Способ зависимого двухзонного управления электроприводом постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ ЗДШСИМОГрДВУХЗОЯНОРО УПРАВЛЕНИЙ ЭЛЕКТВОПРИВОДОМ ПОСТОЯШОГО ТОКА, содержаишм регулятор возбуждения с зоной нечувстгвйтель нести рог- , jiaicHo которому сравнивают заданное значение скорости двигателя с ее дей{ствительиым значением, полученную разность после преобразования сравнивают с действительным:значением тока и: в фу ккции получеииой разности иапряясения изменяют напряжение, на якоре двигателя в зоне регулирования скорости н«1же номякаяьиойг, а также ослабляют поток двигателя в зон.е регулиров ай и я скорости вьхпе ио инг1льной , о т л и Ч а ю « и и с я тем, что, с целыо повышения Оыстродействия, дополнительно определяют режим работал электропривода по соответствию знаков действител1 ик1х зкачеинй тока якоря и скорости двигателя и «.змеияют зону нечу BCTii ЦТ ел ьиооти регулятора возбуж: дения в фун.кц11И действительного зиащ чения тока якоря,, причем в nycKOBiix .режима х при превышении током якоря значения, .соОтветствукедего величине тока якоря в установищиемсяфежиме, . увеличива1дт величину зоиы нечувствительности , а в тормозных режимахпри Тех же значениях тока якоря « велич 1 .ну зоны нечувствительности умены-чакпг.

Сфа СОВЕТСНИХ .СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

М59 6

Г@СЗЩАРСТОЕИНЫЙ НОЮИТЕТ, ССбР

ГЮ ДЕЛАМ ИЭОЮРЕТЕНИЙ И ОЧНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, -: и АВтОРскОИУ сю ид тельст9ь (21) 2964897/24-07 (22-) . 25.07..89

l46) 15. 06. .:83:..Бюл. Р 22 (72) А.й. Рель, Е.A.ÑMîòðîâ н:A. Б. Гудзенко

:(71) Украинский научно-исследовательский институт станков и инструмейтов (53) 62-. 83: 621.314.5(088.8) (56) 1. Иалвк Н..Г, Омзльяненко И;.М., Поздеев A.Ä. Некоторые особенности сиитеэа вентильных злектроприводов сдвуизониым регулированием.-В ки.: . Электротехническая ировишяенность.

Сер. "Электропривод ", вып. 4 (75), 19.79:, с 14-17, 2.. Гудзенко. A.З., Смотров Е.А.

Элентрспривод по системе РИП.-Д:для механизмов главного движения станков с ЧПУ.-"Электротехника"," 1976, В 9. (54) (57) СПОСОБ ЗАВИСИИОГО ДВУХЗОН НОГО

УПРАВАЕИ ИЯ ЭЛЕКТ РОПРИВОДОИ ЛОСТОЯКНОГО

ТОКА, содержащим .регулятор возбуждЕняя с зоной нечувствйтельности> сог ласно которому сравнивают заданное значение скорости двигателя с ее дейSU„„ A ствительиым значением полученную ( разность после преобразования сравнивают с действительным значением тока якоря и. в.4ункции полученной: разности напряжений изменяют напряжение на якоре двигателя в зоне регулирования скорости ниже номинальной, à тахже ослабляют, ноток двигателя в зоне регулирования.скорости выл номинальной, отличающийся тем, что, с целъв иовыаения быстродействия, дополнительно ределяют режим рабсты электропривода по соответствию знаков действнтельннх значений тока якоря и скорости. двигателя и изменяют зону нечувствительности регулятора: возбуждения в функцим действительного эиа- В ченяя тока якоря, иркчем в пусковых .режимах .при превйвеиии током якоря. значения, .соответствующего величине тока якоря в установищаемся:режиме, . увеличивают величину зоны нечувсгви-. тельносж, а в тормозиых режимах при Ц. тех же значениях .тока якоря ° величину зовы нечувствительности уменылают.

102 3599

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в системах автоматического управления, например в электроприводах постоянного тока главного движения металлорежущих станков.

Известен способ зависимого двухэ он но го управле н ия зле кт ропри водом постоянного тока, заключающийся в изменении напряжения якоря двигателя при регулировании скорости ниже номи- 10 нальной и ослаблении потока возбуждения при регулировании скорости выше номинальной f1).

Недостатком такого способа зависимого управления электроприводом по- 15 стоянного тока является невысокое быстродействие управляемого привода.

Наиболее близким к предлагаемому является способ зависимого двухзонного управления электроприводом .постоянного тока, содержащим регулятор возбуждения с зоной нечувствительности, согласно которому сравнивают заданное значение скорости двигателя с ее действительным значением, полученную разность пссле преобразования сравнивают с действительным значением тока якоря и в функции полученной разности напряжений мзменяют напряжение на якоре двигателя в зоне регулирования скорости ниже номинальной, а так- З0 же ослабляют поток двигателя в зоне регулирования скорости выше номинальной t2).

