Исполнительный орган проходческих машин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
№ 101917
Класс 5с, 4
5с. 5
19f, 3
С С С 1
ОПИСАНИЕ ИЗОБ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Я. Я. Гуменник
ИСПОЛНИ 1 ЕЛЬНЪ|Й ОРГАН ПРОХОДЧЕСКИХ МАШИН
Заявлено 6 июня 1952 г. за № 569-52/451060 в Министерство угольной промышленности СССР, с присоединением заявки ¹ 298-54
Изобретением является исполнительный орган проходческих машин, например, проходческих комбайнов, сбоечно-буровых машин, машин для проходки стволов шахт и т. п., предназначаемый для механического разрушения горной породы.
Известны исполнительные органы проходческих машин, состоящие из дисков с зубками, закрепленных на валах, направленных от оси выработки в виде радиальных лучей и получающих при работе одновременныс принудительные вращения вокруг своих осей и оси выработки. Отличительными особенностями исполнительного органа, согласно изобретению, являются параллельное расположение дисков относительно направления подачи комбайна на забой и определенные соотношения основных параметров органа — диаметров дисков и расстояний их от оси машины, передаточных чисел передач от двигателя к дискам — обеспечивающие образование на забое глубоких концентрических щелей путем скалывания породы зубками с последующим отламыванием целиков между щелями.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема исполнительного органа; на фиг. 2 — схема действия зубка.
Исполнительный орган состоит из двух валов 1 (фиг. 1), установленных в виде лучей, перпендикулярных к оси выработки. На валах с небольшими промежутками параллельно осп выработок насажены диски 2 с правыми и левыми зубками 8. На переднем конусе главного вала 4 размещен центральный забурник 5. Зубки
8 при вращении исполнительного органа и подаче его на забой прорезают в забое глубокие концентрические щели. Оставшиеся между щелями целики разрушаются клеваками 6, уста.1овленными на залах 1 между дисками. Центральная часть забоя разрушается забурником 5.
Привод исполнительного органа осуществляется через редуктор, на главном галу 4 которого закреплена коническая шестерня Z,.-„ ñöåïëåííëÿ с. коническими шестернями Z< и Z> передачи, установленными на валах
l. Кроме того, на главном валу 4 закреплена цилиндрическая шестерня
А другой передачи, сцепленная с сателлитахш Zg и 2ш, обкатывающимися по неподвижному зубчатому ободу внутреннего зацепления. Оси 7 сателлитов Z«; и Лш закреплены на водиле 8, обоймы которого охватывают валы 1. При вращении главного вала 4 валы 1, а вместе с ними и диски
¹ 101917
2 с зубками >, с помощью зубчатых передач получают два вращения: относительное вокруг своих осей с уг ловой скоростью „ и переносное вокруг оси главного вала с угловой скоростью О>, За счет сложения этих двух движений зубки > описывают эпициклоидальные траектории, прсходя ббльшую часть пути без контакта с забоем и вступая в контакт с ним лишь на небольших участках траектории.
Принятая схема редуктора, персдающего движение от главного вала
4 водилу 8 посредством замкнутой планетарной передачи и также валом 1 посредством незамкнутой конической передачи обеспечивает такой характер движения зубков по эпициклоиде, при котором направление их движения вокруг осей дисков в период контакта их с забоем противоположно направленшо их движения вокруг оси главного вала, вследствие чего зубки воздействуют на забой а участках а — б (фиг. 2) траектории с наибольшей кривизной.
Передаточные числа планетарных
Z:, Zll передач и, а также радиусы
7 дисков и радиусы-расстояния R от них до оси главного вала выбраны так, чтобы для каждого диска соблюА Z, Z„ далось условие (У
При этом траектория движения зубков принимает вид удлиненной эпициклоиды, и зубок входит в контакт с забоем на участке а — б (фиг. 2), а действие зубка уподооляется действию кайла. Разрушение породы забоя зубками приобретает характер скалывания, а не резания, что дает значительный технический эффект.
