Энергопоглощающий кузов легкового автомобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩИЙ КУЗОВ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ, содержащий жесткий каркас пассажирского салона и соединенный с ним энергоемкий багажный отсек, отличающийся тем, что, с целью повышения степени пассивной безопасности путем ориентации направления удара при столкновении в сторону от пассажирского салона, днище багажного отсека выполнено составным из средней и крайних про.дольных частей, средняя из которых снабжена подрамником, имеющим форму ее контура , закрепленным на ее нижней поверхности и жестко связанным с каркасом пассажирского салона, образуя своей внещней стороной направляющую для скольжения по ней крайних частей днища, имеющую форму параболы с вершиной, расположенной на продольной оси кузова и направленной к его торцовой кромке, при этом указанная средняя часть днища жестко соединена с крайними его частями, а прочность их соединения меньще прочности их материала. (Л |С о to со О5

(19) (111

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК з(5И В 62 D 2508 В 60 21 рр

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН Я";:.":;-::::, К ABTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3279401/27-11 (22) 23.04.81 (46) 30.05.83. Бюл. № 20 (72) А. В. Черногоренко (53) 629.113.011.5:656.13.08(088.8) (56) 1. Патент Франции № 2369140, кл. В 62 D 25/08, 1978.

2. Иванов В. Н. и Лялин В. А. Пассивная безопасность автомобиля. М., «Транспорт», 1979, с. 230, рис. 124 (прототип). (54) (57) ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩИЙ КУЗОВ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ, содержащий жесткий каркас пассажирского салона и соединенный с ним энергоемкий багажный отсек, отличающийся тем, что, с целью повышения степени пассивной безопасности путем ориентации направления удара при столкновении в сторону от пассажирского салона, днище багажного отсека выполнено составным из средней и крайних продольных частей, средняя из которых снабжена подрамником, имеющим. форму ее контура, закрепленным на ее нижней поверхности и жестко связанным с каркасом пассажирского салона, образуя своей внешней стороной направляющую для скольжения по ней крайних частей днища, имеющую форму параболы с вершиной, расположенной . на продольной оси кузова и направленной к его торцовой кромке, при этом указанная средняя часть днища жестко соединена с крайними его частями, а прочность их соединения меньше прочности их материала.

1020296

Однако такая конструкция не изменяет направления удара при столкновении или наезде, что вызывает резкие перемещения пассажиров в сторону удара, ведущие к их увечьям.

Цель изобретения — повышение степения пассивной безопасности путем ориентации направления удара при столкновении в сторону от пассажирского салона.

Для достижения указанной цели в энергопоглощающем кузове легкового автомобиля, имеющем жесткии каркас пассажирского салона и соединенный с ним энергоемкий багажный отсек, днище багажного отсека. выполнено составным из среднеи и краиних продольных частей, средняя из которых снабжена подрамником, имеющим форму ее контура, закоепленным на ее нижней поверхности и жестко связанным с каркасом пассажирского салона, образуя своей внешней стороной направляющую для скольжения по ней крайних частей днища, имею40

Изобретение относится к кузовам легковых автомобилей, обладающим электропоглощающими свойствами и предотвращающими увечья пассажиров в случае столкновения или наезда автомобилей на препятствие.

Основной процент дорожно-транспортных происшествий приходится на лобовое столкновение или наезд автомобилей сзади. Для предотвращения увечья пассажиров в настоящее время создаются конструкции кузовов, передние и задние части которых выполнены энергопоглощающими при жесткой средней части, содержащей пассажирский салон. При этом конструкция кузова должна предусматривать поглощение кинетической энергии удара на возможно большем удалении от пассажирского салона.

Известен энергопоглощающий кузов легкового автомобиля с различным сопротивлением деформации отдельных его частей при столкновении (1).. 20

В указанной конструкции одна сторона автомобиля усилена, за счет чего достигается различная степень деформации кузова при ударе. Однако конструкция рассчитана т лько на лобовое столкновение или удар сл< па. В случае наезда самого автомобиля

25 па препятствие, находящееся справа, не достигаетсяя эффект предохранения пасса жиров. Ремонт такого автомобиля усложняется так, как левая и правая его части не взаимозаменяемы, а кузов не обеспечивает 30 защиты пассажиров при наезде на автомобиль сзади.

Наиболее близким к предлагаемому является энергопогло1цающий кузов легкового автомобиля, имеющий жесткий каркас пассажирского салона и соединенный с ним 35 энергоемкий багажный отсек, деформируемый при столкновении и поглощающий энергию удара (2). щую форму параболы с вершиной, расположенной на продольной оси кузова и направленной к его торцовой кромке, при этом указанная средняя часть днища жестко соединена с крайними его частями, а прочность их соединения меньше прочности материала.

На фиг. 1 представлен энергоемкий багажный отсек, общий вид; на фиг. 2 — узел соединения средней и крайних частей днища багажного отсека; на фиг. 3 — зона соединения средней и крайних частей днища; на фиг. 4 — взаимодействие частей багажного отсека при боковом ударе.

Энергопоглощающий кузов легкового автомобиля содержит жесткий каркас пассажирского салона (не показан) и соединенный с ним энергоемкий багажный отсек 1 с днищем, состоящим из продольных частей

2, 3 и 4. Средняя часть 3 багажного отсека усилена, например, каркасом 5, жестко соединенным с ней и с кузовом автомобиля, и снабжена нераздельно соединенным с ней

\ подрамником 6, имеющим форму ее контура в виде параболы 7 (фиг. 3) и являющимся либо конечной частью лонжеронов кузова, либо отдельным элементом, жестко закрепленным на кузове. Для усиления средней части и скрепления между собой ее и крайних частей 2 и 4 багажного отсека 1 может применяться, например, стальной прокат типа швеллера или уголка. Соединения подрамника 6 со средней 3 и крайней 2 частями может осуществляться посредством штифтов 8, прочность на срез которых меньше прочности частей 2, 3 и 4 днища багажного отсека (фиг. 2).

При сильном ударе в случае столкновения и последующем разрушении бампера кинетическая энергия удара расходится на разрушение соединения средней части 3 днища с крайней частью 2 или 4, на которую приходится удар. Поскольку часть 3 более прочная, чем части 2 и 4, то она остается целой, а часть 2 (фиг. 4) скользит по параболическому контуру части 3 и уходит в сторону от пассажирского салона. При этом могут деформироваться или разрушаться кронштейны крепления подвески колес, а затем удар воспринимается средней частью 3 днища по месту ее крепления с крайними частями 2 и 4. При этом автомобиль поворачивается в сторону и его пассажирский салон смещается из зоны удара.

Изобретение является второй ступенью энергопоглощения в существующих системах пассивной безопасности и предназначено для поглощения кинетической энергии при сильном ударе, повышения степени пассивной безопаности путем ориентации направления удара при столкновении в сторону от пассажирского салона.

Для реализации изобретения требуется лишь незначительное изменение конструкции багажного отсека кузова.!

02029б

Фиг. 2

5 фиг. 4

Составитель А. Слыхов

Редактор Н. Безродная . Техред И. Верес Корректор А. Ференц

Заказ 38! 8/15 Тираж 547 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открыТий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4