Мост для измерения сопротивления высоковольтного резистора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

.СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (l9) (11) Вся) G 01 R 17/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ . и ABTGPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ.(21) 3329675/18-21

:(22) 26.08.81 (46) 23.05.83. Вюл. И 19 (72) И.Я. Данилюк и В.И. Кадица (71) Кишиневский научно-исследовательский институт злектроприборостроения Научно-производственного объеди.-. нения "Иикропровод" (53) 621.317.733(088;8) (56) 1. Иосты постоянного тока измерительные типов Р4053 и Р4060.

2. Иост типа ИОД-61. Техническое описание и инструкция по эксплуата.:ции, Львов. 1969. (54)(57) иост ДлЯ изиеРениЯ cOflPOTNBЛЕНИЯ ВЦСОКОВОЛЬТНООГО РЕЗИСТОРА, содержащий четырехплечую мостовую схему, источник питания, подключенный к диагонали питания четырехплечей мостовой схемы, нуль-индикатор, подключенный одним выводом к первой вершине измерительной диагонали четырехплечей мостовой схемы, двухпо.люсный тумблер и зажимы для подключения измеряемого высоковольтного резистора, первый зажим соединен с первой вершиной диагонали питания четырехплечей мостовой схемы и балластным высоковольтным стабильным .резистором первого плеча, второй зажим соединен с разомкнутым контактом первой группы и замкнутым контактом второй группы контактов двухполюсного тумблера, замкнутый контакт первой группы и разомкнутый контакт второй группы контактов двухполюсного тумблера соединены с вторым выводом балластного высоковольтного стабильного резистора, переключающий контакт первой группы соединен с второй вершиной диагонали питания четырехплечей мостовой схемы, а переключаю" щий контакт второй группы соединен с первой вершиной измерительной диа- гонали четырехплечей мостовой схемы, отличающийся тем, что, с. целью увеличения точности измерения сопротивления резистора при высаком напряжении источника питания, введена образцовая цепь из двух no" следовательно соединенных резисторов и параллельно ей ключ, причем общая точка соединения резисторов подключена к второй вершине измерительной диагонали четырехплечей мостовой схемы, первый выход образцовой цепи соединен с резистором третьего плеча четырехплечей мостовой схемы, а второй " с резистором четвертого плеча упомянутой схемы.

1019344

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в различных областях науки и промышленности при проведении измерений высоковольтных сопротивлений.

Известны мостовые схемы постоянного тока, содержащие измерительную ветвь, ветвь сравнения, незаземленный источник питания и нуль-индикатор с одним заземленным выводом 1).

Максимально возможное напряжение для таких мостов 100В. Измерение сопротивления высоковольтных резисторов указанными мостами производят в режи" ме, значительно отличающемся от номинального. В результате этого сопротивление высоковольтных резисторов измеряется с большой неточностью, Погрешность измерения составляет 5-104 и более. 20

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности является обрат".. ная мостовая схема, содержащая измерительную ветвь, ветвь сравнения, состоящую из ряда резисторов, и источ- 25 ник питания, причем измерительная ветвь содержит плечо объекта измерения и увравновешивающее плечо, а их общая точка соединена со средней точкой ветви сравнения через нуль-инди- 30 катор (2).

Недостатком такой схемы является невозможность обеспечения номинального режима для измеряемого сопротивления высоковольтного резистора.

Это приводит к неточному измерению сопротивления высоковольтного резис" тора. Погрешность измерения составляет 0 5 14 °

Целью изобретения является увели- 40 чение точности измерения сопротивле.ния резистора при высоком напряжении источника питания.

