Коллекторная машина с зубчатым якорем
Иллюстрации
Показать всеРеферат
КСЗЛЛВКТОРНАЯ ИДШИНА С ЗУБЛШШМ-ЯКОРЕМ , содержавшим разделенный кольцевым каналом на части сердечник и уложенные в его пазах секции . Длаухходовой несимметричной обмотки; , активные стороны которых при переходе через кольцевой канал из одной части сердечника в другую выполнены с изгибом таким образом, что секции сметены по окружности якоря с фиксированными для каждой части сердечника величинами укорочения шага , о т л и ч a ,ю щ a я с я тем, что, с целью увеличения ее срока, службы за счет снижения нагрева обмотки от высокочастотного тока, в одной из частей сердечника нечетное количест-: во секций яз числа крайних в каждом пазу, по меньшей мере одна, выполнены с укорочением, не paBHijM фиксированному значению других укорочений :дпя этой части, причем полусуима укоро§ :чений этих секций в разных частях выбрана равной одному зубцовому делению.
,SU„„I020931
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
О ЮЛ
3, ЕСПУБЛИЙ
OllHGAHHE H3OBPE
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ э 1
Ъ>
ГОСЗЯАРОТВЕН4ЫЙ КОМИТЕТ СССР
fe ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OfHPblTHA (21 ) 3390810/24-07 (22) 01.02.82 (46 ) 30.05 83 ° " .Бюа Ю. 20 (72) В. Ф. Юкреба Ю. Я, Безбородов, В. В. Шире@а и В. И. Тимошина
: (71) Омский институт, ийжеиеров желез"нодорожного транспорта (53) 621. 313.2 (688.8) (56) 1:. Костенко И.: П, Пиотровский Л. И. -Электрические машины. ,Т. 1, Л. „".Энергия", 19.72, с. 51.
-2; .Авторское свидетельство СССР
В -284136,. кл. Н 02 K 1/26, 1969, : (54 ).(57) КОЛЛЕКЖОРНАЯ ИМИИНА С ЗУВЧАХЫИ -ЯКОРЕМ, содержащим разделен-ный .кольцевым каналом на части сердечник и уложенные в .его пазах секции Двухходовой несимметричной обмотки, активные стороны которых при переходе через кольцевой канал из одной части сердечника в другую выполнены с изгибом таким образом, что секции смещены.по окружности якоря с фиксированными для каждой части сердечийка величинами укорочения taara, отличающаяся тем, что, с целью увеличения ее срока службы за счет снижения нагрева обмотки от высокочастотного тока, в одной из частей сердечника нечетное количест-. во секций из числа крайних в каждом пазу, по меньшей мере одна, выполне- ны с укорочением, не равным Фиксированному значению других укорочений для этой части, причем полусумь|аукороЯ чений этих секций в разных частях выбрана равной одному зубцовому делению.
1020931
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано прн изготовлении крупных машин постоянного тока предельной мощности с двухходовой обмоткой якоря.
Известны коллекторные машины постоянного тока, содержащие зубчатый якорь с уложенйой в его пазах двухходовой обмоткой. Для улучшения теплоотвода якорь снабжен радиальными или аксиальными каналами (1 ).
В известных машинах, вследствие меньшей трудоемкости изготовления уравннтелей, наибольшее применение получнлн несимметричные двухходовые однократно замкнутые обмотки якоря.
Меньшая трудоемкость изготовления уравнителей обусловлена их установкой с одной стороны якоря.
Однако при эксплуатации известных сердечника в .другую выполнены с иэгибом таким образом, что .секции смещены по окружности якоря и фиксированными для каждой части сердечника величинами укорочения шага (2 3.
Для известной коллекторной элект-:: рнческой машины характерны те же перечисленные выше недостатки, т.е. наличие высокочастотного тока в параллельных ветвях обмотки, создающего дополнительные потери на нагрев обмотки и повышающего ее температуру.
Цель изобретения — увеличение срока,службы машины за счет снижения температуры нагрева обмотки от добавочного высокочастотного тока.
Укаэанная цель достигается тем, что в коллекторной электрической машине с зубчатым якорем в одной иэ частей сердечника нечетное количест60
65 машин постоянного тока выявилось, что-во всех параллельных ветвях двухходовой обмотки протекает добавочный ок частоты, примерно в два раза меньей эубцовой, замыкающийся через ще точный контакт.
Для двухходовой несимметРичной обмотки якоря характерно неодинаковое расположение обоих ходов в магнитном поле машины, вследствие чего между ними возникает небалансная ЭДС, под действием которой и протекает добавочный ток. Добавочный ток вызывает добавочные потери на нагрев обмоток и повышает их температуру.
