Устройство для защиты трехфазной нагрузки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРЕХФАЗНОЙ НАГРУЗКИ по авт. св. 851609, отличающееся тем, что, с целью обеспечения защиты реверсивш п т ной нагрузки, катушки двух контакторов блока управления нагрузкой соединены с питающим проводом посредством своих пусковых кнопок, которые эашунтированы замыкакидими блок-контактами соответствующих контакторов через замыкающий контакт исполнительного реле, а в цепи управления тиристором замыкающий блокконтакт второго контактора подключен параллельно блок-контакту первого контактора. to to ьэ СП ел -±а АлИ II г v т IHhJfHlr Йг./
ÄÄSUÄÄ 1022255 А
СОНИ СОВЕТСКИХ
РЕСПУБЛИК
3(У) Н 02 Н 7/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
Il0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 851609 (21) 3337115/24-07 (22) 17.09.81 (46) 07.06.83. Бюл. 9 21 (72) Е.И.Тарасов (53) 621.316.925 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
В 851609, кл. Н 02 Н 7/08, 1980. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ТРЕХФАЗНОЙ НАГРУЗКИ по авт. св. В 851609, отличающееся тем, что, с целью обеспечения защиты реверсивной нагрузки, катушки двух контакторов блока управления нагрузкой соединены с питающим проводом посредством своих пусковых кнопок, которые эашунтированы замыкающими блок-контактами соответствующих контакторов через замыкающий контакт исполнительного реле, а в цепи управления тиристором замыкающий блокконтакт второго контактора подключен параллельно блок-контакту первого контактора.
СР
Ю
b3
Ю
СЛ
©ч
1022255
Изобретение(относится к электротехнике, а именно к устройствам защиты и управления трехфаэных потребителей.
По основному авт. св. 9 851609 известно устройство для защиты трехфаэной нагрузки, содержащее выпрямитель, тиристор, катод которого подключен к катушке исполнительного реле, кнопки. Управления и магнитный пускатель, причем выпрямитель подключен к источнику трехфазного напряжения между силовыми контактами пускателя и нагрузкой, а в цепь управления тиристором последовательно резистору включены блок-контакт пускателя и размыкающийся контакт исполнительного реле, замыкающийся контакт которЬго подключен параллельно пусковой кнопке (1j.
Данное устройство обеспечивает надежную защиту трехфаэной нагрузки от неполнофаэного режима, но не может Обеспечивать защиту реверсивной трехфазной нагрузки.
Цель изобретения - обеспечение защиты реверсивной нагрузки.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для защиты трехфазной нагрузки катушки двух контакторов блока управления нагрузкой соединены с питающим проводом посредством своих пусковых кнопок, которые зашунтированы замыкающими блок-контактами соответствующих контакторов через замыкающий контакт исполнительного реле,.а в цепи управления тиристором замыкающий блок-контакт второго контактора подключен параллельно блок-КоНкту первого контактора.
35
4О
На фиг. 1 приведена принципиально-электрическая схема устройства на фиг. 2 - вариант выполнения устройства для защиты.
Устройство содержит входной авто- 45 мат трехфазной сети, с одной иэ фаэ которого взято питание на блок 1 управления, состоящий из кнопки 2
"Стоп", соединенной последовательно с кнопкой 3 "Пуск" и посредством замыкающих контактов 4 и 5 ключа 6 и размыкающих контактов 7 и 8 контакторов 9 и 10 с обмотками магнитного пускателя 11. Контакторы 9 и 10 пус- кателя имеют силовые замыкающие контакты 12 и 13 в цепи питания нагруз4 ки 14 и трехфазного выпрямителя 15, выход которого соединен с обмоткой исполнительного реле 16 посредством тиристора 17, цепь управления которого соединена с выходом трехфаз- 60 ного выпрямителя 15 посредством замыкающих блок-контактов 18 и.19 кон-. такторов 9 и 10 пускателя 11, резистора 20 и размыкающего контакта
21 исполнительного реле 16, замы- у кающий контакт 22 которого блокирует пусковую кнопку 3.
Устройство работает следующим образом.
