Устройство имитации положения транспортного средства в тренажере
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ИМИТАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ТРЕНАЖЕРЕ , содержащее датчики скорости и угла поворота рулевого колеса, связанный с ними вычислитель составляю -, щих скорости движения транспортного средства и блок индикации, отличающееся тем, что, с целью повьшения точности, оно снабжено интеграторами , два из которых включены между одним и вторым выходами вычислителя составляющих скорости движения транспортного средства и соответствующими входами блока индикации, а третий - между датчиком угла поворота рулевого колеса и входом упомянутого вычислителя, и трехпозиционным реле, включенным в цепь обратной связи третьего интегратора. Ly J
- ÄÄSUÄÄ102 А
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
3(59 G 09 В 9/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЭОБРЕТЕНИ
Н АВТО CHQMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 2921833/18-11 (22) 08.05.80 (46) 30.05.83. Бюл. Ю 20 .(72) Э.Б.Саткявичус (71) Вильнюсский инженерно-строитель-. . ный институт (53) 629.1.01,4.9(088.8). ,(56) 1. Авторское свидетельство СССР
9 609118, кл. G 09 В 9/04„ 1974 (прототип). (54)(57) УСТРОЙСТВО ИИИТАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ТРЕНАЖЕРЕ, содержащее датчики скорости и угла поворота рулевого колеса, связанный с ними вычислитель составляю щих скорости движения транспортного средства и блок индикации, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повыаения точности, оно снабжено интеграторами, два из которых включены между одним и вторым выходами вычислителя составляющих скорости движения транспортного средства и соответствующими входами блока индикации, а третий — между датчиком угла пово-рота рулевого колеса и входом упомянутого вычислителя, и трехпозиционным реле, включенным в цепь обратной связи третьего интегратора.
1020852
Тираж 4 88 Подписное
ВНИИПИ Заказ 3903/43
Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðoä, ул.Проектная,4
Изобретение относится к тренажерам для подготовки водителей и может найти применение в автошколах в начальной стадии обучения навыкам. вождения колесного транспортного средства.
Известно устройство имитации положения транспортного средства в тренажере, содержащее датчики скорости и угла поворота рулевого колеса, связанный с ними вычислитель составляющих скорости движения транспортного средства и блок индикации 1 j.
Недостатком известного устройства является недостаточно высокая точность отображения положения транспортного средства при имитации движения с любыми поворотами — с разворотами с любым радиусом, по кругу и т.п.
Цель изобретения — повышение точности.
Указанная цель достигается тем, что устройство имитации положения транспортного средства в тренажере, содержащее датчики скорости и угла поворота рулевого колеса, связанный с ними вычислитель составляющих скорости движения транспортного средства и блок индикации, снабжено интеграторами, два иэ которых включены между одним и вторым выходами вычислителя составляющих скорости движения транспортного средства и соответствующими входами блока индика- ции, а третий — между датчиком угла поворота рулевого колеса и входом упомянутого вычислителя, и трехпозиционным реле, .включенным .в цепь обратной связи третьего интегратора.
На чертеже изображена блок-схема устройства.
Устройство содержит датчик 1 угла поворота (потенциометр ) рулевого колеса 2, датчик скорости (не показан ), связанный с ними вычислитель 3 составляющих скорости движения, включающий в себя синусный 4 и косинусный 5 преобразователи с умножителями б и 7 на их выходах, выходы которых подключены через интеграторы
8 и 9 к индикатору 10.
Интегратор 11 включен между датчиком 1 и входом вычислителя 3.
В цепь обратной связи интегратора 1 включено трехпозиционное реле 12.
Устройство работает следующим образом.
При наличии линейной скорости транспортного средства и при поворо5
35 те рулевого колеса 2 в одну или другую сторону от среднего положения на подвижном контакте потенциометра появляется сигнал., пропорциональный, угловой скорости поворота транспортногО средства. Этот сигнал интегрируется интегратором 11 до напряжения, пропорционального величине угла на 20-60, больше 180О. При достижении этого напряжения реле 12 срабатывает и на его выходе появляется высокое напряжение, которое за короткое время уменьшает напряжение на интеграторе на величину, пропорциональную полному обороту. После этого реле 12 устройства возвращается в исходное положение, т.е, на его выходе появляется нулевое напряжение, а интегратор 11 начинает интегрировать угловую скорость. Применение трехпозиционного реле обеспечивает нормальную работу устройства независимо
or того, в какую сторону и на какой угол делает поворот транспортное средство. После перемножения напряжений с синусного преобразователя 4 с выходным напряжением на умножителе 6 на его выходе получаем напряжение, пропорциональное составляющей скорости транспортного средства в направлении Y . Интегрирование составляющей скорости в направлении Y. на интеграторе 8 дает сигнал, пропорциональный координате Y. положения транспортного средства. Так же работает канал, состоящий из преобразователя 5, умножителя 7 и интегратора 9.
При нанесении на экран электронно-лучевого индикатора 10 рисунка улиц и, например, при использовании двухлучевой трубки на экране вторым лучом можно имитировать движение другой машины, управляемой инструктором и отрабатывать у.обучаемого навыки взаимодействия с другим движущимся транспортным средством.
Применение устройства в автошколах позволит увеличить количество часов обучения на тренажерах и часть времени обучения правилам движения перевести на активный метод Qáó÷åния, позволяющий обучаемым усваивать не только знания, но и навыки быстрого использования правил движения.
Устройство позволяет уменьшить время практического обучения на автомашинах.