Способ сварки трением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ СВАРКИ ТРЕНИЕМ,при котором ос ёствляют относительное перемещение торцов свариваемых заготовок с приложением осевого давления и проковку, отличающийся тем, что, с целью..повышенйя качества сварного соединения путем повышения соосности свариваемых заготовок, на свариваемые заготовки устанавливают втулки , обращенные одна к другой сопрягаемыми поверхностями, одна из которых имеет углубление вформе усеченного конуса , а другая - выступ той же формы, и в момент начала проковки сводят втулки до соприкосновения сопрягаемых поверхностей по боковым поверхностям конусов.. (Л с

SU„„:1018828

3Ш В 23 К 20/12.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПЬ ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И 0ТНРЬПИЙ

ОПИСАНИЕ И3ОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬС ГВЪ (21) 3369555/25-27 (22) 29. 12. 81 (46) 23. 05 ° 83. Бюл. 9 19 (72) В. И.Дискин, О.A. Ðûêîâ, А.А.Исаев, В.В.Золотов и Ю.A.Øåâöîâ (71) Уральский филиал научно-исследовательского института автомобильного транспорта (53) 621.791.14(088.8) (56)- 1. Авторское свидетельство СССР

Р 582930, кл. В 23 К 20/12, 1975

2. Авторское свидетельство СССР .М 603534, кл. В 23 К 20/12, 1975 (прототип). (54)(57) СПОСОБ CQAPKH TPEHHEN cpu котором осуществляют относительное перемещение торцов свариваемых заготовок с приложением осевого дав ления и проковку, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения качества сварного соедкнения путем повышения соосности свариваемых заготовок, на свариваемые заготовки устанавливают втулки, обращенйые одна к другой сопрягаемымн поверхностями, одна иэ которых имеет углубление в форме усеченного конуса, а другая - выступ той же формы, и в момент начала проковки сводят

:втулки до соприкосновения сопрягаемых поверхностей -по боковым поверхностям конусов.

1018828

И.Фелицина рь

Корректор А Тяско

Заказ 3602/13 Тираж 1106 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, Изобретение относится к сварке металлов трением.

Известны машины, имеющие минимальное число базовых поверхностей.

В машине сварки трением сТанина выполнена в виде втулки, внутри которой соосно с ней, размещены рабочий шпиндель и цанга неподвижной детали, а подшипниковые опоры установлены между рабочим шпинделем и втулкой с возможностью осевого пере- 1Р мещения под действием привода осевого усилия (1 J.

Недостатком конструкции является сложность осуществления нагрузки и выгрузки свариваемых деталей, поэто- 15 му эти конструкции не находят широкого распространения.

Известен способ сварки трением, при котором осуществляют относительное перемещение торцов свариваемых заготовок с приложением осевого давления и проковку. Контроль положения заготовок осуществляется путем за- мера радиальных напряжений в стыке в течении всего процесса сварки.

Идеальная соосность возникает при ну левых знаЧениях радиальных напряжений 2 $.

Недостатками способа являются сложность контрольно-измерительной и управляющей аппаратуры, используемой при этом способе сварки трением и недостаточная надежность способа иээа осуществления контроля по второстепенному параметру, каким являются. радиальные напряжения в стыке.

Целью изобретения является повышение качества сварного соединения путем повышения соосности сварива.емых заготовок.

Поставленная цель достигается тем,4р что согласно способу сварки трением, при котором осуществляют относительное перемещение торцов свариваемых заготовок с приложением осевого давления на свариваемые заготовки ус- 45 танавливают втулки, обращенные одна к другой сопрягаемыми поверхностями, одна.из которых имеет углубление в форме усеченного конуса, а другаявыступ той же формы, и в момент начала проковки сводят втулки до сопри-5 косновения сопрягаемых поверхностей по бокову поверхностям конусов.

Наиболее целесообразно испольэовать предлагаемый способ при варке обработанных заготовок, имеющих 55 класс точности поверхности не ниже

Составитель

Редактор Н.Бобкова ТехредЛ.Пека

5 по ЕСКД и чистоте поверхности не ниже R> 40. Внутренняя поверхность втулок растачивается так, что обеспечена ходовая посадка втулок относительно концов свариваемых заготовок. Тогда сопряжение колодок во . время проковки позволяет осуществить упругое смещение торцов заготовок и исправить несоосность, возникшую при зажиме заготовок.и в процессе их нагрева.

На чертеже показана схема, пояснякщая суть предлагаемого способа.

Свариваемые заготовки 1 и 2, имеющие обработанную наружную поверхность, устанавливаются в зажнмных устройствах 3 и 4 с вылетом концов, допускающих упругое смещение. На концы заготовок 1 и 2 по ходовой посадке одевают сопрягаемые втулки 5 и б. На сопрягаемой поверхности втулка 5 имеет углубление в форме усеченного конуса, а..втулка б выступ той же формы. Втулки 5 и б являются одновременно якорями электромагнита 7, катушка 8 которого создает магнитный поток.

В процессе сварки, после разогрева и прекращения взаимного перемещения свариваемых заготовок (во время проковки), включается катушка 8 электромагнита. Втулки 5 и б перемещаются навстречу друг другу и замыкаются между собой, упруго деформируя концы заготовок и тем самым исправляя несоосность сварного соединения, вызванную неточностью изготовления эажимных устройств, Замыкание конусных втулок 5 и б необходимо производить сразу же после прекращения относительного перемещения, пока не произошло охватывания металла в сварочном стыке.

Способ опробован при сварке трением длинных метчиков с диаметром хвостовика ф-8 мм. Концы заготовок режущей части метчика и хвостовика выступают из зажимов на 20 мм. Наружная поверхность заготовок имеет класс чистоты R>20. Втулки устанавливают по ходовой посадке †.

КЗ .

В результате серии экспериментов из 100 сварок допуск на несоосность получается в пределах + 0,05 мм, тогда как на той же машине при сварке беэ втулок допуск на несоосность составляет 2 0,2 мм.

r.,Ужгород, ул. Проектная, 4