При включении входного автомата питания и нажатии кнопки 3 "Пуск" через замкнутые ранее контакты 4 или 5 ключа 6 (в зависимости от того, в какую сторону необходимо вращать, например, двигатель 14) включаются контакторы 9 или 10 пускателя 11. Включившиеся контакторы 9 или 10, замыкая свои силовые контакть 12 или 13, включают нагрузку
14 и, эапитывая трехфазный выпрямитель 15, через открывшийся тиристор
17 посредством замкнутой цепи управления из резистора 20, контакта
21 и блок-контактов 18 или 19 включают исполнительное реле 16. Реле 16 в свою очередь размыкая. свой контакт 21, отключает цепь управления тиристора 17, оставляя его открытым, и блокирует своим контактом 22 кнопку 3. В результате этого контактор 9 или 10 пускателя 11 остается подтянутым и нагрузка 14 остается в рабочем состоянии.
В случае пропажи напряжения на любой из фаз питания иа нагрузке 14 тиристор 17, переходя через нуль, закрывается и обесточивает исполнительное реле 16. Реле 16, размыкая свой контакт 22, обесточивает контактор 9 или 10 пускателя 11 и отключает нагрузку 14 и выпрямитель
15. В результате этого вся схема остается в отключенном и обесточенном состоянии.
Контакты 7 и 8 контакторов 10 и
9 пускателя 11 обеспечивают абсолютное исключение возможности одновременного включения контакторов
9 и 10 (например, при залипании одного из них), что часто приводит к короткому замыканию на стороне нагрузки 14 и выходу иэ строя силовых контактов 12 или 13 пускателя 11.
При устранении неисправности запуск устройства осуществляется установкой ключа 6 в ту или иную сторону (замыкают контакты 4 или 5) и нажатием пусковой кнопки 3. В дальнейшем работа устройства будет происходить вышеуказанным образом.
Таким образом, предлагаемое устройство наряду с надежной защитой . от неполнофаэного режима обеспечивает воэможность реверсивного управления нагрузкой различной мощности, Устройство по второму варианту (фиг. 2) содержит входной автомат трехфазной сети, с одной из фаз которого взято питание на блок 1 управления, состоящий иэ кнопки 2 "Стоп", соединенной последовательно с кнопками 3 и 23 пуска и закрытия и по1022255 средством размыкающихся контактов
7 и 8 контакторов 9 и 10 открытия и закрытия с обмотками магнитного пускателя 11. Контактор 9 открытия соединен с нулевым проводом посредством размыкающего контакта конечного выключателя 24 полного откры- тия задвижки (не- указана) с приводом 25. Контактор 10 закрытия соединен с нулевьзл проводом посредством размыкающих контактов концевых выключателей, 26 и 27 полного закрытия и муфты предельного момента задвижки с электроприводом 25. Кнопка 3 открытия блокирована.последо-. вательной цепочкой иэ замыкающих блок-контактов 28 и 29.исполнительного реле 16 и контактора 9 открытия. Кнопка 23 закрытия 3 блокирована также последовательной . цепочкой из замыкающих блок-.контактов 28 и 30 исполнительного реле 16 и контактора 10 закрытия.
В цепй управления приводом 25 установлены силовые контакты 12 и 13 обоих контакторов 9 и 10 магнитного пускателя 11. Параллельно цепи питания приводом 25 после силовых контактов 12 и 13 включен трехфазный выпрямитель 15, выход которого соединен с обмоткой исполнительного реле 16 посредством тиристора 17, цепь управления которого соединена с выходом трехфазного выпрямителя 15 посредством BTopbUc замыкающих блокконтактов 18 и 19 контакторов 9 и 10 пускателя 11, резистора .20 и размыкающего контакта 21 исполнительного реле 16.
Последовательно с замыкающим концевым выключателем 31 полного открытия задвижки установлена сигнальная лампа 32 полного открытия.
Последовательно с замыкающим контактом концевого выключателя концевиком 33 полного закрытия заде:лж. ки установлена сигнальная лампа 34 полного закрытия.
Последовательно с замыкающим кбн цевиком 35 муфты предельного момента установлена сигнальная лампа 36 срабатывания муфты предельного момента.
Устройство работает следующим образом.
