Гидродинамическая муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА , содержащая установленные на опорах вращения и связанные подвижным соединием ведущий и ведомый валы, закрепленные на них двухполостное насосное колесо и охватывающее его турбинное колесо, лопатки которых имеют входные и выходные кромки, отличающаяся тем, что, с целью повыщения экономичности передачи, насосное колесо выполнено с удлиненной под выходные кромки турбинного колеса входной частью лопаток, при этом поверхности контакта соединения валов выполнены цилиндрическими , соосными опорам вращения валов , а входные и выходные кромки лопаток соответственно насосного и турбинного колес - параллельными осям вращения валов .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2 Л7 21 1022 11

Z7 1Z 6 1 7 24

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР пО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3258957/25-27 (22) 13.03.81 (46) 15.05.83. Бюл. № 18 (72) Л. И. Рымаренко; В. И. Хромов и М. В. Астахов (71) Всесоюзный ордена Ленина научноисследовательский и проектно-конструкторский институт металлургического машиностроения (53) 621.825.5:621.226.5 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 690214, кл. F 16 Н 41/02,1972.

2. Авторское свидетельство СССР № 742647, кл. F 16 D 33/18, 1978 (прототип).

„„SU„„1017847 з(511 F 16 D 33/18// F 16 Н 41/02 (54) (57) ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА, содержащая установленные на опорах вращения и связанные подвижным соединием ведущий и ведомый валы, закрепленные на них двухполостное насосное колесо и охватывающее его турбинное колесо, лопатки которых имеют входные и выходные кромки, отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности передачи, насосное колесо выполнено с удлиненной под выходные кромки турбинного колеса входной частью лопаток, при этом поверхности контакта соединения валов выполнены цилиндрическими, соосными опорам вращения валов, а входные и выходные кромки лопаток соответственно насосного и турбинного колес — параллельными осям вращения ваФ лов. е

1017847

45

Составитель В. Розанов

Редактор Н. Воловик Техред И. Верес Корректор О. Билак

Заказ 3508/34 Тираж 925 Подлисиое

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в энергетических установках для передачи мощности с ведущего вала на ведомый.

Известна гидродинамическая передача, содержащая установленные на опорах вращения и связанные подвижным цилиндрическим соединением .ведущий вал с насосным колесом и ведомый вал с турбинным колесом (1) .

Недостатком такой конструкции является наличие большого осевого зазора между насосным и турбинным колесами, обусловленного величиной осевого перемещения ведомого вала. Течение закрученного потока в зазоре между колесами сопровождается гидравлическими потерями, которые снижают экономичность гидропередачи.

Наиболее близкой к изобретению является гидродинамическая муфта, содержащая установленные на опорах вращения и связанные подвижным соединением ведущий и ведомый валы, закрепленные на них двухполостное насосное колесо и охватывающее его турбинное колесо, лопатки которых имеют входные и выходные кромки (2).

Недостатком данной муфты является наличие большого зазора между выходными кромками турбинного колеса и входными кромками насосного колеса, что также приводит к дополнительным гидравлическим потерям в гидромуфте.

Цель изобретения — повышение экономичности передачи.

Поставленная цель достигается тем, что в гидродинамической муфте, содержащей установленные на опорах вращения и связанные подвижным соединением ведущий и ведомый валы, закрепленные на них двухполостное насосное колесо и охватывающее

его турбинное колесо, лопатки которых имеют входные и выходные кромки, насосное колесо выполнено с удлиненной под выходные кромки турбинного колеса входной частью лопаток, при этом поверхности контакта соединения валов выполнены цилиндрическими, соосными опорам вращения валов, а входные и выходные кромки лопаток соответственно насосного и турбинного колес — параллельными осям вращения валов.

На чертеже представлена предлагаемая гидродинамическая муфта, разрез.

Гидродинамическая муфта содержит корпус 1, в подшипниковых опорах 2 и 3 которого установлен ведущий вал 4. На ведущем валу 4 жестко закреплено насосное

t5

35 колесо 5, выполненное двухполостным с рабочими радиальными лопатками 6 и 7, которые имеют удлиненные в осевом направлении входные части 8 и 9. Выходные кромки 10 и 11 и входные кромки 12 и 13 лопаток насосного колеса выполнены параллельными оси вращения насосного колеса.

В корпусе 1 установлена подвижная цилиндрическая опора 14, контактирующая с корпусом по опорным поверхностям 15 и 16.

Во внутренней расточке опоры 14 установлены опоры вращения 17 и 18 ведомого вала 19, на котором жестко закреплено турбинное колесо 20 с лопатками 21 П-образной формы, имеющими входные 22 и выходные 23 и 24 кромки.

Максимальный осевой зазор А между лопатками насосного и турбинного колес гидродинамической муфты должен быть не меньше величины осевого перемещения ведомого вала 19. ,Лопатки 6 насосного колеса 5 совместно с левой частью П-образных лопаток турбинного колеса образуют одну рабочую полость для течения жидкости, а лопатки 7 насосного колеса совместно с правой частью П-образных лопаток турбинного колеса образуют вторую рабочую полость для течения жидкости. Траектории движения жидкости в рабочих полостях показаны пунктиром.

Гидродинамическая муфта работает следующим образом.

Насосное колесо 5, вращаясь от двигателя (не показан), сообщает жидкости движение от центра к периферии и отбрасывает ее на лопатки 21 турбинного колеса 20, отдавая ему и ведомому валу 19 энергию с ведущего вала 4. Из турбинного колеса 20 жидкость вновь поступает на лопатки насосного колеса, и цикл повторяется.

В процессе осевого перемещения ведомого вала 19 гидравлические потери в рабочих полостях гидродинамической муфты минимальные, поскольку входные и выходные кромки лопаток насосного и турбинного колес постоянно находятся на одинаковом близком расстоянии друг от друга. Кроме того, наличие двух рабочих полостей для течения жидкости обеспечивает в сумме неизменную длину пути жидкости и, следовательно, постоянную суммарную величину потерь на трение в рабочих полостях гидромуфты, что при неизменной величине скольжения обеспечивает постоянство величины передаваемой мощности в процессе осевого перемещения ведомого вала.