Устройство для регулирования начала повторных операций
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЧАЛА ПОВТОРНЫХ ОПЕРАЦИЙ, содержащее уетановленные на валу датчики импульсов, логический элемент ИЛИ .и устройство зажигания, отличающееся тем, что, с целью повьриения точности регулирования начала повторных операций, в негоj введены формирователи импульсов, генератор импульсов опорной частоты, два одновибратора, два ключа и два счетчика импульсов, причем датчики импульсов через .формирователи импульсов подключены к устрюйству зажигания и логическому элементу ИЛИ, выход которого соединен с первым входом второго счетчика импульсов и входами одновибраторов, выход первого одновибратора подсоединен к первомоу входу первого счетчика импульсов , а выход второго одновибратора подсоединен к первым входам ключей, вторые входы которых соединены с генератором импульсов опорной частоты, выходы ключей соедине§ ны соответственно с вторыми входами счетчиков импульсов, выход перШ врго счетчика импульсов подключен к третьему входу второго счетчика имС пульсов, а выход второго счетчика импульсов подключен к устройству зажигания.
СООЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) F 02 P 5/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕПЙЯ -::
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3402244/18-21 (22) 26.02.82 (46) 07.06.83. Бюл. Р 21 (72) В.Б. Кривоносов и B.Ï. Тарапата (71) Опытное конструкторско-технологическое бюро с опытным производством Института металлофизики AH Украинской ССР (53) 621.43.04(088 ° 8) (56) 1. Патент CtrlA N 3910243, кл. 123117, опублик. 1975.
2. Патент Англии 9 1525074 кл . F 1 В, опублик. 1973 ° (54)(57) уОТРОЙОТВО gnS РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЧАЛА ПОВТОРНЫХ ОПЕРАЦИЙ, содержащее установленные на валу датчики импульсов, логический элемент
ИЛИ и устройство зажигания, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повцшения точности регулирования начала повторных операций, в него > введены формирователи импульсов, re..SU„„1021802 A нератор импульсов опорной частоты, два одновибратора, два ключа и два счетчика импульсов, причем датчики импульсов через, формирователи импульсов подключены к устройству зажигания и логическому элементу ИЛИ, выход которого соединен с первым входом второго счетчика импульсов и входами одновибраторов, выход первого одновибратора подсоединен к первомоу входу первого счетчика импульсов, а выход второго одновибратора подсоединен к первым входам ключей, вторые входы которых соединены с генератороМ импульсов опорной частоты, выходы ключей соединены соответственно с вторыми входа- р ,И ми счетчиков импульсов, выход первого счетчика импульсов подключен к третьему входу второго счетчика импульсов, а выход второго счетчика импульсов подключен к устройству зажигания.
3 °
1021802
Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в системах автоматического регулирования начала повторных операций, например регулирования угла опережения зажигания двигателей внутреннего сгорания.
Известна электронная система опережения зажигания, реализующая принцип автоматического опережения, основанный на сравнении в компараторе постоянного уровня и пилообразного напряжения интегратора, мгновенные значения которого пропорциональны углу поворота коленчатого вала и смещены относительно своего начала в зависимости от комплекса параметров. Электронная система опережения зажигания содержит датчик положения и частоты вращения коленчатого вала и датчики параметров режимов работы двигателя, соединенные через триггеры шмитта и блоки йрограмм с сумматором, интегратор, входы которого соединены с датчиками положения и частоты через комплекс блоков преобразователей, а выход — с первым вхо дом компаратора, источник постоянного уровня, соединенный выходом с вторым входом компаратора, одновибратор и блок управления зажиганием, усилитель мощности и выходной каскад (1).
Устройствам такого типа присуща низкая точность регулирования угла опережения зажигания двигателя внутреннего сгорания, так как в динами« ческих режимах разгона и торможения двигателя для получения уровня напряжения, пропорционального скорости вращения коленчатого вала двигателя, используется инерционная цепочка, состоящая из триггера Шмитта, одно- . вибратора и интегратора.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство для фиксации моментов начала повторных операций, содержащее датчик импульсов, работающий во взаимодействии с зубьями диска, соединенного с валом двигателя, и датчик опорного сигнала, работающий во взаимодействии с метками на диске, первую логическую схему, выход которой соединен с входом реверсивного счетчика для счета в прямом направлении, а входы подсоединены к датчику импульсов, датчику опорного сигнала и выходу вентильной схемы, и вторую логическую схему, выход которой соединен с входом реверсивного счетчика для счета в обратном направлении, а на входы поступают сигналы от датчика импульсов, дат чика опорного сигнала и выхода декодирующей ступени, присоединенной к.выходу реверсивного счетчика, выход декодирующей ступени присоединен также через дифференцирующую ячейку к вхьду устройства зажигания.
В устройстве происходит последовательная обработка импульсов: реверсиВный.счетчик заполняется импульсами за время действия опорного сигнала, а после его окончания начинается счет импульсов в обратной направлении (2 j. 0 Однако применение реверсивного счетчика приводит к временной задержке определения момента начала повторных операций на время работы реверсивного счетчика в обратном на15 правлении, что в конечном счете ска" эывается на точности регулирования угла опережения зажигания.
Цель изобретения — повышение точности регулирования начала повторных операций.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство для регулирования начала повторных операций, содержа- щее установленные на валу датчики импульсов, логический элемент.ИЛИ и устройство зажигания, введены формирователи импульсов, генератор импульсов опорной частоты, два одно вибратора, два ключа и два счетчи-. ка импульсов, причем датчики импульсов через формирователи импульсов подключены к устройству зажигания и логическому. элементу ИЛИ, выход ко,торого соединен с первым входом второго счетчика импульсов и входами одновибраторов, выход первого одновибратора подсоединен к первому входу первого счетчика импульсов, а выход второго одновибратора подсоединен к первым входам ключей, вто- .
