Способ отвалообразования
Иллюстрации
Показать всеРеферат
„„Я0„„1023086
СОЮЗ С09ЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
g(59 Е 21 С 41/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И (ЛНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
N lt 9 TOPCNGhIV CаЮИТЕЛйС ам (21 ) 3380954/22-03 (22) 07.01.82 (46) 15.06.83. Бюл. М 22
; (72) B.Ã.Çîòååâ, A.В. фролов и Н.А. Ворошилова (71) Институт горного дела (53) 622.271 (088.8) (56} 1. Новожилов М.Г. Открытые гор ные работы. М., Недра, 1961,,с. 244-245.
2. Новожилов М.Г. Открытые разра-. ботки месторождений полезных ископаемых. К., "Техническая литература, 1963, с. 225-228. (54) (57) СПОСОБ ОТВАЛООБРАЗОВАНИЯ, включающий доставку пород к месту складирования, формирование предохранительного вала вдоль sepx,íåé бровки яруса, отсыпку рыхлых пород наклонными слоями по . фройту отвалообраэования через предохранительный вал под откос и перемещение предохранительного вала по мере отсыпки яруса, о т л и ч а юш и и с я тем, что, с целью обеспечения безопасных условий разгрузки автомобилей и повышения устойчивости от» вального яруса, в приповерхностиой части ярусов по фронту отвалообраэования последовательно отсылают горизонтальные слои скальных пород, причем горизонтальные слои скальных пород отсыпают после того, как рыхлые породы достигнут нижней гранины горизонтального слоя скаль- © ных пород. е
1023086
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений попез них ископаемых.
Известен способ. отвапообраэования, включающий доставку пород автомобипь ным транспортом, разгрузку автомобилей на расстоянии 3-6 м от верхней бровки яруса с дальнейшим перемещением и ста киванием породы под откос бульдозером Я.
Однако данный способ неэкономичен в связи с большим обьемом бульдозерных работ.
Наиболее бпиэким по техническому и достигаемому результату к предпагаемо му явпяется способ отвапообраэования, вкпючаюший цоставку пород к месту скпаднрования автомобильным транспортом, формирование предохранительного вала вдопь верхней бровки яруса, отсыпку рыхлых пород наклонными споями по фронту отвапообраэования через предохранитепьный вал под откос и перемещение прецохранитепьного вала по мере отсыпки яруса )2J.
Недостатком данного спосо6а явпяется низкая безопасность при разгрузке автомобипей на отвалах рыхлых пород (гцин, сугпинков, супесей и т.д.). Причиной этого являются низкие прочностные свойства рыхпых пород. Поэтому при разгрузке автомобилей через прецохранитепи ный вап под откос возможно обрушение откоса яруса и возникновение аварии. С увеличением грузоподьемности автомобипей их нагрузка на грунт возрастает, а следоватепьно, безопасность при раз груэке ухудшается. Таким образом, эксплуатация большегрузных автомобипей (груэоподьемность 75-180 т) на отвалах рыхпых пород успожняется, а в.ряде случаев оказывается невозможной.
Uenb изобретения - обеспечение безопасных усцовий разгруэкц автомобипей путем повышения устойчивости отвального яруса.
Поставленная цепь достигается тем, что согпасно способу отвалообразования, . вкпючаюшему доставку пород к месту скпадирования, формирование предохранитепьиого вапа вдопь верхней бровки яруса, отсыпку рыхпых пород наклонными слоями по фронту отвапообраэования через предохранительный вал под откос и леремешение предохранитепьного вала по мере отсыпки яруса, в приповерхностной части ярусов по фронту отвапообразования поспе доватеньно отсыпают горизонтальные . слои скальных пород, причем горизонтальные слои скальных пород отсыпают после того, как рыхлые породы достигнут нижней граниш горизонтального слоя скальных
5 аороа.
На чертеже представлен поперечный развез формирования яруса отвапа. ц- йа ппошадке отвального яруса, вдоль о его верхней бровки 1, бупьдоэером формируют предохранительный вап 2. Параметры предохранительного sana опредепяют расчетом в,зависимости от типа применяемых автомобипей 3. Например, >5 для автосамосвапа БелАЗ-549 высота и ширина прецохранитепьного вапа соответственно 0,7 м; 2,5-3,0 м. Рыхлые породы 4 и скальные иди полускапьные породы S . доставпяют на отвальный о ярус автомобилями. Автомобипи поцают к нредохранитепьному валу задним ходом и производят их разгрузку по фронту отвалообраэования g через предохранительный вап поц откос. В процессе отсыпки
25 отвального яруса в приповерхностной части яруса формируют горизонтальный спой заданной мощности ll иэ скапьных или поцускальных пород 5. Например, дпя автосамосвалов ЬелАЗ-549 при их работе
Эв на отвале высотой Н=100м,отсыпаемом мореной со следующими характеристиками: угле внутреннего трения g =43; сцеплении
Cl т/м; коэффициенте неоднородности
1(* 10; пределе прочности иа разрыв
100 кг/см; начапьной пористооти р, 47,5% и конечной пористости
Д g = 43,5% - горизонтальный слой фор» мируют мощностью Il = 1,8 м. Формиру ют горизонтальный слой спедуюшим. об40 разом, Первоначально по фронту отвацообразования 1 «р отсыпают рыхлые породы 4. Поскольку угол естественного откоса абсолютно всех типов рыхпых пород о р на 5-10 меньше, чем угоп естест0
45 венного откоса скальных или попускальных пород о«с, рыхлые породы при попаI дании в процессе разгрузки автомобилей на скальные или попускапьные пороцы скатываются и эапопняют нижнюю часть яруса на участке 6. После эапопнения рыхпыми породами участка 6 до нижней границы 7 предыдущего участка горизонтапьного слоя нз скапьных или попускапьных пороц 5 производят заполнение учас»
55 тка 8 в приповерхностной части яруса скальными или попускапьными породами
5. Затем прецохракительный вап 2 пере с мешают в попожение 9 и все операции повторяют.
3 1023086 4,.
Предлагаемый способ отвалообразо- иа отвалах рыхлых пород путам пования позволит обеспечить безопас- выш ения устойчивости отвального ность автомобйлей при разгрузкеяруса.
Составитепь В. Тычина
Редактор A. Допинич Техред О.Неце Корректор А. Тяско
Заказ 4174/21 Тираж 603 Подписное . ВНИИПИ Государственного комитета СССР по депам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-.-35, Раушская иаб., a. 4/5
Филиал ППП Патент, г; Ужгород, уп. Проектная, 4