Указанный выше режим работы зубков, при котором они движутся по удлиненным эпициклоидам и воздействуют на забой только на участках а — б (фиг, 2) наибольшей кривизны траектории, на данном исполнительном органе может быть достигнут и при других схемах передачи движения зубками. Однако, зо всех случаях r, R и передаточные числа должны быть выбраны таким обрал зом, чтобы отношение было меньУ шим, чем отношение относительной (О и переносной угловых скоростей
< >ь зубков, а направление относительного движения зубка в период контакта его с забоем было противоположным направлению переносного движения.
Произведение передаточных чисел
Z,- 2» и выбрано неравным цело7 ъ му числу, например, 6,08, чем исключается возможность совпадения зубков на забое при последующем обо роте водила.
Отношение принято для всех
r дисков постоянным, а числа зубков на каждом диске увеличиваются пропорционально его радиусу r чем достигается равная скорость движения зубков относительно забоя на участках а — б (фиг. 2) и равная загрузка зубков, работающих в одной щели.
С целью сосредоточения мощности привода исполнительного органа и напорного усилия на наименьшем числе зубков, диски на каждом из валов повернуты друг относительно друга на некоторый угол так, чтобы зубки, закрепленные на разных дисках, достигали забоя в разные моменты времени. Это обеспечиваег возможность подачи исполнительного органа на забой с небольшим усилием, которое может быть осуществлено, например, гусеничным ходом.
Предмет изобретени я
1. Исполнительный орган йроходческих машин, например, проходческих комбайнов сбоечно-буровых машин, машин для проходки стволов шахт и т. и., состоящий из дисков с зубками, закрепленных с проме>кутками на валах, направленных от оси выработки в виде радиальных лучей, и получающих при работе од новременные принудительные вращени я вокруг своих осей и оси выработки, а также и забурника, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью прорезания в забое глубоких концентрических щелей, валы рабочих дисков установлены перпендикулярно к оси главного вала, совпадающего с осью выработки, а диски расположены параллельно этой оси. № 101917
2. Исполнительный орган проход ческих машин по п. 1, о тли ч а юшийся тем, что, с целью обеспечения движения зубков по удлиненной эпициклоиде и воздействия их на забой только на участках наибольшей кривизны траектории, радиусы г огносительного вращения зубков вокруг осей дисков, радиусы R переносного вращения зубков вокруг осн главного вала, а также нередаточны.числа зубчатых передач выбраны тя.( ким образом, чтобы отношение было меньшим отношения относительной и переносной угловых скороI i стей — — зуоков, а направление оТ - ь носительного движения зубка в период контакта его с забоем была противоположным направлению переносного движения.
3. Форма выполнения исполнительного органа проходческих машин по пп. 1, 2, отличающаяся применением редуктора, передающего движение от главного вала водилу l1oсредством замкнутой планетарной передачи и также валам дисков посредством незамкнутой конической планетарной передачи, у которого передаточные числа планетарных пеZ, Z, редач - и выбира|отся так, чтобы их произведение было ббльшим, !
1 чем отношение радиусов, которое принято постоянным для всех дисков.
4. Форма выполнения исполнительного органа проходческих машин по пп. 1 — 3, отли чающаяся тем, что, с целью достижения равенства объемов породы, разрушаемых каждым зубком, и исключения возможности совпадения следов зубков, веZ: Z11 личина ° выбирается неравной целому числу, например б,08.
5. Форма выполнения исполнительного органа проходческих машин по пп. 1 4, отличя ющаяся тем, что, с целью сосредоточения мощноности привода и напорного усилия на наименьшем числе зубков, диски каждого вала повернуты друг относительно друга вокруг своей осн так, чтобы зубки, закрепленные на разных дисках, достигали забоя в разные моменты времени. б. Исполнительный орган проходческих машин по пп. 1 — 5, о т л ич а ю шийся тем, что для отламывания целиков породы, остающихся на забое, ня валах между дисками установлены клеваки. № 101917
Фиг. 1
Фиг. 2
Отв. редактор И. В. Макаров .f59442 от 25/П 1956 r. Стандартгиз, Объем 0,25 п. л. Тираж 500, Цена 50 кон
Типография изд-ва «Московская правда», Потаповский пер., 3 Лак. 379