Натяжное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

li НАТЯЖНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее барабан, выполненнЕдй в вид6 вала и насаженного на него по .крайней мере одного колеса, канат, прикрепленный к бара

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

В ООЮ .

РЕСПУБЛИК (192 . (11) 3(512 Н 02 Я 7/02 ..

ЙЮЗЩАРСТВЕННЫЙ НОИИТЕТ СССР

:МЖЮ Ю" Ю

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН н лвтжскжж свидетельств (21) 3316930/24-07 (22) 13.07.81 (46) 30.05.83. Бюл.920 (72) Р 3 ° Икрамов, A.ß.À6äóðàõìàíîâ и Ю.М. Журавлев (53) 621.315.171(088.8) (562-1. Изоляторы высоковольтные и низКовольтные. Арматура воздушных линий электропередачи. Каталог. М ., Информэнерго, часть И., 1977, с.22.

2. Крюков К.П. и др. Конструкция и механический расчет. линий электропередачи. Л., "Энергия", 1979, с.165, р.7-31.

3. Авторское-свидетельство СССР

Р 845206, кл. Н 02 G 1/02, 1978. (54)(57) 1.. НАТЯЖНОЕ УСТРОЙСТВО содержащее барабан, выполненно в виде вала и насаженного на него по крайней мере одного колеса, канат, прикрепленный к барабану, и зажимы для закрепления устройства, расположенные по его концам, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции, снижения стоимости и расширения области применения, колеса выполнены с отверстиями, оси которых параллельны оси вала, и пазом по его окружности, плоскость симметрии которого перпендикулярна к оси вала, при этом устройство снабжено по крайней мере одним болтом, диаметр которого соответствует диаметру отверстий колеса, дополнительными монтажным:канатом и зажимом, причем дополнительный монтажный канат прикреплен к зажиму в пазу колеса.

2. Устройство по п.1, о т л и - ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения большей устойчивости барабана при наматывании каната, пос-Е ледний выполнен из троса, образующе го петлю.

3. Устройство по.п.1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения постоянного натяжения .при работе, оно снабжено грузом, прикрепленным к концу монтажного каната.

1020904

Изобретение относится к электроэнергетике, а более конкретно к натяжным устройствам для проводов, тросов н канатов воздушных линий электропередачи.

Известно натяжное устройство, вы- 5 полненное в виде промежуточного регулируемого звена, содержащего три планки с отверстиями, болт и два зажима для присоединения, рас положенные по концам устройства 1 1. Щ . Данное устройство позволяет только в относительно небольших пределах изменять расстояние между зажимами (длину устройства, причем эти изменения могут выполняться только ступенями с достаточно большим шагом. При необходимости увеличить степень изменения длины устройства пропорционально возрастает его вес, устройство становится материалоемким, громоздким и неэффективным. Оно совершенно не применимо для создания постоянного натяжения в проводах для натяжения оттяжек требует для изменения своей длины механизм, рассчи- 5 танный на восприятие полного тяжения в проводе.

Известно также натяжное устройство, содержащее 0 -образный болт, на концах которого выполнена резьба, гайки, навинченные на болт, и два зажима для присоединения, один из которых укреплен к болту, а другой— к гайкам. Указанное устройство позволяетт путем перемещения гаек вдоль болта изменять расстояние между эа- 35 жимами, эти изменения выполняются плавно и могут быть осуществлены вручную или средствами малой механизации(23.

Однако такое устройство также эф- 40 .фективно только при малых пределах изменения своей длины, имеет относи-. тельйо большую стоимость из-эа необходимости нарезки резьбы. Оно не применимо для создания постоянного 45 натяжения в проводах, неудобно в использовании на большой высоте. В связи с чем данное устройство применяется практически только для натяжения оттяжек, например опор пиний электропередачи.

Иаиболее близким техническим решением к предлагаемому является натяжное устрбйство, содержащее барабан, выполненный в виде вала и насаженного на него по крайней мере одного колеса, канат, укрепленный к барабану, и, зажимы для закрепления устройства, расположенные по его концам L3 g.

