Импульсная бесступенчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ИМПУЛЬСНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА по авт. св. № 848824, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности передачи, храповое колесо механизма свободного хода закреплено на ведомом кривошипе через упругие элементы, обеспечивающие радиальное смещение колеса . (Л IND 00 4;:
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК з(51) F 16 Н 29 06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН
К АВТОРСКОМУ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 848824 (21) 3380307/25-28 (22) 14.01.82 (46) 07.06.83. Бюл. № 21 (72) А. Ф. Дубровский (71) Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола (53) 621.833.6 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 848824, кл. F 16 Н 29/06, 19?9 (прототип).
„„SU„„1021847 (54) (57) ИМПУЛЬСНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА по авт. св. № 848824, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности передачи, храповое колесо механизма свободного хода закреплено на ведомом кривошипе через упругие элементы, обеспечивающие радиальное смещение колеса.
1021847
1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов в качестве бесступенчатой регулируемой коробки передач.
По основному авт. св. № 848824 известна импульсная бесступенчатая передача, содержащая соосные входной и выходной валы, механизм свободного хода (МСХ), расположенный на выходном валу, управляющий механизм, источник неравномерного движения, установленный на входном валу, кинематически связанный с МСХ и выполненный в виде ведущего и ведомого кривошипов, шарнирно связанных с ними двух ш атунов и взаимодействующего с последними и управляющим механизмом диска, установленного с возможностью радиального смещения относительно оси валов (1) .
В известной передаче храповое колесо
МСХ с упругими пластинами жестко закреплено на ведомом кривошипе, и, вследствие того, что в таких передачах высокие пиковые нагрузки на МСХ сочетаются с большой частотой его включения, эти механизмы относительно быстро выходят из строя из-за усталостного разрушения пластин. Таким образом, основным недостатком известной передачи является невысокая надежность.
Целью изобретения является повышение надежности импульсной бесступенчатой передачи.
Поставленная цель достигается тем, что в импульсной бесступенчатой передаче, содержащей соосные входной и выходной валы, МСХ, расположенный на выходном валу, управляющий механизм, источник неравномерного движения, установленный на входном валу, кинематически связанный с МСХ и выполненный в виде ведущего и ведомого кривошипов, шарнирно связанных с ними двух шатунов и взаимодействующего с последними и управляющим механизмом диска, установленного с возможностью радиального смещения относительно оси валов, храповое колесо МСХ закреплено на ведомом кривошипе через упругие элементы, обеспечивающие радиальное смещение колеса.
На фиг. 1 изображена импульсная бесступенчатая передача, общий вид в разрезе; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — пример конструктивного исполнения МСХ (микрохраповой), поперечный разрез.
Передача содержит корпус 1, размещенные в нем соосные входной 2 и выходной 3 валы, на входном валу 2 установлен ведущий кривошип 4 в виде эксцентрика, на котором с помощью, например, подшипника скольжения (не показан) установлен диск 5.
Диск 5 посредством шатуна 6 связан с корпусом 1 и с помощью шатуна 7 — с ведомым кривошипом 8. На ведомом кривошипе 8 при помощи, например, гибкой стальной оболочки 9, обеспечивающей радиаль ное смещение, закреплено храповое колесо
10 МСХ, которое взаимодействует с наружной обоймой 11 МСХ посредством пластин 12, шарнирно закрепленных на обойме 11 и поджимаемых к храповому колесу 10 пружинами 13. Наружная обойма 11 МСХ установлена на выходном валу 3. Ведущий кривошип 4 связан с управляющим механизмом 14.
Кривошипы 4 и 8, шатуны 6 и 7 и диск 5 образуют источник неравномерного движения.
Кинематическая связь между ведомым кривошипом 8 и храповым колесом 10 может также осуществляться посредством кольцевого пневматика 15 (фиг. 3).
Передача работает следующим образом.
Если с помощью управляющего механизма 14 устанавливают эксцентриситет ведущего кривошипа 4 равным нулю, что при вращении входного вала 2 диск 5 неподвижен. Неподвижны также ведомый кривошип 8 и, следовательно, выходной вал 3 передачи. При изменении эксцентриситета ведущего кривошипа 4 диск 5 совершает сложное плоскопараллельное движение, а ведомый кривошип 8 — колебательное движение, которое выпрямляется при помощи
МСХ в однонаправленное вращение выходного вала 3.
Чем больше эксцентриситет ведущего кривошипа 4, тем больше амплитуда колебаний ведомого кривошипа 8, тем больше средняя угловая частота вращения выходного вала 3.
Следовательно, с помощью управляющего механизма 14 можно бесступенчато изменять частоту вращения выходного вала передачи от нуля до заданного значения.
Конструктивное исполнение передачи, в которой храповое колесо МСХ закреплено на ведомом кривошипе через упругие элементы, обеспечивающие радиальное смещение колеса, позволяет повысить надежность передачи за счет повышения надежности
МСХ. В отличие от известных микрохраповых МСХ с «жесткими» пластинами в данном случае при западании одной или группы пластин храповое колесо под действием реакции со стороны пластин переместится в радиальном направлении до такого положения, когда будут включены либо все пластины, либо большинство пластин. Таким образом, пластины предохраняются от выламывания.
Применение гибкой оболочки 9 или кольцевого пневматика 15 для обеспечения кине35
1021847
Составитель Б. Малой
Редактор Л. Шишкина Техред И. Верес Корректор Г. Огар
Заказ 4007/26 Тираж 925 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 l3035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП сПатент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 матической связи между ведомым кривошипом 8 и храповым колесом 10 позволяет исключить поломки МСХ и передачи в целом вследствие усталостного разрушения пластин.
Технико-экономический эффект предлагаемой передачи обусловлен повышением надежности за счет более равномерного распределения-нагрузки на МСХ при сохранении габаритов передачи.