4О рые входы которых соединены с генератором импульсов опорной частоты, выходы ключей соединены соответственно с вторыми входами счетчиков импульсов, выход первого счетчика
45 импульсов подключен к третьему входу второго счетчика импульсов, а выход второго счетчика импульсов подключен к устройству зажигания.
Благодаря предложенному гехни5О ческому решению величина погрешности определения начала повторных one" раций уменьшается в два раза Фа счет обработки информации в течение половины оборота коленчатого вала двигателя и в связи с распараллеливанием процесса вычисления.
На фиг. 1 приведена блок-схема устройства для регулирования начала . повторных операций; на фиг. 2 - вре60 )менные диаграммы работы; 0 ) датчика импульсов1 Ю) одновибратора блркировкиу 6 ) одновибратора установки в нулевое состояние..
Устройство содержит датчики 1-4
65 импульсов, например электромагнитные, 1021802
5 !
О
55 в соответствии с числом цилиндров двигателя (например четыре для 4-цилиндрового двигателя), установленные на валу 5, который связан с коленчатым валом двигателя (не показан)> формирователи 6-9 импульсов, входы которых связаны с датчиками
1-4 импульсов, а выходы подключены на вход логического элемента ИЛИ 10, выход логического элемента ИЛИ 10 соединен с входами одновибраторов 11 и 12 и счетчиком 13 импульсов для счета импульсов в обратном направлении, два ключа 14 и 15, первые входы которых соединены с генератором 16 импульсов опорной частоты, вторые входы соединены с одновибратором 12, выход ключа 14 соеди-. нен с входом счетчика 17 импульсов для счета импульсов в прямом на-. правлении, а выход ключа 15 соединен с входом счетчика 13 импульсов для счета импульсов в обратном направлении, выход счетчика 17 импульсов соединен с входом счетчика
l3 импульсов, выход которого соединен с входом устройства 18 зажигания.
Устройство работает следующим образом.
Импульсы от датчиков 1-4 импульсов, сформированные формирователями
6-9 импульсов, поступают поочередно на логический элемент ИЛИ 10 а также на устройство 18 зажигания для идентификации работающего цилиндра двигателя. Импульсы от генератора
16 импульсов опорной частоты, частота которого намного выше максимальной частоты опорных импульсов от датчиков 1-4 импульсов, поступают в промежутках времени между опорными импульсами через ключи 14 и 15 на счетчики 13 и 17 импульсов. При состоянии устройства, когда вал 5 совершил несколько оборотов„ а счетчик 17 импульсов заполнен некоторым количеством импульсов от генератора 16 импульсов опорной частоты, от одного иэ датчиков поступает импульс (фиг. 26) через формирователь 6 импульсов и логический элемент ИЛИ 10 на счетчик 13 импульсов и одновибраторы ll и 12. Этот импульс своим передним. фронтом обеспечивает перезапись содержимого счетчика 17 импульсов в счетчик 13 импульсов, запускает одновибратор 12 (фиг. 26), который запирает ключи 14 и 15 и тем самым препятствует прохождению импульсов опорной частоты от генератора 16 импульсов опорной частоты на счетчики 13 и 17 импульсов, затем своим задним фронтом запускает одновибратор ll (фиг. 2В), который устанавливает счетчик 17 импульсов в нулевое положение. Длительность импульса одновибратора 12 больше суммарной длительности импульса датчиisa 1 импульсов и импульса одновибратора 16 (tq)gw+P, что обеспечивает перезапись содержимого счетчика .
l7 импульсов в счетчик 13 импульсов и последующую установку .в нулевое положение счетчика 17 импульсов.
Чтобы длительность импульса одновибратора 12 не сказывалась на точности работы устройства, она выбирается достаточно малой по сравнению с периодом поступления импульсов с одного из датчиков 1-4 при наибольших оборотах коленчатого вала двигателя (Т 7) tM) °
Таким образом, после прихода импульса одного иэ датчиков 1-4 счетчик 17 импульсов готов к новому циклу счета, а в счетчике 13 импульсов записано число импульсов, пропорциональное скорости вращения коленчатого вала эа промежуток времени между импульсами одного из датчиков
1-4. После окончания импульса одновибратора 12 импульсы генератора 16 импульсов опорной частоты поступают снова на счетчики 13 и 17, причем счетчик 17 импульсов заполняется новым количеством импульсов, пропорциональным скорости вращения коленчатого вала двигателя, а счетчик 13 импульсов в это время производит счет импульсов в обратном направлении и при достижении наперед заданного показания выдает сигнал в устройство 18 зажигания. При поступлении импульса от следующего датчика импульсов процесс повторяется °
По сравнению с известным устройством, в котором момент начала. повторных операций в условиях переменной скорости вращения коленчатого вала определяется со значительной погрешностью, так как обработка сиг-! налов происходит в течение целого оборота вала двигателя в связи с последовательной обработкой информации, в изобретениии величина погрешности определения момента начала повторных операций уменьшается в два раза, и тем самым повышается точность регулирования момента зажигания.
1021802
Тираж.550, Подписное
ЭНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
Заказ 3999/23
113035, Москва, Ж 35, 1аушская наб., д. 4/
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель В. Седов
Редактор B. Данко Техред А.Бабинец КорректоР Л. Бокшан