Безводильная планетарная передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
БЕЗВОДИЛЬНАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая корпус, размещенные в нем соосно входной и выходной валы, одновенцовое центральное колесо с внешними зубьями, установленное на входном валу, трехвенцовые сателлиты, три центральных колеса с внутренними зубьями, два из которых связаны с корпусом и взаимодействуют с крайними венцами сателлитов, а третье взаимодействует с центральными венцами сателлитов и связано с выходным валом, отличающаяся тем, что, с целью упрощения передачи и выравнивания нагрузки в зацеплениях крайних венцов сателлитов, последние представляют собой диаметрально расположенные зубчатые секторы, два центральных колеса с внутренними зубьями связаны с корпусом жестко, а ступица третьего выполнена в виде беличьего колеса, с числом перемычек, равным удвоенному отнощению делительных диаметров этого центрального колеса и центрального венца сателлитов.
СОКИ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3(51) F 16 Н 128 F 16 Н 148
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3276853/25-28 (22) 21.04.81 (46) 15.05.83. Бюл. № 18 (72) Ф. И. Плеханов (71) Ижевский механический институт (53) 621.833.6 (088.8) (56) 1. Патент США № 3633441, кл. F 16 H 1/28, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР № 647490, кл. F 16 Н 1/48, 19?7 (прототип). (54) (57) БЕЗВОДИЛЬНАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая корпус, размещенные в нем соосно входной и выходной валы, одновенцовое центральное колесо с внешними зубьями, установленное на вход.,ЯО„„1017859 .А ном валу, трехвенцовые сателлиты, три центральных колеса с внутренними зубьями, два из которых связаны с корпусом и взаимодействуют с крайними венцами сателлитов, а третье взаимодействует с центральными венцами сателлитов и связано с выходным валом, отличающаяся тем, что, с целью упрощения передачи и выравнивания нагрузки в зацеплениях крайних венцов сателлитов, последние представляют собой диаметрально расположенные зубчатые секторы, два центральных колеса с внутренними зубьями связаны с корпусом жестко, а ступица третьего выполнена в виде беличьего колеса, с числом перемычек, равным удвоенному отношению делительных диаметров этого центрального колеса и центрального венца сателлитов.
Ф е
1017859
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах механизмов и машин.
Известна безводильная планетарная передача, содержащая одновенцовое центральное колесо с внешними зубьями, установленное на входном валу, трехвенцовые сателлиты, три центральных колеса с внутренними зубьями, два из которых жестко установлены в корпусе, а третье, зацепляющееся с центральными венцами сателлитов, является выходным (1) .
Однако передача не содержит соосного выходного вала, что, в ряде случаев, является неприемлемым.
Наиболее близкой к изобретению является безводильная планетарная передача, содержащая корпус, размещенные в нем соосно входной и выходной валы, одновенцовое центральное колесо с внешними зубьями, установленное на входном валу, трехвенцовые сателлиты, три центральных колеса с внутренними зубьями, два из которых связаны с корпусом и взаимодействуют с крайними венцами сателлитов, а третье — с центральными венцами сателлитов и связано с выходным валом. Связь одного из центральных колес с корпусом достигается посредством упругого вала, проходящего внутри полого центрального колеса с внешними зубьями (2) .
Однако передача сложна по конструкции, обладает большими радиальными габаритами, в силу необходимости изготавливать полым центральное колесо с внешними зубьями. Кроме того, из-за разной жесткости соединение двух центральных колес с корпусом, их нагруженность различна.
Цель изобретения — упрощение передачи и выравнивание нагрузки в зацеплениях крайних венцов сателлитов.
Поставленная цель достигается тем, что в безводильной планетарной передаче, содержащей корпус, размещенные в нем соосно входной и выходной валы, одновенцовое центральное колесо с внешними зубьями, установленное на входном валу, трехвенцовые сателлиты, три центральных колеса с внутренними зубьями, два из которых связаны с корпусом и взаимодействуют с крайними венцами сателлитов, а третье — с центральными венцами сателлитов и связано с выходным валом, крайние венцы сателлитов представляют собой диаметрально расположенные зубчатые секторы, два центральных колеса с внутренними зубьями связаны с корпусом жестко, а ступица третьего выполнена в виде беличьего колеса с числом перемычек, равным удвоенному отношению
35 делительных диаметров этого центрального колеса и центрального венца сателлитов.
На фиг. 1 изображена безводильная планетарная передача, общий вид; на фиг. 2— сечен ие А-А н а ф и г. 1.
Безводильная планетарная передача содержит корпус 1, в котором размещены соосные входной 2 и выходной 3 валы. На входном валу 2 установлено центральное колесо 4 с внешними зубьями, сопрягающееся с трехвенцовыми сателлитами 5, которые, в свою очередь, взаимодействуют с опорными кольцами 6 и 7 и с тремя центральными колесами 8 — 10 с внутренними зубьями. Два центральных колеса 8 и 9 жестко связаны с корпусом 1, а третье 10 через ступицу 11 с выходным валом 3. Ступица 11 выполнена в виде беличьего колеса с числом перемычек, равным удвоенному отношению делительных диаметров центрального колеса 10 и центрального венца сателлитов 5 (последнее отношение должно быть целым числом) .
Крайние венцы сателлитов 5 выполнены с неполным числом зубьев, расположенных в виде двух диаметрально противоположных секторов на каждом венце.
Число сателлитов предпочтительно выбирать четным.
При сборке передачи обеспечивается взаимное положение колес (фиг. 2).
Центральные колеса 8 и 9 изготавливают с лыской на наружной поверхности обода как одно широкое колесо, которое затем разрезают на два и устанавливают в корпусе 1, содержащем соответствующие лыскам сегменты 12.
Безводильная планетарная передача работает следующим образом.
Вращение от центрального колеса передается сателлитам 5, опирающимся на кольца 6 и 7 и взаимодействующим с центральными колесами 8 — 10. При этом в момент захода перемычек ступицы 11 в зону расположения крайних венцов сателлитов 5, последние выходят из зацепления с центральными колесами 8 и 9, Таким образом, нагрузка периодически передается через половину числа сателлитов. При этом, так как число зубьев центрального колеса 10 выполнено кратным числу зубьев центральных венцов сателлитов 5, а число перемычек ступицы 11 равно удвоенному отношению указанных чисел зубьев, то заклинивание сателлитов перемычками не происходит.
Технико-экономический эффект передачи заключается в том, что в силу ее симметрии, удается обеспечить равномерное распределение нагрузки в зацеплениях при достаточно простой конструкции передачи и небольших габаритах.
1017859
Ъ
Редактор Н. Воловик
Заказ 3509/35
Составитель В. Апархов
Техред И. Верес Корректор Г. Огар
Тираж 925 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4