Статор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ , содержащий/элемеппмохлаждения и составной магнитопровод, внутренняя часть которого выполнена из граненых по наружной поверхности стальных пластин, а нарухшая часть, расположенная между гранями внутренней частн и злементами охлаждения, выполнена из компознцнонного магнитомягкого материала , отличающийся тем, что, с целью упрощения сборки .и улучшения охлаждения , композиционный материал выполнен на оснсае соединения алюминия и железного порошка , взятых в соотношении 1:1 и армирован стальными элементами, преимущественно штамповочными отходами от стальных пластин. 2. Статор по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что -элементы охлаждения выполнены из указанного композиционного материала и расположены непосредственно на наружной части магнитопровода. (Л о СП ел со 0г/2/
,СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
„„SU„. 1019553
3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
rI0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фи2.1 (21) 3399534/24-07 (22) 23,02.82 (46) 23.05.83. Бюл. У 19 (72) В. Н. Паапсов, А. М. Федюшкин, l0. И. Шиндельман и А. И. Яковлев (71) Харьковский ордена Ленина авиационный институт им. Н. Е; Жуковского (53) 621513.713 (088.8) (56):1. Патент.. ФРГ У 2441166, кл. Н 02 К 1/Об, 1976.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке
У 2763562/24-07, кл. Н 02 К .1/06, 1980. (54) (57) 1. CTATOP ЭЛЕКТРИЧЕСКОИ МАШИНЫ, содержащий злемеитыохлаждения и составной магнитопровод, внутренняя часть которого выполнена нз граненых по наружнои поверхности стальных пластин, а наружная часть, расположенная между гранямн внутренней части н элементами охлаждения, выполнена из композиционного магнитомягкого материала, отличающийся тем, что, с целью упрощения сборки и улучшения охлаждения, композиционный материал выполнен на основе соединения алюминия и железного поpoBIKR, взятых в соотношении 1:1 н армирован стальными элементами, преимущественно штамповочными отходами от стальных пластин.
2. Статор по п. 1 ° о т л и ч а ю щ и йс я тем, что элементы охлаждения выполнены из указанного композищионного материала и расположены непосредственно на наружной части магнитопровода.
1019553
Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкции статора электродвигателей малой и средней мощности.
Известны конструкции статора электромашины, в которых применены магнитопровода из граненых по наружной поверхности стальных пластин, развернутых друг относительно друга и корпус (1), Недостатком такой конструкции является сравнительно небольшая с епень использования материала, увеличенный габарит по наружному диаметру, значительная трудоемкость соединения пакета статора и корпуса..
Известен также статор электрической машины, содержащий элементы охлаждения и составной магнитопровод, внутренняя часть которого выполнена из граненых по наружной поверхности стальных пластин, а наружная часть, расположенная между гранями внутрен-„ ней части и элементами охлаждения, выполнена из композиционного магнитомягкого материала (2) .
Однако применение для внешней части магнитопровода прессмагнитодиэлектрика, со- .. держащего обычно железный порошок, со связкой из порошка эпоксидной смолы и . обладающего в сравнении с электротехнической сталью существенно меньшей магнитной проницаемостью, требует в этой зоне магнитопровода увеличение его габаритов, а опрессовка 30 прессмагнитодиэлектрика при сопряжении его с пакетом пластин, имеющих на наружных гранях выемки, приводит к росту электромагнитных потерь, что связано с ухудшением качества магнитопровода.
Кроме этого, применение такого составного практически безотходного в изготовлении магнитопоовода с оребренным корпусом требует увеличения теплопроводности материала и тепло. передающего периметра спинки. 40
Целью изобретения является упрощение сборки и улучшение охлаждения.
Поставленная цель достигается тем, что в статоре электрической машины, содержащем элементы охлаждения и составной магнитопро- 45 вод, внутренняя часть которого выполнена из граненых по наружной поверхности стальных пластин, а наружная часть, расположенная между гранями внутренней части элементами охлаждения, выполнена из композиционного магнитомягкого материала, композиционный материал выполнен на основе соединения алюминия и железного порошка. взятых в соотношении 1:1, и армирован стальными элементами, преимущественно штамповочными отходами от стальных пластин. При этом элементы охлаждения могут быль выполнены из указанного композиционного материала и расположены на наружной части магнитолровода.
На фиг. 1 схематично показан статор., поперечный разрез; на фиг. 2 — то же, продольный разрез; на фиг. 3 — вариант статора.
Статор электрической машины содержит магнитопровод 1, состоящий из граненых с пазами 2 пластин, набранных в пакет. На гранях пакета пластин расположен внешняя часть магнитопровода 3, состоящая из отдельных накладок
4 плотно прижатых к граням пакета пластин 1 и корпусу 5. Накладки 3 изготовлены из композиционного магнитомягкого материала, например, на основе штамповочных отходов и других отходов электротехнической стали в виде отдельных чешуек (90 — 92% по объему}, скрепленных каркасом от ывержденного магнитоактивного материала (8 — 10% йо объему ) на основе соединения алюминия и железного по порошка в соотношении i:1 по объему.
Накладки 3 выступают за габариты по длине пакета 1 на торцах 6 (фиг. 2). По другому варианту накладки 3 имеют на внешней стороне элементы 7 охлаждения, выполненные например, в виде ребер или шипов, из того же материала,, которым скреплены шТамповочные и другие отходы электротехнической стали. Это обеспечивает активныи отвод тепла, так как чешуики стали нашихтованы вдоль радиуса статора, а отсутствие типового корпуса не приводит к наличию обычного в этом случае перепада . температуры в контакте.
Преимуществами предлагаемой конструкции по сравнению с известной является также простота изготовления накладок 3 и сборки их с пакетом стальных пластин 1 совмещенной с пропроцессом заливки и скреплением чешуек электротехнической стали алюминиевым расплавом, смешанным сжелеэным порошком с соотношением алюминия и порошка 1:1, с уменьшением трудозатрат и повышением теплопередачи магнитопровода. При этом обеспечивается экономия электротехнической стали и использо0 ванне ее отходов, а наличие на торцах накладок 3 свисающих частей обеспечивает рассышение магнитного потока, что снижает электромагнитные потери и повышает КПД машин в среднем на 0,5%.
Расчет экономии средств только за счет повышения КПД машин, в результате улучше. ния магнитных свойств средней мощностью
3 кВт типа серии 4А, модернивация которых планируется на базе настоящего предложения при выпуске их ПО Укрэлектромаш в количестве 800000 шт.при работе каждого двигателя в среднем 2500 ч в год и стоимости 1 кВт ч
0,01 руб. может быть определено следующим расчетом.
Э 3 80000 0,5.0,01 2500/100 300 т.р.
1019553
Составитель Л. Карцева
Техред О.Неце .
Корректор В. бринк Редактор Г. Волкова
Тираж 687
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и -открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 37721/49
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул, Проектная, 4