Однако известный способ не обеспечивает форсированный переходный про- 35 цесс скорости до заданной величины, превышающей номинальную, так как начиная с номинальной скорости увеличение скорости происходит при ослабевающем потоке. Так как величина тока якоря 40 ограничена, переход на скорость, превышающую номинальную, происходит при уменьшающемся моменте двигателя.

Целью изобретения является повышение быстродействия электропривода. 45

I поставленная цель достигается тем,. что согласно способу зависимого двухзонного управления электроприводом постоянного тока, содержащим регулятор возбуждения с зоной нечувствительности, сравнивают заданное значение скорости двигателя с ее действительным значением, полученную разность после преобразования сравнивают с действительным значением тока якоря и в функции полученной разности напряжений изменяют напряжение на якоре двигателя в зоне регулирования скорости ниже номинальной, а также ослабляют поток двигателя в зоне ре- 60 гулирования скорости выше номинальной, дополнительно определяют режим работы элвктропривода по соответствию знаков действительных значений тока якоря и скорости двигателя и изменя- 65 ют зону нечувствительности регулятора возбуждения в функции действительного значения тока якоря, причем s пусковых режимах при превьыении током якоря значения, соответствующего величине тока якоря в установившемся режиме, увеличивают величину зоны нечувствительности, а в тормозных режимах при тех же значениях тока якоря величину зоны нечувствительности уменьшают.

На чертеже изображено устройство, реализующее способ. устройство содержит последовательно соединенные блок 1 сравнения, преобразователь 2 якорной цепи, двигатель 3 с обмоткой независимого возбуждения.

На валу двигателя установлен тахогенератор 4, выход которого соединен с входом блока 1 сравнения. К входу преобразователя 2 якорной цепи подключен датчик 5 тока якоря. Цепь возбуждения двигателя содержит последовательно соединенные датчик 6 модуля

ЭДС, регулятор 7 возбуждения и преобразователь 8 возбуждения .

Регулятор 9 эоны нечувствительности содержит блок 10 определения режима работы, входы которого соединены с выходами тахогенератора 4 и датчика 5 тока якоря, блок 11 выделения модуля тока, вход которого соединен с выходом датчика 5 тока якоря, блок 12 умножения, входы которого соединены с выходами блоков 11 и 12 соответственно выделения модуля тока и умножения, а выход — с нелинейным пороговым элементом 13. характеристика нелинейного элемента такова, что при одном знаке входного сигнала выходной сигнал увеличивается скачком по отношению к первоначальному уровню, а при другом — так же уменьшается при достижении определенного значения входного сигнала, причем начальный уровень выходного напряжения соответствует величине номинальной зоны нечувствительности регулятора возбуждения.

Устройство работает следующим образом.

Регулирование скорости до номинального значения ведут, изменяя выходное напряжение преобразователя 2 якорной цепи при постоянном номинальном потоке возбуждения. Регулирование скорости выше номинального значения ведут, уменьшая выходное напряжение преобразователя 8 возбуждения, а следовательно, и потока возбуждения.

Момент ослабления потока определяется превышенным сигналом пропорциональных ЭДС двигателя, поступающего с выхода датчика 6 модуля ЭДС, зоны нечувствительности регулятора возбуждения 7, пропорциональной номинальной ЭДС двигателя.

1023599

Составитель В. Кузнецова

Редактор Л.Веселовская ТехредМ.Гергель

Корректор Л. Бокшан

Заказ 4235/47 Тираж 687

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4

При помощи порогового элемента 13 регулятора 9 зоны нечувствительности определяют момеит превыаения током якоря эаданйой величины, в который (s зависимости от режима: разгон или торможение), регулятор 9, подключенный к второму входу регулятора 7 возбуждения, изменяет его зону нечувствительности, а следовательно, и величину поддерживаемой во второй зоне

ЭДС двигателя 3 до окончания процесса разгона или торможения.

В исходном состоянии схем, когда входной сигнал электропривода равен нулю, ток якоря и скорость двигателя равны нулю, регулятор 9 зоны нечувствительности не меняет зону нечувствительности регулятора 7 возбуждения, которая соответствует номинальной ЭДС двигателя.

Регулятор 9 эоны нечувствительности определяет наличие одинаковой йолярности сигналов скорости и тока (что имеет место при разгоне, поступающих соответственно с выходов тахогенератора 4 и датчика 5 тока якоря, Э и уменьшает зону нечувствительности регулятора 7 возбуждения до величины, обеспечивающей максимально воэмЫкный ток и момент двигателя в зоне работы со скоростью выше номинальной.

При торможении величина тока якоря превышает порог срабатывания регулятора 9 нечувствительности, соответствующий заданной величине тока, и регулятор 9 эоны нечувствительности определяет наличие, различной полярности сигналов скорости н тока

j(что соответствует режиму торможения) .:и увеличивает зону, нечувствительности регулятора 7 возбуждения до величины, 35 соответствующей максимально возможной

ЭДС двигателя, обеспечивающей торможение с более полным потоком и, следовательно, с более высоким моментом.

При уменьшении тока якоря ниже.

2О заданной величины, что свидетельствует об окончании переходного процесса, регулятор 8 зоны нечувствительности изменяет величину зоны нечувствительности до значения, соответствующего . номинальной ЭДС двигателя.