Способ вскрытия и разработки рудных залежей в приконтурных зонах карьера
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ И РАЗРАБОТКИ РУДНЫХ ЗАЛЕЖЕЙ В ПРИКОНТУРНЫХ ЗОНАХ КАРЬЕРА, вкгаочаюпшй переход от открытого способа разработки к подземному, проходкуг noitземных транспортных выработок с карь - ера в eixj торце в приконтурную зону карьера, соединение их с земной поверхностью вентиляционными вьфаботкамн, отсыпку вскртшных пород, отработку полезного ископаемого от границ распространения полезного ископаемого в направлении к бортам карьера, о т л и ч а ,I ю щ и и с я тем, чт,о, с целью повышения эффективности отработки торцовой части залежей за счет перехода на подзем ный способ разработки, уменьшения потерь полезного ископаемого и ограничения зоны сдвижения земной поверхности от подземной разработки полезного ископаемого , проходку подземных транспсргных выработок производят вдоль простин рания за границей рудной части залежи к торцу залежи, отсагпку вскрышных пород из карьера произЕюдят перед началом подземной разработки над торцовдй частью залежи и подземнуюразработку полезного ископаемого осуществляют от середины залежи одновременно к борту карьера и к торцу залежи. to оа О 00 ел
СОЮЭ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСН ИХ
РЕСПУБЛИК
„,ЯЦ„„1023085
ЗШ E 21 С 41/00
«".:: е. И Ф х о еъ, «з Пу
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTMA (21) 3380952/22-03 (22.) 07.01.82 (46) 15.06.83. Бюп. Ж 22 (72) B. П. МаРтыненко А.А.Статкевич, р
:, В. Н. Романенко, А.P. Черненко, С.М. Фатеев, Г. К. Хижняк, И. П. Кононов, "
О.И. Храпко и А.А. Терещенко (71 ) Научно-исследоватепьский горнорудный институт (53) 622.271 (088.8) (56) 1. Новожипов N.Ã. Открытые горные . работы. Госгортехиздат, 1 911, с. 151 153.
2. Авторское свидетепьство СССР
No 785488, кп. Е 21 С 41 ОО, 1979 (прототип). (54)(57) СПОСОБ ВСКРЫТИЯ И РАЗРАБОТКИ РУДНЫХ ЗАЛЕЖЕЙ В ПРИКОНТУРНЫХ ЗОНАХ КАРЬЕРА, вкпючающий переход от открытого способа разработки к подземному, проходку-.- цодземных транспортных выработок с карь, ера в его торце в приконтурную зону карьера, соединение их с земной поверхностью вентипяционными выработками, отсыпку вскрышных пород, отработку попезного ископаемого от границ распространения полезного ископаемого в направпении к бортам карьера, о т п и ч а,— ю шийся тем, чт,о, с целью повышения ефФективности отработки торцовой части эапежей за счет перехода на подзем ный способ разработки, уменьшения потерь попеэного ископаемого и orðàíè÷âíèÿ эоны сдвижения земной поверхности от подземной разработки попеэного ископаемого, проходку подземных трансп ртных выработок производят вдопь простирания за границей рудной части залежи а к торцу залежи, отсыпку вскрьипных пород иэ карьера производят перед начапом подземной разработки над торцовой частью
-запежн н незаемную рззрабоеху попезн С го ископаемого осуществляют от середины залежи оцновременно к борту карьера и к торцу залежи.
Мают
1023085
Изобретение относится к горному депу:, и может быть использовано при вскрытии и разработке рудных залежей в приконтурных зонах карьера.
Известен способ доработки горизонтальных пластов полезного ископаемого (угля) прн уменьшении мощности пласта в приконтурных зонах карьера, вкшочающий переход с открытого способа к подземному и отработку оставшихся запасов путем выбуривания угля скважинами с борта карьера с помощью шнеков f1(Недостатком этого способа являются большие потери полезного ископаемого, поскольку добывается только та часть угпя, которая находится в объеме выбу риваемых скважин, неполная .отработка пласта.
Наиболее близким к прецпагаемому по технической сущности и достигаемому 20 результату является способ разработки . попезных ископаемых в приконтурных зонах карьера, вкпючающий переход от открытого способа разработки к подземному проходку подземных транспортных выработок с карьера в его торец в приконтурную зону карьера, соединение их с земной поверхностью вентиляционными выра ботками, обсыпку вскрышных пород из карьера, отработку полезного ископаемого 30 от гранин распространения полезного ископаемого в направпении к бортам кари ера $2), Недостатком этого способа явпяется малая эффективность его при разработке крутопацающих запежей полезного иско паемого, невозможность отработки от границ карьера к торцу залежи и невозможность одновременной отработки от границ карьера и or торца залежи, сдви- 4О жение земной поверхности, над участком отрабатываемым подземным способом без засыпки этой эоны породами вскрыши, небопьшой объем добычи подземным участком. 45
Цепь изобретения - повышение эффективности отработки торцовой части кру топадающих залежей за счет перехода на подземный способ разработки, уменьше ние потерь попеэного ископаемого по сравнению с известными способами, уве пичение объема добычи подземным учао. тком и ограничение зоны сдвижения земной поверхности от подземной разработки полезного ископаемого.
