Парусное судно

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПАРУСНОЕ СУДНО, содержащее корпус, наклонную мачту, к верхнему концу которой шарнирно прикреплен и парус и шкоты, отличающееся тем, что, с целью повышения остойчивости судна и удобства управления , мачта в средней части снабжена фиксатором и шарнирно закреплена в центре тяжести судна, к парусу по диагоналям его прикреплены рейки, шарнирно закрепленные на мачте с возможностью поворота их в плоскостях, проходяшнх через продольную ось мачты, а к концам реек прикреплены шкоты, нижние концы которых закреплены в фиксаторе. (/) tsD О СО

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

Ъ(5И В 63 Н 9/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ "- C

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ; : ,К ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3381863/27-11 (22) 07.0!.82 (46) 30.05.83. Бюл. № 20 (72) Н. В. Селезнев (53) 629.12.014.24 (088.8) (56) 1. Заявка ФРГ № 2411651, кл. В 63 Н 9/04, опублик. 18.09.75 (прототип) . (54) (57) ПАРУСНОЕ СУДНО, содержащее корпус, наклонную мачту, к верхнему концу

„„SU„„1020310 A которой шарнирно прикреплен и парус и шкоты, отличающееся тем, что, с целью повышения остойчивости судна и удобства управления, мачта в средней части снабжена фиксатором и шарнирно закреплена в центре тяжести судна, к парусу по диагоналям его прикреплены рейки, шарнирно закрепленные на мачте с возможностью поворота их в плоскостях, проходящих через продольную ось мачты, а к концам реек прикреплены шкоты, нижние концй которых закреплены в фиксаторе.

1020310

Составитель Н. Бочков

Редактор A. Власенко Техред И. Верес Корректор М. Шароши

Заказ 3820)16 Тираж 460 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к парусному флоту и может быть использовано для транспортных и преимущественно спортивных целей.

Известны парусные суда, имеющие вертикальные мачты с парусами различной конструкции и формы.

Наиболее близким по конструкции и техническои сущности к предлагаемому является парусное судно, содержащее корпус, наклонную мачту, к верхнему концу которой шарнирно прикреплен парус и шкоты (1)

Недостатком известного судна является недостаточная остойчивость его при боковом ветре, создающем крен и снижающем скорость хода.

Цель изобретения — повышение остойчивости судна и создание удобства управления.

Для достижения указанной цели в парусном судне, содержащем корпус, наклонную мачту, к верхнему концу которой шарнирно прикреплены парус и шкоты, мачта в средней части снабжена фиксатором и шарнирно закреплена в центре тяжести судна, к парусу по диагоналям его прикреплены рейки, шарнирно закрепленные на мачте с возможностью поворота их в плоскостях, проходящих через продольную ось мачты, а к концам реек прикреплены шкоты, нижние концы которых закреплены в фиксаторе, установленном в нижней части мачты.

На чертеже показана схема конструкции предлагаемого судна.

Судно имеет корпус 1 в центре тяжести которого прикреплена проушина 2 с возможностью ее вращения вокруг вертикальной оси. К проушине 2 прикреплена мачта 3 с возможностью ее поворота в вертикальных плоскостях и невозможностью вращения вокруг продольной оси.

К свободному концу мачты 3 шарнирно присоединены радиально расположенные рейки 4 — 7 с возможностью их поворота в плоскостях, проходящих через продольную ось мачты 3. К рейкам 4 — 7 прикреплен корпус 8 и шкоты 9 и 10, нижние концы которых закреплены в фиксаторе 11, установленном на мачте 3.

Кроме указанных элементов, судно имеет рабочий руль, расположенный в кормовой части судна. Под действием ветра судно совершает движение, направление кото5

45 рого регулируется изменением голожения мачты 3 с парусом 8 и руля.

Парус 8 устанавливается в различное положение поворотами реек 4 — 7 с помощью штоков 9 и 10 путем протаскивания их через фиксатор 11.

Рейки 4 и 5 поворачиваются так, чтобы угол между мачтой 3 и рейкой 4 был меньше 90, а угол между мачтой 3 и рейкой 5— больше 90 . При таком положении реек 4 и 5 вертикальная составляющая силы ветра, действующей на парус 8, поддерживает мачту 3 в наклонном положении.

При поворотах реек 6 и 7 под различными углами к мачте 3, последняя под действием горизонтальных сил ветра, действующих на парус 8, устанавливается в различных положениях относительно направления ветра.

Так, например, при расположении реек 6 и 7 под одинаковыми углами к мачте 3, она устанавливается прямо по ветру.

Если же эти углы неравны, мачта 3 отклоняется от направления ветра вправо или влево.

Сила ветра, действующая на парус 8, через шкоты 9 и 10 и мачту 3 передается на судно, вызывая его движение. Эта сила направлена по оси мачты 3 и приложена к судну в центре его тяжести, что исключает крен судна при любых направлениях ветра и тем самым обеспечивает его надежную остойчи вость.

При необходимости прекращения движения судна рейки 4 — 7 с парусом 8 путем натяжения шкотов 9 и 10 прижимаются к мачте 3, которая затем вместе с парусом 8 укладывается на судно или убирается с него на длительное хранение. Для . удобства переноски и хранения мачты 3 и рейки 4 — 7 они выполняются составными из легких коротких стержней.

Предлагаемое судно имеет несложную конструкцию, простоту изготовления, безопасно в эксплуатации и может обеспечить надежную остойчивость в плавании. Кроме того, легкость элементов конструкции и отсутствие крена позволяют развивать достаточно большую скорость хода судна.

Аналогично предлагаемому судну могут быть выполнены легкие парусные сани (буер) для передвижения по снегу на больших открытых пространствах.