О
На основании литературных источников величина добавочного высоко- 35 частотного тока может достигать 25% от тока параллельной ветви.
Наиболее близкой К предлагаемой является коллекторная электрическая машина. постоянного тока с зубчатым 49 якорем, содержащим разделенный кольцевым каналом на части сердечник и уложенные в его пазах секции двухходовой несимметричной обмотки, активные стороны которых при пеРеходе 45 через кольцевой канал из одной части во секций в каждом пазу, по меньшей мере, одна, выполнены с укорочением, не равным фиксированному значению других укорочений для этой части, причем полусумма укорочений этих секций в разных частях равна одному зубцовому делению.
На фиг. 1 схематично изображено устройство якоря предлагаемой машины, на фиг. 2 - принципиальная схема одного иэ возможных вариантов обмотки.
Пакет сердечника якоря выполняется из двух частей 1 и 2, отделенных одна от другой нажимным фланцем 3,. благодаря чему создается кольцевой канал. Обмотка 4, вместо которой условно показан ее элемент, поясняющий схему укладки, является общей для обеих частей 1 и 2. В промежутке между пакетами секции обмотки в части 1 сердечника относительйо части 2 смещены по окружности якоря. часть секций 5 обмотки выполнены аналогично прототипу .с укорочением Е„ в пер-. вой части и Е во второй. Секции б, которых в каждом пазу нечетное число, выполнены с укорочением 3 и при переходе через кольцевой канал также смещены по окружности якоря. При этом для секций 6 обязательно выполняется условие равенства полусумьы укорочений E,„è 63 в разных частях сердечника одному эубцовому делению.
Секции 6 обычно являются крайними
s пазах, что вызвано технологическими особенностями укладки в них об« мотки. Для достижения поставленной цели можно секции 5 также выполнить с укорочением Е, однако в этом случае обмотка якоря получается равносекционной (секции 5 и 6 лежат также в одном пазу обеих частей сердечника), что значительно ухудшает ее комьутационные свойства по сравнению с прототипом. Преимущественный вариант выполнения двухходовой обмотки достигается s.том случае, когда Я. =
= 6 1,5 U а В =8 1 0,5 Оп (U„- число секций в пазу). При этом изгиб в кольцевом канале выполняетая для одной активной стороны секции (фиг. 2). В этом случае крайняя секция каждого паза в части 1 сердечника. находится.в других пазах, благодаря чему сохраняются почти на том же уровне демпфирувщие свойства обмотки.
В двухходовой несимметричной обмотке оба хода занимают неодинаковые положения в магнитном поле машины, что порождает разницу ЭДС между ними, получившую название.небалансной. Наибольшая амплитуда небалансной ЭДС характерна дия .высшей гармоники магнитйой индукции,: порядок которой в два раза ниже эубцовой. Под действием укаэанной небалансной ЭДС по обмотке якоря протекает высокочастотный
1020931 ф иа2
Составитель А ° Кецарис, Редактор Е. Папп Техред О.Неце Корректор С. Иекмар. Заказ 3912/47 Тираж 687 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. ужгород, ул . Проектная, 4.так-, заьыкающийся через щеточный контакт. А так мак условиями изготовления двухходовых обмоток в каждом дану якоря укладывается нечетное количество секций, то для уменьшения. вы- . сокочастотного тока--достаточно умень- 5 шить ЭДС укаэанной частоты, лишь в избыточных (которых, естественно, будет нечетное число в каждом пазу, но.по крайней мере одна) секциях.
Иэ-за того, что избыточные секции 10 и каждом пазу при.переходе через кольцевой канал изменяют первый частичный шаг по паэам, благодаря чему изменяется их укорочение так, что их .полусумма в разных частях сердеч- 35 инка равна одною у зубцовому делению, ее результирующее укорочение также составляет одно эубцовое деление.
При таком укорочении шага избыточных секций обе ее активные стороны одинаковым образом расйоложены в магнитном поле высшей гармоники магнитной индукции, обуславливающей небалансную ЭДС. Следовательно, в обеих активных сторонах избыточйых секций наводятся ЭДС этой частоты, приблизительно равные по амплитуде и фазе, и при суммировании ЭДС активных сторон происходит их компенсирова ние друг другом, вследствие чего амплитуда укаэанной ЭДС резко уменьшаЕтся. Следовательно, уменьшается небалансная ЭДС этой частоты и в конечном итоге высокочастотный добавочный ток.