Узел трения для исследования толщины смазочных пленок при испытаниях
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УЗЕЛ ТРЕНИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЛЩИНЫ СМАЗОЧНЫХ ПЛЕНОК ПРИ ИСПЫТАНИЯХ, содержащий Образец, выполненный в виде ролика с наружной базовой поверхностью переменного относительно оси вращения ролика радиуса, разделенной на участки пазами , и контробразец с цилиндрической рабочей поверхностью, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, на образце дополнительно выполнен цилиндрический поясок с радиусом не менее наибольшего радиуса базовой поверхности, а контробразец выполнен в виде двух электрически изолированных друг от друга дисков. О) ю QO IND Ю а
„„Su„„10.23226
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ .РЕСПУБЛИК
З(5П 6 01 и 3/56
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
"" -"ЕСОР.Щ,g
; „..: Д, .4QI1 .! ." и; .}
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
«Ф (54) (57) УЗЕЛ ТРЕНИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЛЩИНЫ СМАЗОЧНЫХ ПЛЕНОК ПРИ
ИСПЫТАНИЯХ, содержащий образец, выполненный в виде ролика с наружной (21) 3261659/25-28 (22) 18. 03. 81 (46) 15. 06. 83. Бюл. 9 22 (72) В .. A Стадник (53) 620. 178. 162(088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке М 2974226/25-28, кл. G 01 М 3/56 1980 (прототип) . базовой поверхностью переменного относительно оси вращения ролика радиуса, разделенной на участки пазами, и контробразец с цилиндрической рабочей поверхностью, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности, на образце дополнительно выполнен цилиндрический поясок с радиусом не менее наибольшего радиуса базовой поверхности, а контробраэец выполнен в виде двух электрически изолированных друг от друга дисков.
1023226
Изобретение относится к испытаниям материалов трением.
Известен узел трения для исследования толщины смазочных пленок при испытаниях, содержащий образец, выполненный в виде ролика с наружной базовой поверхностью переменного относительно оси вращения ролика радиуса, разделенной на участки пазами, и контробразец с,илиндрической рабочей поверхностью. Образец и контробраэец установлены с зазором друг относительно друга на параллельных осях (1).
Недостатком известного узла трения является погрешность измерений, 15 связанная с отсутствием взаимного базирования образца и контробраэца.
Цель изобретения - повышение точности измерений. толщины смазочных пленок.
Поставленная цель достигается тем, что в узле трения для исследования толщины смазочных пленок при испытаниях, содержащем образец, вы полненный в виде ролика с наружной базовой поверхностью переменного относительно оси вращения ролика радиуса, разделенной на участки пазами, и контробраэец с цилиндрической рабочей поверхностью, на образце З дополнительно выполнен цилиндрический поясок с радиусом не менее наи. большего радиуса базовой поверхности, а контробразец выполнен в виде двух электрически изолированных друг 35 от друга дисков.
На фиг. 1 изображена схема предлагаемого узла трения; на фиг. 2 разрез A-А на фиг. 1.
Узел трения содержит образец 1 40 с базовой поверхностью 2, разделен-. ной пазами 3 на участки, и с цилиндрической поверхностью 4,. отделенной от базовой. поверхности кольцевым пазом 5, а также .контробразец 6 в виде дисков 7 и 8, разделенных электроизоляционным материалом 9. Поверхность 2 на каждом из участков имеет переменный радиус и может быть выполнена, например, по спирали Архимеда. узел трения работает следующим образом.
Образец 1 прижимают к контробразцу б и .приводят во вращение. К образцу и диакам контробразца подключают электрические измерители (не показаны), сигнал которых пропорционален толщине смазочного слоя. При этом толщина смазочиого слоя между базовой поверхностью и диском 8 контробразца изменяется в соответствии с законом изменения радиуса кривизны базовой поверхности. Сопоставлением.изменения сигнала и зазора (толщины смазочной пленки) по мере вращения образца может быть протарирован измеритель. При испытаниях цилиндрическая поверхность 4 обеспечивает постоянство расположения базовой поверхности 2 относительно контробразца б.
При изменении скорости скольжения образцов на поверхности образца и контробразца возникает гидродинамический слой смазки, который может быть измерен сопоставлением диаграмм сигнала измерителя, подключенного между образцом и диском 7 контробраэца.
При длительных испытаниях по мере изнашивания цилиндрической поверхности 4, а затем и наиболее близкой к нему части базовой поверхности 2 происходит изменение сигнала измерителя, пропорциональное величине износа. Сопоставлением сигналов или их диаграмм до изнашивания и после определяется величина износа образцов.
Таким образом, предлагаемяй узел трения обеспечивает постоянное взаимное базирование образца и контробразца даже при их изнашивании, что позволяет повысить точность измерений толщины смазочных слоев при различных режимах испытаний.
1O2322S бие.8
Составитель В. Шйинев
Редактор М. Келемеш Техред K. Кастелевич Корректор A. - IIoax
Заказ 4201/28 Тираж 873 Подписнее
ВИИИНИ Государственного комитета СССР
113035„ Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4