Устройство для защиты электродвигателя, соединенного в звезду, от двухфазного режима работы
Иллюстрации
Показать всеРеферат
. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ , СОЕДИНЕННОГО В ЗВЕЗДУ, ОТ ДВУХФАЗНОГО РАБОТЫ, содер -V..Ki к у, Г;;-:г(- 1q г;д.г Ы :/:: :..1-А , . . t -i ;.; v.:; жащее реагирующий орган, выполненный в виде пик-трансформатора, первичная обмотка которого зашунтирована первым конденсатором и аключена между .нулевыми точками электродвигателя VI сети питания, вторичная обмотка через диод подключена к управляющему переходу управляемого полупроводникбвого ключа, один из выводов силовой структуры которого через обмотку исполнительного реле соединен с фазой сети питания, второй конденсатор, отличающееся тем, что, с целью упрощения,, управляемый полупроводниковый ключ выполнен в виде симистора, второй вывод силовой структуры которого через второй кон (Л денсатор соединен с нулевой точкой сети. о С«д сд о Од
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК ае 01) Зс58 н 02 Н 0
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3314740/24 "07 (22) 13. 07. 81 (46) 15.06.83. Бюл. и 22 (72) В.ф. Минаков, Е.Ф. Минаков, В.Г. Андреев и Ф.Ф. Мельников (71) Северо-Кавказский научно-исследовательский институт природных газов и Ставропольский политехнический институт (53) 621.316.925(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2979190/24-07, кл. Н 02 Н 7/09, 1980.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке и 3252547/24"07, кл. Н Og Н 7/09, 1981. (54)(57). УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, СОЕДИНЕННОГО В ЗВЕЗДУ, ОТ ДВУХФАЗНОГО РЕЖИМА РАБОТЫ, содержащее реагирующий орган, выполненный в виде пик-трансФорматора, первичная обмотка которого защунтирована первым конденсатором и включена между . нулевыми точками электродвигателя и сети питания, вторичная обмотка через диод подключена к управляющему переходу управляемого полупроводнико" вого ключа, один из выводов силовой .структуры которого через обмотку ис" полнительного реле соединен с Фазой сети питания, второй конденсатор, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, .. с целью упрощения,. управляемый полу-. проводниковый ключ выполнен в виде симистора, второй вывод силовой З структуры которого через второй кон- у вв денсатор соединен с нулевой точкой . %УФ сети. С:! 023506
Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам ре" лейной защиты трехфазных электродви" гателей от нарушения фаз сети питания и обмоток двигателя.
Известно устройство для защиты трехфазного электродвигателя, соединенного в звезду,.от обрыва фазы, содержащее пик-трансформатор первич1О ная обмотка которого шунтирована конденсатором и включена между нулевыми точками электродвигателя и сети пи" тания, а вторичная обмотка соедине» на одним концом с катодами трех ти" . ристоров и нулевой точкой сети, а. вторым - с анодами диодов, катод каждого из которых присоединен к управляющему электроду соответствующего тиристора, при этом в анодных цепях тиристоров включены три реле, шунти- 20 рованные конденсаторам и и подключен" ные к фазам питания f.3 ).
Недостатками устройства являются сложность, обуславливаемая многоэле» ментностью схемы, и пониженная на- 2 дежность из-за наличия трех контакт" ных элементов-реле.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для защиты трехфазного элекро" двигателя, соединенного в звезду от обрыва фазы, . одержащее включенные на фазное напряжение встречно с последовательно соединенными исполни" тельными реле, шунтированными конден"35 саторами, два тиристора. Их управляю" щие переходы через диоды подключены к двум вторичным обмоткам пик-трансформатора. Его первичная обмотка шунтирована конденсатором и включена 40 между нулевыми точками двигателя и . сети питания Р 21.
Недостатками устройства являются наличие двух электролеханических контактных реле, а также многоэлементность схемы; повышающие вероятност ь отказов функционирования.
Цель изобретения - упрощение устройст ва.
Поставленная цель достигается тем,50 что в устройстве для защиты электродвигателя, соединенного в звезду, от двухфазного режимз работы, содержащее реагирующий орган, выполненный в виде пик-трансформатора, первичная обмотка которого зашунтирована первым конденсатором и включена между нулевыми тачками weктродвигателя и сети питания, вторичная обмотка .чеI рез диод подключена к управляющему переходу управляемого полупроводнико" вого ключа, один из выводов силовой структуры которого через обмотку исполнительного реле соединен с фазой сети питания, второй конденсатор, управляемый полупроводниковый ключ выполнен в виде,симистора, второй вывод силовой структуры которого через второй конденсатор соединен с нулевой точкой сети.
На чертеже представлена принципиальная электрическая схема устройства.
Устройство содержит исполнительное реле 3, симметричный тиристор 2, конденсаторы 3, 4, полупроводниковый диод 5, реагирующий орган, выполненный в виде пик-трансформатора 6, за" щищаемый электродвигатель 7.
Устройство работает следующим образом.
На первичную обмотку пик"трансформатора 6 подается напряжение нейтрали двигателя 7. В нормальном режиме работы асинхронного двигателя 7 ввиду насыщения его магнитной системы при прохождении тока каждой фазы через максимум, а, следовательно, поочередного уменьшения сопротивления фаз, происходит смещение его нейтрали по третьей гармонике. Кроме того, в этом напряжении присутствуют более высокие гармонические составляющие (зубцовые гармоники), шунти" руемые конденсатором 4. Поэтому первичное напряжение пик-трансформатора 6 можно считать гармоническим с утроенной частотой изменения по отношению к напряжению питающей сети.
;Так как магнитопровод трансформато" ра 6 работает в режиме глубокого насыщения, то сигнал вторичной обмотки, подаваемой через диод 5 на управляю, щий переход симистора 2, носит импульсный характер. В цепи управления симметричного тиристора 2 действуют лишь положительные импульсы с интервалом следования в 320 эл.град. А поскольку этот интервал меньше длительности каждого полупериода сети питания, то в каждую полуволну переменного напряжения силовой структуры симистора 2 последняя отпирается. При этом происходит ежепериодный перезаряд конденсатора 3 через обмотку исполнительного реле 1. Протекание тока через обмотку последнего обуслав3 10235 ливает сигнализацию исполнительным реле 1 о попнофазности режима работы двигателя 7.
B случае перехода электродвигателя 7 в двухфазный режим происходит s смещение его нейтрали по первой гармонике.
При этом за период переменного напряжения силовой структуры симметричного тиристора 2 на его управляющих переход подается один импульс управ06 4 пения. Симистор ежепериодно отпирает- " ся в полуволну одного и того же зна". ка. Конденсатор 3 заряжается однополярным напряжением и по завераении процесса заряда исполнительное ре", ле 1 обесточивается, отключая защищаемый двигатель 7 от сети питания, Изобретение позволяет упростить устройство для защиты электродвигателя, соединенного в звезду, от двухФазного режима работы.
Составитель Л. Куликова
Ре актор С,. Тимохина Техред M.Kîñòèê Ко ректор Ю. Накаренко
Заказ 4229/ 2 Тираж 17 П од пи сное
ВНИИПИ Государственного - комитета СССР по делам изобретений. и открытий
113035 Москва Ж-35 Раушская наб. д. 4/5
Филиал ППП атент", г. Ужгород, ул. Проектная,