Комбинированный движитель транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

КОМБИНИРОВАННЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий смонтированный в опорах корпуса , связанный с приводом поворота горизонтальный вал, на котором установлены винтовой ротор и колесо, установленное с возможностью выхода за пределы опорной поверхности ротора, отличающийся тем, что, с целью повышения проходимости и надежности, горизонтальный вал в своей центральной части выполнен с коленом, на шейке которого шарнирно установлено колесо и привод его вращения, а винтовой ротор состоит из расположенных с обеих сторон колена отдельных секций, каждая из которых установлена на валу поворотно и кинематически связана с трансмиссией транспортного средства.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 1022855 А з(51) В 62 D 57/00; В 60 F 3/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

7 о

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3361908/27- 11 (22) 04.12.81 (46) 15.06.83. Бюл. № 22 (72) А. Г. Семенов (71) Ленинградский ордена Ленина политехнический институт им. М. И. Калинина (53) 629.113.033.5 (088.8) . (56) 1. Патент Франции № 1510219, кл. В 60 F, 1967.

2. Авторское свидетельство СССР № 523829, кл. В 62 D 57/00, 1975.

3. Авторское свидетельство СССР № 751700, кл. В 62 D 57/00, 1978 (прототип) . (54) (57) КОМБИНИРОВАННЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий смонтированный в опорах корпуса, связанный с приводом поворота горизонтальный вал, на котором установлены винтовой ротор и колесо, установленное с возможностью выхода за пределы опорной поверхности ротора, отличающийся тем„ что, с целью повышения проходимости и надежности, горизонтальный вал в своей центральной части выполнен с коленом, на шейке которого шарнирно установлено колесо и привод его вращения, а винтовой ротор состоит из расположенных с обеих сторон колена отдельных секций, каждая из которых установлена на валу поворотно и кинематически связана с трансмиссией транспортного средства.

55

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к комбинированным движителям, состоящим из винтового ротора и колеса.

Известен движитель транспортного средства, содержащий две пары винтовых роторов, соединенных с приводами их раздельного вращения. При вращении роторов в разные стороны, транспортное средство способно перемещаться в продольном направлении, при вращении всех роторов в одну сторону, оно движется поперек основного направления (1).

Однако этот движитель непригоден для дорог с твердым покрытием, поскольку жесткие металлические гребни винтовых р горов разрушают дорог .

Известен также движитель, содержащий винтовые роторы, спереди и сзади которых на поворотных кронштейнах установлены приводные колеса.

В колесном режиме транспортное средство передвигается в продольном направлении. В винтовом режиме колеса поворачиваются на 90 и сочленяются с опущенными винтовыми роторами, которым сообщают вращение. В этом положении транспортное средство может передвигаться как в продольном направлении, так и в поперечном, что повышает его маневренность (2).

Однако конструкция этого движителя весьма сложна, так как требует наличия механизмов поворота колес вокруг вертикальной оси и механизмов вертикального перемещения винтовых роторов.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является комбинированный движитель, содержащий смонтированный в опорах корпуса, связанный с приводом поворота горизонтальный вал, на котором установлены винтовой ротор и колесо, установленное с возможностью выхода за пределы опорной поверхности ротора. Данный движитель позволяет организовать движение как вдоль, так и поперек продольной оси транспортного средства, как на слабонесущих, так и на твердых дорожных покрытиях (3).

Однако его продольная проходимость ограничена из-за малой длины винтового гребня, что связано с необходимостью его повышенной эластичности. а наличие эластичной камеры, расположгHHQH между витками ротора и отсутствие на ней протектора резко снижает поперечную проходимость движителя и его надежность.

Цель изобретения — повышение проходимости и надежности.