Цель достигается тем, что согласно
55 способу вскрытия и разработки полезных ископаемых в приконтурных зонах карьера, включающему переход от открытого способа разработки к подземному, проходку подземных транспортных и выемочных выработок с карьера в его торце в приконтурную зону карьера, соединение их с земной поверхностью вентиляционными выработками, отсыпку вскрышных пород из карьера, отработку полезного ископаемого от границ распространения полезного ископаемого в направлении к бортам карьера, прскодку подземных транспортных выработок производят вдопь простирания за границей рудной части зайежи к торцу запежи, перед началом подземной очистной выемки над торцовой частью залежи производят отсыпку вскрышных пород из карьера, а подземную выработку попеэного ископаемого осуществ пяют от середины залежи одновременно к борту карьера и к торцу залежи.
Кроме того, отработку полезного ископаемого ведут одновременно от борта карьера к торцу залежи и or торца запежи к торцу карьера.
На чертеже . представлена схема вскрытия и разработки торцовой части за нежн, В процессе разработки карьера 1 .крутопадающей рудной залежи, когда оставшиеся в торце залежи запасы из-за уменьшения мощности залежи становится экономически иецецесообразно добывать их карьером (вспедствие боцыюго коэффициента вскрыши), переходят на подземный способ добычй. Дпя этого с одного из уступов карьера в торцовой части карьера на горизонте, позволяющем иметь вшше этого горизонта этаж высотой 7080 м, проходят горизонтальную транспор ную выработку 2 (штопьню) к торцу 3 залежи. Эту выработку проходят вдоль простирания залежи в пежачем боку за границей 4 рудной части залежи и ортом
5 соединяют с такой же выработкой, пройденной с этого же уступа и горизонта эа границей рудной части залежи в висячем боку.
От горизонтальных транспортных выработок проходят вентипяционные квершпаги 6 (или диагональные квершлаги) эа зону сдвижения 7 земной поверхности от поцэемной разработки самого нижнего этажа в торцовой части запежи.
Здесь, за зоной сдвижения 7 из квершпага проходят вентипяционные восстающие 8 на земную поверхность и оборудуют вентиляторами гпавного проветривания. Сечение вентипяционных восстаю-. щих 8 определяют с учетом необходимс го количества воздуха дпя планируемого
3 10230 объема, добычи попезного ископаемого.
Вскрытые с помощью> транспортных выра боток запасы торцовой части эапежи от, рабатывают бпоками либо одновременно
or середины залежи к торцу запежи и к, борту 9 карьера 1, пибо одновременно
-от борта 9 карьера 1 и от торпа 3 эапе жи, либо топько от борта 9 карьера 1 к торцу 3 залежи, С цепью ограничения эоны сдвижения 7 земной поверхности 10
or подземной разработки торцовой части эапежи над торцом 3 эапежи на земной поверхности перед начапом очистной выемки отсыпают отвал вскрышных пород иэ карьера 1. Объем вскрышных пород s or .15 вале должен 6йть достаточным для эапожения зоны сдвижения даже при разработке самого нижнего этажа в торцовой чаоти запежи. По мере отработки каждого этажа вскрышные породы отвала, размещенные над торцом запежи,спопзают в зону сдвижения и создают распор между пежачим и висячим боком зоны, препятствуя ее расширению.
К концу отработки рассматриваемого 25 участка рудной запежи ппощадь зоны сдвижения земной поверхности будет близкой первоначальной, а сама зона эапопнена до уровня земной поверхности.
В предлагаемом способе добыча руды производится подэтажно-камерной ипи этажно-камерной. системой разработки, пибо другими вариантами беэ закпадки выработанного пространства. Добытая руда по транспортной выработке доставпя ется к устью и затем к перегрузочному
85 4
/ ./ узлу, откупа по действующей на карьере, схеме транспортирования направпяется на дробильно-обогатительную фабрику. Поопе отработки верхнего этажа приступают к добыче на нижепежащем этаже, при этом транспорвные выработки проходят с соответствующего уступа к торцу занежи, а вентипяционные квершлаги проводят за зону сдвижения от отработки самого нижнего этажа до оси вентияяционного восстающего пройденного в верхнем этаже и сбивают его с этим квершлагом.
Таким же образом ведут вскрытие поспедующих нижепежащих этажей, вкпючая самый нижний. При этом транспортные выработки под торец эапежи дпя отработки нижнего этажа проходятся со дна карьера в направпении торца запежи.
Транспортирование руды осуществпяется электровоэным, автомобильным ипи конвейерным транспортом.
Предпагаемый способ сокращает чиопо горно-капитапьны х вы раб оток, . увепичивает объем добычи руды с торцовой части залежи в 2 раза, уменьшает затраты на транспорт вскрышных пород, огра-. ничивает зоны сдвижения земной поверх ности и уменьшает ее ппощадь в 3-5 раз, значительно уменьшает отторжение ппо щадей пподородных земель, снижает потери полезного ископаемого.
Общий экономический эффект от применения способа до глубины отработки эапежи 300 м составит 2,23 мпн. руб.
1 023095
1 1
1
Ф
Заказ 1 74/21 Тираж 603
ВНИИПИ Государственного комитета СССР о делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., ц. 4. 4/S
Филиал.ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, Составитель В Тычина корректор А. Тяско
Редактор А. Долинич Техред О.Неце