Магнитопровод электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. МАГНЙТОПРОВОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержавши ярмо, эубцы , включающие аксиально расположенные пластины и пазы пол обмотку-, о т л и .4 а ю щ и и с я тем, что, с целью улучшения энергетических показателей , зубцы по.торцам жестко соединены между собой и с ярмом посредством колец, при этом по меньшей мере одна из крайних пластин каждого зубца на уровне рабочего зазора имеет отгиб в сторону паза. 2.Магнитопровод по п. I, о т л ич а ю щ и и с я тем, что в торцовых частях зубцов, обращенных к ярму, выполнены пазы для размещения чаот&Й колец. 3.Магнитопровод по п. 1, о т л ичающийся тем, что по меньшей мере крайние пластины зубца в торцовых частях, обращенных к ярму, имеют выступы, входящие в тело кольца. 4.Магнитопровод по п. 1,о т л ичающи .й ся тем, что в торцовых частях зубцов выполнены выемки, в 1 которых установлены скобы, соединен (Л ные с кольцом. 5.Магнит-провод по п. п. 1-4, с отличающийся тем, что пластины Эубцов жестко соединены мёлщу собой. ti:i71;JititltHHfHIIflllllillilHIIH::-:T / / / / /

..SU„„ 1022260 A

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

CCCIllC

РЕСПУБЛИН

3ДР Н 02 К 1/06

1

» Г

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ;

Н ABTOPCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ГЮ ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ.(21) 3299450/24-07 (22) 12.06.81 . (46) 07.06.83. Бюл. В 21(72) Н.А.Морщаков и B.М.Петров (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (53). 621.3.042.143 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 278836, кл. Н 02 К 15/10, 1965 .

2. Авторское свидетельство СССР

Ф 2904263/24-07, кл. Б 02 К 1/06, 1979. (54)(57) 1. МАГНИТОПРОВОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий ярмо, зубцы, включающие аксиально расположенные пластины и пазы под обмотку, о т л и .ч а ю шийся тем, что, с целью улучшения энергетических показателей, зубцы по.торцам жестко соединены между собой и с ярмом пос1 редством колец,.при этом по меньшей мере одна из крайних .пластин каждого зубца на уровне рабочего зазора име.ет отгиб в сторону паза.

2. Магнитопровод по и. 1, о т л и-. ч а ю шийся тем, что в торцовых частях зубцов, обращенных к ярму, выполнены пазы для размещения частей колец.

3. Магнитопровод по п. 1, о т. л ич а ю шийся тем, что ло меньшей мере крайние пластины зубца в торцовых частях, обращенных к ярму, имеют выступы, входящие в тело кольца.

4. Магнитопровод по п. 1,о т л ич а ю шийся тем, что в торцовых частях зубцов выполнены выемки, в Щ которых установлены скобы, соединенные с кольцом.

5. Магнит-провод по и. п. 1-4, отличающийся тем, что- ф, пластины Зубцов жестко соединены между собой.

1022260

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам, пазово-эубцовая зона и ярмо которых выполнены раздельно.

Известен статор электрической 5 машины, в котором активная часть выполнена в виде отдельных пакетов, набранных из чередующихся между собой проводников обмотки и отделенных слоем изоляции листовых ферромагнитных элементов (1).

Данное устройство имеет следующие недостатки: неудовлетворительное использование внутреннего объема магнитопровода из — за того, что пакеты имеют прямоугольную форму, а пространство под их расположение на магнитопроводе — трапецеидальную; ухудшенные энергетические показатели (КПД, cos 9 ), обусловленные недоиспользованием пространства под активные материалы, либо увеличенные габаритные размеры магнитопровода.

Наиболее близким к предлагаемому 25 по технической сущности и достигаемому результату является магнитопровод электрической машины, содержащий ярмо, зубцы, выполненные гофрированными из ленты, ширина которой равна 3Q высоте зубца 2j.

Это устройство имеет следующие недостатки: между элементами зубца имеются технологические зазоры, что ухудшает 35 энергетические показатели электричес кой машины; плохое прилегание зубцов к ярму, требующее дополнительной механической обработки; низкий коэффициент заполнения пакетов зубцов, так как зубцы выполнены гофрированными.

Цель изобретения — улучшение энергетических показателей.