При включении входного автомата
II Il питания и нажатии кнопки 3 Пуск через замкнутые контакты 7. контактора 10 и концевика 24 полного открытия включается контактор 9 магнитного пускателя 11. При своем включении контактор 9, замыкая силовые контакты 12, подает питание на привод 25 задвижки и трехфазный выпрямитель 15. Посредством замкнувшегося блок-контакта 18 контактор
9 через замкнутый контакт 21 исполнительного реле 16 и резистор 20 открывает тиристор 17 и через него, включает исполнительное реле 16", которое своим замкнувшимся блок-контактом 28 через уже замкнутый блокконтакт 29 контактора 9 блокирует кнопку 3 открытия и удерживает контактор 9 в замкнутом состоянии после отпускания кнопки 3, а своим разомкч нувшимся контактом 21 обесточивает цепь управления тиристором 17.
При полном открытии задвижки при10 вод 25, разьикая.свой .концевик 24, обесточивает контактор 9, которы И., размыкая свои силовые контакты 12, обесточивает привод 25 и трехфазный выпрямитель 15 с исполиительньм реле
16. Одновременно с этим замйкается концевик 31 привода 25 и загорается лампа 32 полного открытия задвижки.
При -отключении контактора 9 и исполнительного реле 16 размыкаются их
@ блок-контакты 28 si 29 и блокировочная цепочка кнопки 3 открытия разбирается.
Управление задвижкой в сторону за- .. крытия осуществляется аналогично пре25 дыдущемуq с той лзияь pclsницей. что нажимается кнопка 23 закрытия и включается через замкнутые контакты.8 контактора 9 и концевики 26 и 27 полного закрытия и муфты предельного мо мента коитактор 10, подающим посред-
ЗО ством своих силовых контактов,13 гитание. на привод 25 и трехфазный выпрямитель 15. В цепи управления тиристором замыкается, соответственно, блок-контакт 19 контактора, а .
35 кнопка 23 закрытия блокируется цепочкой иэ замкнувшихся .блок-контактов 28 и 30 исполнительного реле 16 и контактора 10. При полном закрытии задвижки привод 25, размыкая свой кон4(} цевик 26, обесточивает контактор 10, который, размыкая свои силовые .контакты 13, обесточивает привод 25 и трехфазный выпрямитель 15 с исполнительным реле 16.0дйовременно сэтим
45 замыкается концевик .33 привода 25 1 и загорается лаванда 34.полного закрытия :задвижки. При отключении контактора 10 и исполнительного реле 16 размыкаются их блок-контакты 28 и
30 и блокировочная цепочка кнопки
23 закрытия разбирается. В случае неисправности концевика 26 закрытия или при необходимости более плотного закрытия задвижки 1для чего эакорачивается концевик 26) срабатывает муфта предельного момента и размыкается ее концевик 27 ) обесточивая контактор
10, который отключает привод 25, и замыкается ее концевик 35, который зажигает лампу 36 срабатывания муф60 ты предельного момента.
При необходимости останова привода 25 задвижки в промежуточном положении нажимается кнопка 2 "Стоп", которая обесточивает включенные конА5 такторы 9 или 10.
1022255
В случае пропажи напряжения во время хода задвижки на любой иэ .фаэ питания привода 25 и выпрямителя 15 до или после силовых контактов 12 и 13 магнитного пускателя 11 или автомата питания 1, тиристор 17, переходя через нуль, закрывается и обесточивает исполнительное. реле 16.
Реле 16, раэмыкая свой контакт 28, обесточивает контактор 9 или 10 пускателя 11, который, размыкая свои силовые контакты 12 или 13, отключает привод 25 и выпрямитель 15.
Контакты 7 и 8 контакторов 10 и.9 пускателя 11 обеспечивают абсолютное исключение возможности одновременного включения контакторов 9 и 10 (например, при замыкании одного из
«их), что часто приводит к короткому замыканию на стороне нагрузки 25 и выходу иэ строя силовых контактов
12 или 13 пускателя 11.
По устранении неисправности управление задвижкой и защита ее привода 25 осуществляется в ту или иную сторону повторным нажатием кнопок 3 нли 23. В дальнейшем работа устройства будет происходить вышеуказан» ным образом.
Таким образом, предлагаемое устройство наряду с надежной защитой от неполнофаэного режима обеспечи35 вает воэможность реверсивного управления нагрузкой различной мощности, BHHHllH Заказ 4059/46
Тираж 617 Подписное
Филиал ППП "Патент", r.Ужгород,ул.Проектная,4