Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ , содержащий корпус с кольцевыми ,полками и шихтованный в кольцо сердечник с клиньями, прикрепленными к кольцевым полкам посредством упругой подвески, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности , упругая подвеска выполнена в виде торсионов, имеющих ось и рычаг, при этом рычаги жестко соединены с клиньями корпуса. : 2. Статор по п.1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что оси торсионов выполнены из нескольких частей, размещенных одна внутри другой. 3. Статор попп. 1и2, отличающийся тем, что оси торсионов предварительно напряжены.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„,SU„„1023533

p g H 02 К 1/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ " :

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВ,Ф

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3008804/24-07 (22) 0-1.10.80 (46) .15. 06.83. Бюл. Р 22 (72) А.А.Захаров (53) 621.313,04(088.8) (56) 1. Дукштау А.A. и др. Пути усовершенствования статоров гидрогенераторов. - "Электротехника", 1978, Ю 5.

2. Авторское свидетельство СССР

И 843101, кл. " 02 К 1/"8, 1979. (54)(57) 1. СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ИАЮИНЫ, содержащий корпус с кольцевыми .полками и шихтованный в кольцо сердечник с клиньями, прикрепленными к кольцевым полкам посредством упругой подвески, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, упругая подвеска выполнена в виде торсионов, имеющих ось и рычаг, при этом рычаги жестко соединены с клиньями корпуса.

2. Статор по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что оси торсионов:выполненй из нескольких частей, размещенных одна внутри другой.

3 ° Статор по пп ° 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что оси торсио нов предварительно напряжены.

1023533

Изобретение относится к крупным электрическим машинам, преимущественно гидрогенераторам с бесстыковым статором, собираемым в кольцо на месте установки.

Известен статор электрической машины, содержащий, корпус, активное железо, собранное на клиньях в кольцо, и обмотку, а клинья приварены к кор1О пусу статора перед сборкой железа посредством промежуточных косынок (1)

Недостатком такого решения являетcR низкая надежность активного железа.

Температура железа в работе составляет 100- 120 С, а корпуса статора 40о 15

50 С. Жесткий корпус статора не позволяет кольцевому сердечнику расшириться на больший диаметр. Это приводит к возникновению "волны" в железе статора, местному передавливанию ла-ковой изоляции, замыканию листов между собой и выходу сердечника из строя из-за местных перегревов.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является статор электрической машины, содержащий корпус с кольцевыми перегородками и шихтованный сердечник с продольными ребрами, прикрепленными к перегородкам посредством скоб в виде петли У-образной формы (2)

Однако данное устройство характеризуется недостаточной надежностью.

Целью изобретения является повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что .в статоре электрической машины, содержащем корпус с кольцевыми полками и шихтованный в кольцо сердечник с кли- 0 ньями, прикрепленными к кольцевым полкам посредством упругой подвески, по.следняя выполнена в виде торсионов, имеющих ось и рычаг, при этом рычаги жестко соединены с клиньями сердеч- 4> ника, а оси - с полками корпуса.

Оси торсионов могут быть выполнены из нескольких частей, размещенных одна внутри другой. Оси торсионов могут быть предварительно напряжены ° 50

На фиг.1 показан статор гидрогенератора, сечение; на фиг.2 — узел крепления клина сердечника к . корпусу посредством торсионов, узел l на фиг.1; на фиг.3 - вид А на фиг.2; на фиг.4 - 55 вид Б на фиг.3; на фиг,5 - составная ось торсиона, сечение.

Статор гидрогенератора, содержит корпус 1 с кольцевыми полками, шихтованный в кольцо сердечник (активное железо) 2, собранный на клиньях 3 и обмотку 4.

Клинья 3 прикреплены (приварены) к концу рычага 5 торсиона, ось 6 которого прикреплена (вварена) к полке корпуса 1, Ось 6 состоит из двух полуосейвнутренней 7 и наружной 8, соединенных (сваренных) на свободном краю, Сопряжение полуосей 7, 8 выполнено по посадке движения, чем обеспечивается их взаимное закручивание и передача тангенциальных усилий с рычага на корпус статора. Клинья 3 имеют надрезы 9.

Сердечник 2 опрессован нажимными плитами 10, на которые опираются клинья 3.

Торсионное соединение обладает упругостью в радиальном направлении и этим компенсирует разницу тепловых расширений сердечника и корпуса в работе, В то же время оно сохраняет необходимую жесткость в тангенциальном направлении для передачи крутящего момента.

Каждый клин крепится к верхней и нижней полкам корпуса одним торсионом. К каждой внутренней полке клин крепится двумя торсионами, расположенными один выше; дру1-ой ниже полки, причем оси торсионов одной полки помещены по разные стороны от клина, а оси обращенных друг к другу торсионов соседних полок помещены по одну сторону от клина. Этим обеспечивается компактное размещение узлов и минимальное скручивание клина.

С целью создания предварительных напряжений растяжения в сердечнике и уменьшения его деформаций ось торсиона предварительно (до сборки железа) напряжена (закручена). Для этого используется съемное технологическое приспособление. Расчетная величина закручивания легко обеспечивается и контролируется в широких пределах, чем достигается соответствие расчетного и фактического напряжения сердечника и тем самым повышение надежности, Кроме того, с целью уменьшения габаритов деталей ось торсиона разделена на несколько частей, заключенных одна внутри другой.

Для исключения действия осевых усилий на торсионы от веса железа статора и усилий, имеющих место при сборке железа, клин статора имеет опору, 3 1023533 ° например опирается на нижнюю нажимную ных мощностей гидроагрегатов и создаплиту,. нием гидрогенераторов - двигателей

При радиальном перемещении клина, для ГАЗС, где условия работы особензакрепленного к полке двумя торсиона- но тяжелы. Введение радиально-упругой ми, оси которых размещены по разные связи сердечника и корпуса статора стороны от клина, в сечении клина на гидрогенератора с бесстыковым статоучастке между торсионами возникают ром повышает его надежность за счет напряжения кручения, препятствующие обеспечения точно расчетного состояего перемещению. С целью уменьшения ния конструкции в широких требуемых этого влияния клин статора имеет по- в пределах. перечные надрезн между теми соседними Изобретение позволяет обеспечить торсионами, оси которых расположены значительно больший диапазон компенпо разные стороны от клина. - сации разных тепловый расширений сер- .

В сердечнике статора холодного гид- дечника и корпуса. благодаря применерогенератора за счет предварительного 1> нию торсионов в качестве упругой поднапряжения торсионов созданы предва- вески. Создание предварительно напрярительные напряжения растяжения и женного сердечника позволяет уменьшить сердечник растянут на больший диа- изменение размеров сердечника при метр. В работающем гидрогенераторе . нагреве; надежнее осуществляется при нагреве сердечника напряжения рас-2О передача крутящего момента от сердечтяжения уменьшаются, а диаметр меня- ника к корпусу за счет плотной посад.ется незначительно, при этом постоян- ки ласточкина хвоста клина в сердечно сохраняется некоторый натяг сер- нике. дечника на корпус. . Условия охлаждения сердечника в

Проблема создания надежных бессты- 5,предложенном устройстве лучше, чем в ковых статоров гидрогенераторов весь-, прототипе, поскольку торсионы более ма актуальна в связи с ростом единич- компактны по сравнению со скобами.

1023533

1623533

1 б

З.2

l023533

1023533

ВиРЕ

8НИИПИ Заказ 4232/44 Тираж 687 Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4