Поставленная цель достигается тем, что в комбинированном движителе транспортного средства, содержащем смонтированный в опорах корпуса, связанный с приводом поворота горизонтальный вал, на котором установлены винтовой ротор и колесо. установленное с возможностью выхода за пределы опорной поверхности ротора, горизонтальный вал в своей центральной части

2 выполнен с коленом, на шейке которого шарнирно установлено колесо и привод его врашения, а винтовой ротор состоит из расположенных с обеих сторон колеса отдельных секций, каждая из которых установлена на валу поворотно и кинематически связана с трансмиссией транспортного средства.

На фиг, 1 изображен движитель е приводным мотор-колесом, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, с механическим приводом на колесо; на фиг. 3 — транспортное средство с четырьмя комбинированными движителями, вид в плане; на фиг. 4 — комбинированный движитель на винтовом ходу; на фиг. 5 -- то же, в колесном режиме движения.

Комбинированный движитель транспортного средства содержит смонтированный в опорах 1 и 2 корпуса 3 транспортного средства горизонтальный вал 4, в центральной части которого выполнено колено 5 с шейкой 6, на которой шарнирно установлено

2р колесо 7 с приводом его впащения, например в виде электродвигателя, статор 8 которого жестко соединен с шейкой 6, или в виде зубчатой передачи, состоящей из шестерни 9, жестко соединенной со ступицей колеса 7 и зацепленной с ней шестерней 10, сидящей на оси 11, проходящей внутри пустотелой правой части вала 4 и соединенной цепной передачей 12 с трансмиссией транс-. портного средства. Вал 4 на одном из своих концов посредством привода 13 соединен с приводом поворота, позволяющим зафиксировать его в нескольких угловых, положениях или вращать в разные стороны с различной скоростью.

Винтовой ротор движителя состоит из расположенных спереди и сзади колена 5 отдельных секций 14 и 15, которые установлены на валу 4 поворотно и посредством цепных передач 16 и 17 соединены с трансмиссией транспортного средства.

Вместо электродвигателя может быть установлен гидропривод, а энергопитание 18

4р того или иного типа двигателя может подводиться через пустотелую часть 19 вала 4.

Вал 4 со своим коленом 5 и приводом 13 образует механизм ввода колеса 7 в рабочее положение. Однако для того, чтобы колесо работало наиболее эффективно, необходимо, 45 чтобы сумма внешнего диаметра колеса 7 и удвоенного эксцентриситета колена 5 была больше наружного диаметра винтовых гребнеи роторов.

При эксплуатации транспортного средства на деформируемых грунтах вал 4 устанавливают при помощи привода 13 в положение, когда его шейка 6 вместе с колесом-7 расположена в крайнем верхнем положении.

При этом в контакте с грунтом находятся только винтовые роторы и при включенных привод гх 16 и 17 транспортное средство перемещается в продольном направлении.

На особо «тяжелых» грунтах в случае неэффективности винтовых роторов дополнительно включают привод 13 в режиме

1022855 постоянного вращения. В результате этого грунтах, вал 4 поворачивают посредством ось колеса 7 с кривошипной шейкой 6 со- привода 13 в положение, когда шейка 6 вершает вращательное движение, осуществ- с колесом ? занимают крайнее нижнее поляя колесно-шагающий режим, характери- ложение (фиг. 5). При этом в рабочем зуемый высокой тяговой способностью. В контакте с грунтом находится только ко указанном режиме транспортное средство лесо 7. перемещается в поперечном направлении.- Применение предлагаемого изобретения

Колесно-шагающий режим может исполь- позволяет значительно увеличить проходизоваться не только в целях самовытаскива- мость транспортного средства, используя ния транспортного средства, но и при манев- режим колесно-шагающего хода и разные рировании при бездорожье. Для эксплуата-, скорости вращения передней и задней секций ции на- твердых грунтах и дорогах с искус- винтового, ротора, а также повысить надежственным покрытием или для движения в ность, а следовательно,долговечностьтранс- поперечном направлении на деформируемых портного средства.

1022855

Редактор И. Касарда

Заказ 4131/10

Составитель Д. Анте р

Техред И. Верес Корректор Л. Бокшан

Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4