Поставленная цель достигается тем,45 что в магнитопроводе электрической машины, содержащее ярмо, зубцы, включающие аксиально расположенные пластины, и пазы под обмотку, зубцы по торцам жестко соединены между 5Q собой и с ярмом посредством колец, при этом по меньщей мере одна из крайних пластин каждого зубца на уровне рабочего зазора имеет отгиб в сторону паза. 55

В торцовых частях зубцов, обращенных к ярму, могут быть выполнены пазы для размещения частей колец.

По меньшей мере крайние пластины зубца в торцовых частях, обращенных к ярму, могут иметь выступы, входящие в тело кольца.

В торцовых частях зубцов могут быть выполнены выемки, в которых установлены скобы, соединенные с кольцом. Ь5

Платины зубцов могут быть жестко соединены между собой.

На фиг. 1 показана конструкция магнитопровода электрической машины, на фиг. 2 — 5 — варианты жесткого соединения зубцов между собой и с ярмом посредством колец; на фиг. б зубец; на фиг. 7 — магнитопровод с обмоткой.

Магнитопровод электрической машины содержит ярмо 1 и.зубцы 2, выполненные из набора средних 3 и крайних 4 аксиально расположенных пластин. С целью удержания обмотки 5 в пазу по меньшей мере одна из крайних пластин зубца имеет отгиб в сторону паза на уровне рабочего зазора.

Поскольку пластины зубцов в большинстве случаев имеют толщину не более 0,5 мм, то выполнение пазов открытой формы с выполнением в зубцах выемок под установку клиньев не представляется возможным. Поэтому крепление обмоток в пазу при помощи отгиба крайних пластин зубца является наиболее целесообразным.

Одновременно отгибы крайних пластин зубца улучшают энергетические параметры машин за счет уменьшения. коэффициента воздушного зазора. Зубцы магнитопровода между собой и с ярмом жестко скреплены при помощи колец б, выполненных из изоляционного материала, например, пластмассы, заливочного компаунда. Кольцо может быть выполнено и из электропроводящего материала, например, магнитодиэлектрика, но при этом, с целью уменьшения потерь в стали магнитопровода, необходимо, чтобы кольцо в месте соединения с зубцом имело изоляционный промежуток.

Жесткое крепление зубцов к кольцу . выполняется различными способами: путем выполнения в торцовых частях зубцов, обращенных к ярму, пазов, например, в виде ласточкина хвоста 7 или бутылочной формы 8, в эти пазы

:входит часть материала кольца, прочно скрепляя зубцы между собой и с ярмом, путем выполнения в торцовых частях пластин зубца выступов 9, обращенных к .ярму и входящих в тело кольца; путем применения специальных скоб 10, входящих в выемки 11 и соединенные с кольцом. Выемки выполняются при штамповке пластин эа счет уменьшения высоты средних пластин со стороны рабочего зазора и длины крайних пластин на толщину и длину скобы с каждой стороны зубца соответственно. Жесткое скрепление пластин зубцов между собой может осуществляться известными способами: склеива" нием, сваркой, постановкой пластмассовых заклепок 12.

1022260

Удерживающие выступы могут выполняться эа счет изготовления крайних пластин длинее средних с последующей, просечкой и отгибом части 13 этой пластины в сторону кольца.

Для повышения прочности скрепления 5 зубцов, пластмасовое кольцо б может быть армировано металлической встав- . кой, расположенной по окружности кольца и в просечках зубца.

Толщина крайних пластин зубца 30 может отличаться от толщины его средних пластин.

Для получения заклепок впотай диаметр отверстия под заклепку внутренних пластин больше диаметра под заклепку периферийных пластин, а периферийные пластины на участке между двумя диаметрами отверотий имеют подсадку материала в тело зубца.

Это техническое решение может быть использовано как в магнитопроводе статора, так и ротора.

Изготовление магнитопровода моет производиться, в следующей последо вательности: штамповка средних и периферийных листов, образование отгиба у периферийных листов; жесткое скрепление средних н периферийных листов склеиванием, сваркой, клепкой; установка зубцов при помощи приспособления на ярмо, жесткое соединение зубцов с ярмом при помощи заливки (опрессовки) зубцов с ярмом пластмассой, либо магнитодизлектриком, либо компаундом; выдержка для отверждения материала колец после заливки; намоточные работы; пропиточные работы.

Зубцы статора от ярма должны быть изолированы для уменьшения контактных потерь.

Предлагаемое изобретение по сравнению с известным позволит улучшить энергетические показатели электрических машин.

Составитель Ф. Подольская

Редактор П. Макаревич Техред М.Тепер Корректор А. Дзятко

Заказ 4060/46 Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4