Температурно-осадочный компенсатор для сопряжения разделенных осадочным швом участков обетонированного напорного водовода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ТЕМПЕРАТУРНО-ОСАДОЧНЫЙ КОМПЕНСАТОР ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ РАЗДЕЛЕННЫХ ОСАДОЧНЫМ ШВОМ УЧАСТКОВ БЕТОНИРОВАННОГО НАПОРНОГО ВОДОВОДА, включающий переходное звено, шарнирно укрепленное между сопрягаемыми участками напорного водовода, отлйчающийс я тем, что, с целью упрощения конструкции и снижения металлоемкости, на конце одного из сопрягаемых участков напорноговодовода образована сообщенная с его полостью камера, внутри которой размещено переходное звено, причем по внут1)еннему контуру со стороны осадочного шва. установлено уплотнение . .
СООЭ СОВЕТСНИХ
ОВЗ Л ЛОВ
РЕСПУБЛИН (3Ю 01) 3(Я) Е 02 В 9 06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2694636/30-15 (22) 11. 12 ° 78 (46) 30.05.83. Бюл. Р 20 (72) Ю.И. Евстратов, В.Я. Кошкин и С.С. Смирнов (71) Ленинградское отделение Всесоюзного ордена Ленина проектно-изыскательского и научно-исследовательского института Гидропроект им. С.Я. Жука (53) 627.84(088.8» (56) 1. Аргунов П.П. Гидроэлектростанция. Основы использования водной энергии. Киев, Госстройиздат
УССР, 1960, с. 236-240 (прототип). (54) (57) ТЕМПЕРАТУРНООСАДОЧНЫН К0МПЕНСАТОР ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ РАЗДЕЛЕННЫХ
ОСАДОЧНЫМ ШВОМ УЧАСТКОВ БЕ ГОНИРОВАННОГО НАПОРНОГО ВОДОВОДА, включакиций переходное звено, шарнирно укрепленное между сопрягаемыми участками напорного водовода, о т л и ч а ю ш и йс я тем, что, с целью упроцения конструкции и снижения металлоемкости, на конце одного .из сопрягаеваис участков напорного водовода образована сообщенная с erо полостью камера, внутри которой размещено переходное звено, причем по внутреннему контуру со стороны осадочного шва установлено уплотнение.
1020505
Изоберение относится к гидротехническому строительству и може быть использовано при сооружении гидроэлектростанций, гмдроаккумуляционных электростанций и насооных станций для сопряжения двух участков обетонированного напорного водовода, разделенных температурно-осадочным швом.
Известен температурно-осадочный компенсатор для сопряжения разделен- О ных осадочным швом участков обетонированного напорного водовода, включающий переходное звено, шарнирно укрепленное между сопрягаеьыми участками напорного водовода. В этом уст- 15 ройстве между переходным звеном и каждым иэ сопрягаемых участков напорного водовода введено уплотнение в виде сальниковой набивки (1 ).
Однако при смещении сопрягаемых участков напорного водовода вследствие неравномерной осадки основания и температурных факторов происходит поворот переходного звена и смещение его продольной оси относительно продольной оси напбрного водовода. Угол поворота ограничен из-за возможности нарушения уплонения (сальниковой набивки), что обусловливает недостаточную надежность конструкции и вызывает необходимость удлинения переходного звена. Это, в свою очередь, ведет к дополнительным затратам металла и к увеличению габаритов сооружения. Кроме того, кон- 35 цы сопрягаемых участков напорного водовода в переходное звено свобод-. ны от обетонировки и работают на полное внутреннее давление воды, вследствие чего повышается толщина стен переходного звена и концов сопрягаемых 40 участков напорного водовода, а также массивность соединительных элементов.
Все это ведет к удорожанию конструкции вследствие повышения расхода металла. 45
Цель изобретения - упрощение конструкции и снижение ее металлоемкости.
Поставленная цель достигается тем, что .в температурно-осадочном компенсаторе для сопряжения разцеленных 5Q осадочным швом участков обетонированного напорного водовода, включающем переходное звено, шарнирно укрепленное между сопрягаемыми участками напорного вбдовода, на конце одного 55 иэ сопрягаемых участков напорного водовода образована сообщенная с его полостью камера, внутри которой размещено переходное звено, при этом по внутреннему контуру камеры со стороны осадочного шва установлено уплот,нение.
На чертеже изображен температурноосадочный компенсатор для сопряжения разделенных осадочным швом участков напорного водовода, продольный раэP98 °
Температурно-осадочный компенсатор включает переходное звено 1, которое помещено между сопрягаемыми участками 2 и 3 металлического напорного водовода, снабженного обетонировкой, При этом.переходное зве- .но l соединено с концами сопрягаемых участков 2 и 3 посредством шарнирных соединений 4. Зазоры 5 между переходным звеном 1 и сопрягаемыми участками 2 и 3 напорного водовода не уплотнены. Переходное звена 1 помещено внутрь камеры 6, стенки 7 которой выполнены из железобетона заодно с обетонировкой сопрягаемого участка 2 напорного водовода. По внутреннему контуру камеры б со стороны осадочного шва 9 установлено уплотнение 10, которое контактирует с поверхностью закладной детали 11 обетонировки 12 сопрягаемого участка
3 напорного водовода. В нижней части камеры б имеется магистраль 13 для слива иэ нее воды. Верхняя часть камеры 6 оснащена воздушным клапаном
14 и герметичным люком 15 для обеспечения попадания в камеру при ее ремонте и осмотре, Камера 6 и сопрягаемый участок 2 напорного водовода соединены перепускной магистралью 16 °
Устройство работает следующим образом.
При заполнении напорного водовода водой она через перепускную магистраль 16 и зазоры 5 попадает в камеру б и заполняет ее. Под действием давления воды уплотнение 10 прижимается к поверхности закладной детали
11, замоноличенной в обетонировке 12 сопрягаемого участка 3 напорного во,довода.
При непрерывной осадке сопрягаемых участков 2 и 3 напорного водовода и температурных деформациях происходит поворот переходного звЕиа 1 в шарнирных соединениях 4.
Переходное звено l необходимо, кроме того, для сохранения режима потока в напорном водоводе, При этом переходное звено уравновешено за счет давления воды в камере 6 и не испытывает внутреннего давления.
Поскольку концы сопрягаемых участков 2 и 3 и переходное звено 1 работают практически в бенэонапорном режиме, на изготовление их идет значительно меньше металла. Кроме того, отсутствуют уплотнения, которые ограничивали бы угол поворота переходного звена 1. Переходное звено 1 поэтому может быть выполнено меньшей длины. Конструкция соединений переходного звена l с концами сопрягаемых участков 2 и 3 напорного водо1020505
Составитель l0. Копырин
Редактор В. Петраш Техред A.Бабинец Коррек тор М. Шароши
Заказ 3855/25 Тираж 673 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изЬбретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. ужгород, ул. Проектная, 4 вода существенно упрощается ввиду от-. сутствия сальниковой набивки и внутреннего давления. Повышается также и надежность конструкции, поскольку исключаются уплотнения между переход4 ным звеном и концами сопрягаемих участков напорного водовода, т.е. в местах, в которых происходит поворот этих элементов друг относительно друга.