Поставленная цель достигается тем, что в мост для измерения сопротивле- 45 ния высоковольтного резистора, содержащий четырехплечую мостовую схему, источник питания, подключенный к диагонали питания четырехплечей мостовой схемы, нуль-индикатор, подключенный 50 одним выводом к первой вершине измерительной диагонали четырехплечей мостовой схемы, двухполюсный тумблер

l и зажимы для подключения измеряемого высоковольтного, резистора, первый за- gg жим соединен с первой вершиной диагонали питания четырехплечей мостовой схемы и балластным высоковольтным стабильным резистором первого плеча, второй зажим соединен с разомкнутым контактом первой группы и замкнутым контактом второй группы контактов двухполюсного тумблера, замкнутый контакт первой группы и разомкнутый контакт второй группы контактов двухполюсного тумблера соединены с вторым выводом балластного высоковольтного стабильного резистора, переключающий контакт первой группы соединен с вто рой вершиной диагонали питания четырехплечей мостовой схемы, а переключающий контакт второй группы соединен с первой вершиной измерительной диагонали четырехплечей мостовой схемы, введена образцовая цепь из двух последовательно соединенных резисторов и параллельно ей ключ, причем общая точка соединения резисторов под.ключена к второй вершине измерительной диагонали четырехплечей мостовой схемы, первый выход образцовой цепи соединен с резистором третьего плеча четырехплечей мостовой схемы, а второй - с резистором четвертого плеча упомянутой схемы.

На чертеже представлена схема моста для измерения сопротивления высоковольтного резистора, Схема моста для измерения сопротивления высоковольтного резистора содержит измерительную ветвь 1, измеряемый высоковольтный резистор 2 (R ), балластный высоковольтный стабильный резистор 3 (В1 ), двухполюсный тумблер 4 с неподвижными контак- тами 5-8, источник 9 питания, заземляющего клемму 1О "Земля", нуль-индикатор ll, уравновешивающее плечо 12 (R ), ветвь 13 сравнения, включающую плечи 14 (к3), 15 (R ) и низковольтную образцовую цепь 16 с образцовыми резисторами 17 (К,1), 18 (R ) и ключом 19, Плечо объекта измерения измерительной ветви 1 включает измеряемый резистор 2, балластный высоковольтный стабильный резистор 3 и двухполюсный тумблер 4. Один полюс тумблера соединен с нуль-индикатором 11 и одним из выводов уравновешивающего плеча 12, а второй полюс соединен с другим выводом уравновешивающего плеча, одним из выводов источника 9 питания и заэемлен, причем два разноименных неподвижных контакта 5 и 8 соединены между собой и с первым выводом балластного высоковольтного стабильного резистора 3, другие два

1В19344 4 ные контакты тумблера М замыкают на неподвижные контакты 5 и 7, замыкают ключ 19. Уравновешивающим плечом 12 добиваются равновесия моста . Тогда изои > меряемое сопротивление можно определить из соотношения я Ry

Х 2

Из Формул (l) и (2) получаем

Ра

R = —. R

Х Р5 2 (3) Заказ 3694/38 Тираж 710 Подписное

ВНИИПИ филиал ППП "Патент"; г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 неподвижных контакта 6 и 7 также соединены между собой и с первы выводом измеряемого резистора 2, а второй вывод балластного высоковоль ного стабильного. резистора 3 и втор вывод измеряемого резистора соедине с другим выводом источника 9 литани и с плечом 14 ветви сравнения.

Устройство работает следующим образоь .

Для измерения сопротивления высоковольтного резистора в номинальном режиме подвижные контакты двухполюсного тумблера 4 замыкают на неподвижные контакты 6 и 8. Затем замыкают ключ 19 и подают на схему на3S пряжение, равное номинальному напряжению измеряемого резистора 2. С помощью переменного резистора уравновешивающего плеча 12 и нуль-индикато-. ра уравновешивают мост, затем при помощи плеча 15 ветви сравнения и уравновешивающего плеча 12 добиваются равновесия моста при замкнутом и ра- зомкнутом ключе 19. Этим самым добиваются выполнения соотношения

R Ра

Рь РГ

В плечо объекта измерения подсоединяют измеряемый резистор 2, а подвижОтсюда видно, что погрешность моста определяется погрешностью уравновешивающего плеча, которая определяется классом точности используемого магазина сопротивлений. Таким обра-зом, данная мостовая схема позволяет применять для измерения сопротивления высоковольтного резистора в номинальном режиме низковольтную образцовую цепь с высокоточным магазином сопротивлений. Погрешность такого моста составляет не более 0,02ь. Включение в схему калибровочного сопротивления позволяет откалибровать схему заранее, что значительно упрощает эксплуатацию моста.