Движитель транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий ряд закрепленных на основании движителя свободно вращающихся колес, эксцентрично расположенных относительно центральной продольной оси движителя и установленных под углом к поперечной плоскости, отличающийся тем, что, с целью повышения проходимости по грунтам с низкой несущей способностью , основание движителя выполнено в виде вала с эксцентриками для установки колес. 2.Движитель по п. 1, отличающейся тем, что вал выполнен полым, а внутри него установлен щток с фиксаторами, колеса снабжены установленными внутри них муфтами, взаимодействующими с фиксаторами щтока. 3.Движитель по п. I, отличающийся тем, что на валу по каждую сторону от центра тяжести транспортного средства установлено по крайней мере по одному одинаковому по углу установки и направлению эксцентриситета эксцентрика. (Л Ю ю со
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
З(511 В 62 D 57/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ
12 13
10 11
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР по делАм изОБРетений и ОткРытий (21) 3431652/27-11 (22) 23.04.82 (46) 30.05.83. Бюл. № 20 (72) В, К. Свирщевский, А. Д. Костылев, Г. Г. Васильев, Н. 1О. Климов и А. Я. Тишков (?1) Институт горного дела Сибирского отделения АН СССР (53) 629.113.033.5 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 551215, кл. В 62 D 57/00, 1975 (прототип). (54) (57) f. ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий ряд закрепленных на основании движителя свободно вращающихся колес, эксцентрично расположенных относительно центральной проÄÄSUÄÄ 1020297 дольной оси движителя и установленных под углом к поперечной плоскости, отличающийся тем, что, с целью повышения проходимости по грунтам с низкой несущей способностью, основание движителя выполнено в виде вала с эксцентриками для установки колес.
2. Движитель по п. 1, отличающий ся тем, что вал выполнен полым, а внутри него установлен шток с фиксаторами, колеса снабжены установленными внутри них муфтами, взаимодействующими с фиксаторами штока.
3. Движитель по п 1, отличающийся тем, что на валу по каждую сторону от центра тяжести транспортного средства установлено по крайней мере по одному одинаковому по углу установки и направлению эксцентриситета эксцентрика.
1020297
Изобретение относится к движителям ! рзнспортных средств, которые могут быть и »ользованы в транспортных средствах, предназначенных для работы в сложных дорожных условиях.
Известен движитель транспортного средства, содержащий ряд закрепленных на основании свободно вращающихся колес, эксцентрично расположенных относительно центральной продольной оси движителя и установленных под углом к поперечной плоскости (1).
Недостатком известного движителя является то, что в его конструкции невозможно при сохранении оптимальных размеров устанавливать ролики сколько-нибудь значительных размеров, что значительно влияет на проходимость транспортного средства по грунтам с низкой несущей способностью.
Цель изобретения — повышение проходимости по грунтам с низкой несущей способностью.
Указанная цель достигается тем, что в движителе транспортного средства, содержащем ряд закрепленных на основании движителя свободно вращающихся колес, эксцентрично расположенных относительно центральной продольной оси движителя и установленных под углом к поперечной плоскости, основание движителя выполнено в виде вала с эксцентриками для установки колес.
Вал выполнен полым, а внутри него установлен шток с фиксаторами, колеса снабжены установленными внутри них муфтами, взаимодействующими с фиксаторами штока.
На валу по каждую сторону от центра тяжести транспортного средства установлено по крайней мере по одному одинаковому по углу установки и направлениго эксцентриситета эксцентрика.
На фиг. 1 показан; вп>кипль транспортного средства, общий вид; ча фп,. 2 — механизм сцепления колес с ва,>»м; на фиг. 3— схема одного из вариантов расположения эксцентриков колес в пространстве.
На валу 1 транспортного средства 2 последовательно расположены эксцентрики 3, на которых свободно-поворотно установлены колеса 4 — 13. Диаметр колес несоизмеримо больше эксцентриситета — расстояния от оси колес до оси вала — и ось вала, таким образом, проходит внутри колес.
Эксцентрики, а вместе с ними и колеса, развернуты относительно поперечной плоскости сечения вала на некоторый угол ос (фиг. 2), благодаря чему при вращении и поступательном движении вала колеса описывают в пространстве спиральную траекторик>.
1 1 > оси зала 1 установлен шток 14 с фиксаторами 15, входящими через прорези з эксцснтриках внутрь колес. Г1ри продоль5
2 >
30 .35
55 ном перемещении штока, осуществляемом от органов управления, фиксатор 15 занимает положение, при котором воздействует на муфту сцепления, расположенную в колесе. Условно она изображена в виде пальца 16, соединенного с колесом.
Колеса 4 — 13 на валу 1 разделены относительно центра тяжести транспортного средства (ц т ) на две равные группы 1 и 11. Эксцентриситеты по их направлениям расположены таким образом, что касание опорной поверхности происходит одновременно по крайней мере одним из колес каждой группы (фиг. 1 и 3).
Движитель работает следующим образом.
При включении валов 1, левого и правого, вращающихся навстречу друг другу, колеса 4 — 13 поочередно входят в соприкосновение с опорной поверхностью. Прокатываясь по опорной поверхности под угломсс в своем движении по окружности вокруг оси вала 1, о»Н сооб;цают гранспортному средству продольное поступательное лвижен;к с с! лой тем боль пей. чем мс..>ьше
"I i>rI c7i
11îâîðî> транспортно-о средст::..: о .у ествляется замедлением или осr;>»овкой вращейия одного из валов. 11ри вращении валов в одном направлении при отсоединенных от валов колесах вследствие противоположных направлений разворота колес на валах транспортное средство разворачивается на месте вокруг своей вертикальной оси.
Если при таком вращении валов колеса соединить с валами, транспортное средство покатится вбок.
Манипулируя сцеплением, можно осуществлять движение транспортного средства по диагонали параллельно самому себе или с одновременным разворотом, если при этом притормаживать вращение одного из валов.
Задний ход осуществляется реверсированием.
Практически маневрирование транспортного средства происходит без проскальзывания колес по поверхности, поскольку колеса расцеплены с валом и свободно вращаются; прямой и боковой ход представляет собой чистое качение.
На фиг. 3 представлена в увеличенном масштабе схема расположения эксцентриков десяти колес, при котором в соприкосновении с опорной поверхностью одновременно участвук>т два колес по одному из каждой гру ппы: колесо 4 с колесом 9, колесо 6 с колесом 11 и т.д. При этом центр тяжести транспортного средства (фиг. 1 и 3) всегда находится между опорными колесами, что устраняет килевое колебание транспортного средства. Равномерное расположение по окружности пяти пар колес сглаживает вибрацию, неизбежную при эксцентричном расположении колес.
1020297
Составитель Ю. Шурупов
Техрел И. Верес Корректор A. Ференц
Тираж 647 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Н. Безродная
Заказ 38! 8/15
В тягачах и тракторах для повышения сцепления с грунтом целесообразно использовать схему движения, изображенную на фиг. 1: одновременно в контакте с опорой находится сразу половина колес.
Продольное направление движения транспортного средства является рабочим, поскольку оно осуществляется с небольшой скоростью и значительной тягой, а поперечное, более скоростное, может быть транспортным.
Преимуществом предлагаемого движителя по сравнению с известными является то, что винтообразное движение качения в нем осуществляется колесами с большим относительно величины эксцентриситета диаметром. Колеса практически могут быть использованы от серийно выпускаемых автомобилей, тракторов, прицепов и т.д., прп этом условия работы их в движителе мало отличаются от обычных, что позволяет сделать вывод о достаточной надежности предлагаемого устройства.