Однако данное устройство доста- 60 точно сложно и имеет большую стоимость, Цель изобретения — упрощение конструкции, снижение стоимости и расширение области применения. 65

Поставленная цель достигается тем, что в натяжном устройстве, содержащем барабан, выполненный в виде вала и насаженного на него по крайней мере одного колеса, канат, прикреп" ленный к барабану, и зажимы для закрепления устройства, расположенные по его концам, колеса выполнены с отверстиями, оси которых параллельны оси вала, и пазом по его окружности, плоскость симметрии которого перпендикулярна оси вала, при этом устройство снабжено по крайней мере одним болтом, диаметр которого соответствует диаметру. отверстий колеса, дополнительными монтажньщ канатом и зажимом, причем дополнительный. монтажный канат прикреплен к зажиму в пазу колеса.

С целью обеспечения большей устойчивости барабана при наматывании каната последний выполнен из троса, образующего петлю.

Кроме того, с целью обеспечения постоянного натяжения при работе устройство может быть снабжено грузом, прикрепленным к концу монтажного каната.

На фиг.1 изображено устройство (вариант выполнения с одним колесом, с канатом Жв троса, применение в сос.

1 таве натяжной гирлянды, положение с размотанным канатом )вид сверху; на. фиг.2 — то же, вид сбоку; на фиг.3 - то же, положение при натягивании (уменьшении длины ) устройства (передняя планка не показана ); на фиг.4 - то же, положение при работе, после натягивания; на фиг.5то же, что и на фиг.1, вариант выполнения каната в виде петли из троса; на фиг 6 - то же, вариант крепления каната к валу барабана своей серединой; на фиг. 7 - то же, разрез

A-A на фиг.б; на фиг.8 - то же, что на фиг.б, вариант с двумя. колесами, положение с намотанным канатом; на фиг.9 — то же, разрез Б-Б на фиг.8; на фиг. 10 - то же, что и на фиг.8, вариант с выполнением каната из гибкой ленты, положение в момент натягивания; на фиг.11 — то же, разрез В-В на фиг.10; на фиг.12 — то ><е что и на фиг.2,вариант применения устройства для создания постоянного натяжения провода> íà фиг.13 — вариант выполнения зажима для дополнительного каната, вид сверху; на фиг.14 - то же, разрез Г-Г на фиг.13; на фиr.15 - вариант применения устройства, выполненного согласно фиг.б и 7, в качестве оттяжки опоры, положение в момент натягивания.

Устройство содержит барабан, вы-,. полненный иэ вала 1 и насаженного на него, например, одного колеса 2 (фиг.1, 2), в котором выполнены отверстия 3, оси котбрых параллельны

1020904 оси вала 1, и паз 4 по окружности, плоскость симметрии которого перпендикулярна оси вала 1. В каждом нз отверстий 3 может быть укреплен .болт 5, диаметр которого соответствует диаметру этих отверстий. Вал 5

1 может бить укреплей к опоре 6, на, пример, с помощью планок 7, которые неподвижно укреплены к опоре 6 (за/ жима для крепления- не показаны ) и подвижно к валу 1 с воэможностью 10 его вращения. К валу 1 укреплен, например, своим концом 8 канат из троса 9. На другом конце троса 9 укреплен зажим 10 в виде серьги, присоединенной к гирлянде изоляторов 11.

