное положение приводом 3 поворачивают рычаг 1 в противоположную сто1017575

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к тракторам и другим самоходным средствам, предназначенным для работы на естественных склонах и для передвижения по пересеченному рельефу.

Известен бортовой редуктор колесношагающего движителя, содержащий два шарнирно сочлененных полых рычага, первый из которых своим свободным концом поворотно соединен с корпусом транспортного 10 средства, а второй — со ступицей колеса и кинематически связан с упомянутым корпусом зубчатой передачей (1).

Недостатком этого бортового редуктора является высокая конструктивная сложность привода второго рычага.

Наиболее близким к изобретению является бортовой редуктор крутосклонного транспортного средства, содержащий корпус, состоящий из двух шарнирно сочлененных полых рычагов, первый из которых, снабженный приводом поворота, своим свободным концом поворотно установлен в корпусе транспортного средства, а второй кинематически связан с этим корпусом посредством шарнирной тяги и имеет ось для крепления ходового колеса, кинематически свя- 25 занную с ведущим валом трансмиссии, посредством расположенной внутри обоих полых рычагов зубчатой передачи, включающей сдвоенную шестерню, соосную шарниру сЬчленения рычагов (2).

Недостатки этого бортового редуктора связаны с расположением сдвоенной шестерни внутри шарнира сочленения рычагов.

При таком конструктивном решении требуемая надежность и долговечность шарнира сочленения рычагов тем большая, чем на большем расстоянии друг относительно друга находятся обе его опоры, что может быть обеспечено лишь в ущерб поперечному габариту редуктора. А это на универсальнопропашных горно-равнинных тракторах связано с возрастанием колеи, лимитированной 4р проходимостью в междурядьях.

Цель изобретения — повышение надежности и сокращение поперечного габарита редуктора.

Поставленная цель достигается тем, что в бортовом редукторе крутосклонного тран- 45 спортного средства, содержащем корпус, состоящий из двух шарнирно сочлененных полых рычагов, первый из которых, снабженный приводом поворота, своим свободным концом поворотно установлен в корпусе транспортного средства, а второй кинематически связан с этим корпусом посредством шарнирной тяги и имеет ось для крепления ходового колеса, кинематически связанную с ведущим валом трансмиссии посредством расположенной внутри обоих полых рычагов зубчатой передачи, включающей сдвоенную шестерню, соосную с шарниром сочленения рычагов, шарнир сочле1 01 з рону — против часовой стрелки. Тяга 8 при этом проворачивает второй рычаг 2 по часовой стрелке. Траектория перемещения оси

11 колеса, как и в первом случае, близка к вертикальной. Подвод крутящего момента к колесу 12 от ведущего вала 13 трансмиссии независимо от положения рычагов 1 и

2 осуществляют шестерни 14 —.16, находясь в постоянном зацеплении.

Применение изобретения позволяет повысить надежность бортового редуктора и его поперечные габариты, что сохраняет колею трактора крутосклонной модификации до величины базовой модели.

1017575

30 17 1

Редактор Н. Швыдкая

Заказ 3456/20

Составитель Д. Аптер

Техред И. Верес Корректор М. Демчик

Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4