Взрывонепроницаемое уплотнение вала электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ВЗРЫВОНЕПРОНИЦАЕМОБ .УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ,, содержащее зютановпенную на валу и закрепленную на подцпшниковом втулку, офааующую подвижный взрялнепроницаемый зазор с поверхностью вала И неподвижный взрОЁШонепроницаемый эа зор с поверхностью подшипниковой крышки, которая ограничивает полость подшипниковой камеры, р ТЛИ чают 0е с я - тем, что, с целью повышенвя надежности, полость юдшипниковоЙ камеры заполнена диалектрическоЙ жидкостью, неподвижный взрывов роннпаемый зазор уплотнен , а на валу с внутренней стороны ПОДШИПНИКОВОЙ, камеры установлена: подвижная обойма торцового уплог нения, неподвижной обоймоЙ которого являе .тся втулка. Ш1 О Ю со СП Од 00 « W/

„„SU„. 3 023538 А

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК д 5р Н 02 К 5/136

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

Го ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬП"ИЙ 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕПЬС ГВУ .3 (21 ) 32 78088/24-07 (22) 13.01.81 .: (46) 15.06.83. Бюл. l4 22 (72) Ю. И..Дмитренко, К. А. Дорошкевич, А. A. Пышняк, Л, Б. Резник,,Е. Б. Ковалев и А. С. Колендовский(71).. Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт взрывозащишенного и рудничного и рудного электрооборудо- вания . (53} 821.313.17 (088.8) (56) Торцовые уплотнения насосов. Каталог-справочник. БИНТИНЕФТЕХИМ,, М., 1969, с. 8., 2. Авторское свидетельство СССР

¹ 462249, кл. Н 02 К 5/136, 1974. (54) (57) ВЗРЫВОНЕПРОНИЦАЕМОЕ . .УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ, содержащее установленную на валу и закрепленную на одшипннковом

" щите втулку, образукщую подвижнЫй взрынепроницаемый зазор с поверхностью вала и неподвижный взрывонепронипаемый зазор с поверхностью подаипниковой крыш ки, которая ограничивает полость водшипниковой камеры, о т л и ч а ю m Ве с я - тем, что, с целью повышения надежности, полость подши ниховой каме ры зап олиена диэлектрической иащкастью, неподвижный взрывонепронипаемый зазор уплотнен, а на валу с внутренней стороны подщипниковой. камеры установ- а лена подвижная обойма торповаго увлот- ® нения, неподвижной обоймой которого являе.тся втулка.

ЗВЗ8 верхносгью подшипниковой крышки, полость подшипниковой камеры заполнена диэлектрической жидкостью, неподвижный вэрывонепроницаемый зазор уплотнения, 5 а нв валу с внутренней стороны подшипниковой камеры установлена подвижная обойма торцового уплотнения, неподвижной обоймой которого является втулка.

На чертеже изображено вррывонепроt0 ницаемое уплотнение вала электрической машины.

Нв валу 1 электрической, машины установлен неподвижно подшипник 2, прилегающий к подшипниковому,шигу 3, и уплот- -. ненная втулка 4, предстввлякшая собой подвижную обойму торцового уплотнения.

Между валом 1 и крышкой 5 подшипника установлена неподвижная втулка 6 с кольцевым выступом на внутренней торцовой

29 поверхности, а на валу 3. установлены кольцо 7 и пружина 8. Полость 9 подшипникового узла заполнена диэлектрической жидкостью.

Заполняющая 9 диэлектрическая жиди >5 кость удерживается в ней уплотненной подвижной втулкой, образующей с кольце . вым выступом втулки 6 торцовое герметичное уплотнение за счет сжатия их пружиной 8. Уплотнение вэрывонепрони

30 цаемого зазора между крышкой подшипника 5 и неподвижной втулкой 6 обеспе- чивает герметизацию пвлости 9, а наличие

Йзрывоиепроницаэмых зазоров (подвижного и неподвижного) между втулкой 6 и

35 валом 1, в также между втулкой 6 и крышкой 5 в совокупности с жидкостью, заполняющей полость 9, обеспечивает взрывозашищенность, так как препятствует распространению горения в окружаю40 щую электрическую машину взрывоопасную среду при взрыве или коротком замыкании в полости, электрической машины..

При этом наличие диэлектрической жидкости в полости подшипникового узла

4> позволяет установить зазоры большей величины чем, необходимо дпя обеспечения взрывонепроницаемости в отсутствие диэлектрической жидкости, что в целом снижает возможность затиров и повышает эксплуатационную надежность машины, 1 102

Изобретение относится к элекгромашиностроению и может быть использовано во взрывозашишенньк электрических машинах.

Известны уплотнения вала, включающие пару трения, элементы которой сжаты пружиной, при этом один элемент устаномен на неподвижной относительно вала втулке, а второй - на обойме, жестко скрепленной с корпусом (1)

Эти уплотнения используются для герметизации вила, однако не могут обеспечить вэрывонепроницвемость соединения вал-втулка, необходимую для взрывозащищенных электрических машин, преднвзначе ченных для эксплуатации в производственных помещениях и зонах, где могут об» разовагься взрывоопасные смеси горючих газов или паров с воздухом.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является взрывонепроницаемое уплотнение вала электри-, ческой машины, содержащее установленную, на валу и закрепленную нв подшипнико- ., вом -шите, втулку, образующую подвижный взрывонепроницаемый зазор с поверхностью вала и неподвижный вэрывонепрони» цвемый зазор с поверхностью подшипниковой крышки, которы ограничивает полость цодшицниковой камеры j2)

Плоскостной вэрывонепроницаемый зазор в известном уплотнении обеспечивается фиксирукшим элемэнтом и пружи» ной. Такое взрывонепроницаемое уплотнение требует высокой точности изготовпения втулки, крышки подшипника, фиксирукецего элемента и иь.за ограниченных размеров взрывонепроницаемых зазоров не обеспечивает достаточной надежности машины .при эксплуатации.

Цель изобретения — повьппение надежности электрической машины.

Поставленная цель достигается тем, . что во взрывонепроницаемом уплотнении вала электрической машины, содержащем установленную на вену к закрепленную нв подшипниковом щите втулку, образую щую подвижный вэрывонепроницаемый зазор с поверхностью вала и неподвижный взрывонепроницаемый зазор с поТираж 687 Подписное

ВНИИПИ Госуйарственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, R-35, Раушсквя наб., д. 4/5

Заказ 4232/44

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, А

Составитель C. Венгржановсквя

Редактор С. Тимохина Техред С.Мигунова Корректор Л. Бокшвн