На колесе 2 в пазу .4 расположен зажим 12 для крейления дополнительного каната, †:.который в варианте выполнения устройства (фиг.1,2 ) необходим только при натягивании (изменении длины устройства ) как монтажный канат 13 (фиг.3). В варианте (фиг.1,2 ) устройство выполнено асимметричным, поэтому необходимо принимать меры для обеспечения его устойчивости при работе устройства,. например жестко укрепить планки 7 к опоре 6. На фиг.5 показан аналогичный вариант, но с выполнением устройства симметричным, путем выпол- 30 нения каната из троса 14, образующего петлю, один конец .которого укреплен к колесу 2 у поверхности вала

1, а другой снабжен зажимом для присоединения,. например, в виде роли- . 35 ка 15. В этом варианте устойчивость устройства обеспечивается даже при креплении вала 1 с воэможностью вращения с помощью, например, гибкой тяги 16, снабженной зажимом в виде коу-4О ша 17. Еще более упростить устройство можно; если канат из троса 14, образующего-петлю, укрепить к валу 1 барабана своей серединой, пропустив трос 14 сквозь диаметральное отверстие 18 в валу 1 (фиг.7).

В этом варианте зажимы для присоединения (,на фиг.6 не показаны ) могут быть непосредственно укреплены к концам каната. На фиг.1,5 и 6 болт 5 выполнен консольным, что позволяет обойтись в устройсТве одним колесом

2, но усложняет работу болта 5, Можно упростить работу болтов 5, насадив на вал 1 два колеса 2 (фиг.8). При этом каждый болт 5 закреплен в двух отверстиях 3, что делает его более устойчивым и менее материалоемким.

Целесообразность применения устройства с одним или двумя колесами 2 в каждом конкретном случае должна опреде- О ляться технико-экономическим расчетом.

Максимально уменьшить габариты барабана, а значит и материалоемкость устройства позволяет вариант на 65

Фиг.10,11, где в качестве каната применена гибкая лента 19, например стальная, с зажимом 20 на концах самого различного исполнения в зависимости.от условий применения. При на -, матнвании (фиг.11 ) лента 19 сворачивается в рулон, при этом ширина барабана определяется шириной ленты

19, а плотность использования его наибольшая, так как лента 19 наматывается без пустот, что нельзя достигнуть при выполнении каната иэ тросов.

На фиг;12 приведен вариант применения устройства для обеспечения постоянного натяжения провода в пролете. В этом варианте устройство снабжено дополнительным канатом, например, из Троса 21 и грузом 22, при этом один конец троса 21 укреплен к зажиму 12, а другой присоединен к грузу 22.

На фиг.13 и 14 приведен вариант конструктивного выполнения зажима

12. В колесе 2 выполнено отверстие,в которое вставлен болт 23. В пазу

4 выполнено продольное углубление

24. В это углубление вставляют, например, трос 21 концевым: зажимом

25 напротив отверстия в колесе 2 и закрепляют болтом 23, пропущенным через отверстие в концевом зажиме 25..

Вариант применения устройства в качестве оттяжки опоры 6, укрепленной канатом из тросовой петли 14 к траверсе 26 и анкерной плите 27, приведен на фиг.15. В этом примере монтажный канат 13 натягивается лебедкой

28 на тракторе 29. Контроль за величиной усилия в монтажном канате 13, а значит и в тросе 14 осуществляется врезкой динамометра 30..

Устройство работает следующим образом.

При размотанном канате, например, тросе 9 (Фиг.1-4 ), устройство нахо-дится в устойчивом положении, имеет наибольшую длину„ а болт 5 не нагру« жен. Перед натягиванием (уменьшением длины ) устройства вынимают болт 5, к зажиму 12 укрепляют монтажный канат 13, наматывают его на колесо 2 в пазу 4 и присоединяют к тяговому механизму (на Фиг.3 и 4 не показан ).

Увеличивая усилие P в монтажном канате 13, добиваются вращения колеса

2. При радиусе вала 1, равном и радиусе паза 4, равном R„ усилие P. равно

P=Hr J R

Это усилие меньше, чем усилие Н в тросе 9. При вращении колеса 2 вращается и вал 1, наматывая трос

9. При этом уменьшается длина устройства. После того, как достигнута требуемая степень уменьшения этой длины, что можно Фиксировать по геометрическим параметрам или величинам тяжения, в ближайшее к тросу 9

1020904 отверстие 3, расположенное по ходу вращения колеса 2, вставляют болт 5 и закрепляют его к колесу 2. После этого уменьшают натяжение монтажного каната 13 и колесо 2 начинает вращаться в обратную сторону до 5 тех пор, пока болт 5 не изогнет трос

9 до такой степени, что давление болта 5 на трос Я уравновесится реакцией 7 изогнутого троса 9, который натянут с усилием н . усилие .5 за- f0 висит от геометрических параметров устройства, тяжения Н и определяется по выражению (фиг.4).

5 Н г/Р

Подбирая геометрические размеры устройства, количество и Места ðàcположения отверстий 3 в колесе 2, можно всегда добиться того, чтобы усилие Н с требуемой точностью соответствовало расчетному усилию, Н. После того, как вращение колеса

2 прекратилось, монтажный канат 13 снимают и на этом процесс натягивания устройства заканчивается. При необходимости в дальнейшем изменить величину натяжения все операции выполняют в аналогичной последовательности, только перед снятием болта 5 колесо 2 поворачивают до тех пор, пока он перестанет касаться троса. В вариантах на фиг.5-11,15 процесс работы устройства при изменении его длины аналогичен, изменяется только число болтов (два на фиг.9, 11„15 ) или число зажимов 12, к кото 3S рым необходимо укрепить монтажный канам 13. В варианте на фиг.12 груз 22 выполняет роль тягового механизма, обеспечивая передачу на вал 1 пос- @ тоянного крутящего момента и, сооТ ветственно, обеспечивая постоянное натяжение в,тросе 9 ° При этом вес груза 22 можно принимать во много раз меньше, чем тяжение в тросе 9, что является положительным свойством предлагаемого устройства по сравнению с известными. Болт 5 в этом случае может ограничивать пределы перемещения груза 22, имея возможность совершать вместе с колесом 2 один оборот.

Технико-экономическая эффективность предлагаемого устройства, заключается в том, что с его помощью можно практически на неограниченное расстояние натягивать провода, тросы, канаты, при этом размеры и стоимость устройства мало зависят от возможных пределов изменения длины устройства. Основная деталь устройства (барабан ) конструктивно проста, надежна, для ее изготовления не требуется сложных технологических операций.

Весь барабан .с необходимыми отверстиями, пазами и т.д. может быть изготовлен как единое целое, например, методом точного литья, без всякой последующей обработки, что делает все устройство дешевым. Надежной является фиксация от самораскручивания барабана с помощью болта, опирающегося на канат. Предлагаемое устройство может быть применено в составе натяжных гирлянд, при этом регулирование стрелы провеса провода можно осуществлять в широких пределах, вплоть до его опускания. При применении устройства в качестве оттяжек в составе опор отпадает необходимость в использовании достаточно сложного известного устройства с Ч-образными анкерными болтами. При этом появляется возможность контролировать величину натяжения оттяжек с помощью дина мометра. Предлагаемое устройство может быть использовано в условиях, когда прототипное применено быть не может, например для создания постоянного натяжения проводов, грозозащитных тросов, при этом оно остается более эффективным, чем все применяеnate для этой цели.

Область практического использования предлагаемого натяжного устройства практически не ограничена классом напряжения линии. Оно также эффективно может быть использовано в других областях например дпя создания постоянного натяжения в контактных подвесках железных дорог, трамвайных и троллейбусных линий.

Экономическая эффективность достигается за счет снижения стоимости устройства при одновременном расширении его технических параметров и областей возможного использования.

Более быстрым и простым становится и сам процесс регулирования длины устройства, для этого требуются механизмы и приспособления с меньшим тяговЫм усилием. При применении для создания постоянного натяжения значительно снижаются затраты на груз.

1020904

1020904

Составитель Л. Январева

Редактор А. Мотыль Техред С.Мигунова Корректор А.Дзяткс

Заказ 3909/45 Тираж 617 Подписное

ВНПИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рау аская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4