Катер на воздушной подушке
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. КАТЕР НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ , содержащий корпус с разделяющей его на носовую и кормовуй части переборкой , при этом в кормовой части размещены отсек центробежного нагнетателя , в котором установлено рабо-г чее колесо и двигательно-движительный комплекс, а его двигатель кинематически связан с рабочим колесом, одна из стенок отсека выполнена с вФОюалАК I mimm- . I I WEmit kJi I 511БЛИОТ К# отверстием, в котором смонтирован входной патрубок, о т ли чающий с я тем, что, с целью улучшения технологии сборки и повышения экономичности работы катераj стенка отсека центробежного нагнетателя с входным патрубком, и параллельная ей вьтолнены в виде переборок корпуса катера и расположены поперек корпуса катера перед двигателем, а плоскость вращения рабочего колеса центробежного нагнетателя и плоЬкост вхбда .его патрубка параллельны плоскости миделевого сечения. 2.Катер по п.1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что переборка выполнена в верхней части со скосом в (Л сторону носа катера. 3.Катер по П.1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что корпус выполнен со съемной рамой, на которой смонтирован двигательно-движительный комплекс .
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 В 60 Ч 1/18
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPHTHA
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ в.еи ° оюaaa> ,1
ТИХ: ю -МАЙ БИБЛМРТГН (21) 3310712/27-11 (22) 26 . 06. 81 (46) 07.04.88, Бюл. N- 13 (72) И.А.Мартынов, А.С.Кудрявцев, В.В.Проценко, А.В.Рубинов и В.Н.Вавилин (53) 629. 124. 9. 039 .002.54 (088.8) (56) Справочник Великобритании "JANE S
Surface skimmers Hovercraft and Hydrofoi1s" 1979, р. 145.
Патент Великобритании N 1 181084, кл. В 7 К, опублик. 11.02.70. (54)(57) 1. КАТЕР НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ,содержащий корпус с разделяющей . его на носовую и кормовую части пе-. реборкой, при этом в кормовой части размещены отсек центробежного нагнетателя, в котором установлено рабо-. чее колесо и двигательно-движительный комплекс, а его двигатель кине" матически связан. с рабочим колесом, одна из стенок отсека выполнена с
„„ЯЦ„, 1023735 A отверстием, в. котором смонтирован входной патрубок, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью улучшения технологии сборки и IIOBblilleHHsi экономичности работы катера, стенка отсека центробежного нагнетателя с входным патрубком, и параллельная ей выполнены в виде переборок корпуса катера и расположены поперек корпуса катера перед двигателем, а плоскость вращения рабочего колеса центробежного нагнетателя и плоСкость входа его патрубка параллельны плоскости миделевого сечения
2. Катер по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что переборка выпол" Я иена в верхней части со скосом в сторону носа катера.
3. Катер по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что корпус выполнен со съемной рамой, на которой смонтирован двигательно-движительный комплекс.
1023735
Изобретение относится к судостроению, а точнее к конструированию катеров на воздушных подушках.
Известен катер на воздушной подуш- 5 ке, содержащий корпус с разделяющей его на носовую и кормовую части нереборкой, при этом в кормовой части разразмещены отсек центробежного нагнетателя и двигательно-движительный 1О комплекс, его двигатель кинематичес,Ъ 1 ки связан с рабочим колесом.
Использование в качестве привода нагнетателя газотурбинного двигателя и размещение его над входом в нагие- 5 татель приводит к усложнению технологии сборки, ухудшает аэродинамику потока на входе в нагнетатель, что снижает эффективность его работы.
Из известных катеров аналогичного 2р типа наиболее близким по технической сущности к заявленному является катер на воздушной подушке, содержащий корпус с разделяющей его на носовую и кормовую части переборкой, при этом 25 в кормовой части размещены отсек центробежного нагнетателя, в котором установлено рабочее колесо., и двига» тельно-движительный комплекс, а его двигатель кинематически связан с ра- З0 бочим колесом, одна из стенок отсека выполнена с отверстием, в котором смонтирован входной патрубок.
Однако сборка такого катера, особенно его. нагнетателя, затруднена из-.эа сложной связи рабочего колеса нагнетателя с двигателем и требует дополнительной оснастки, что усложняет технологию сборки.
Кроме того, забор воздуха в нагнетатель производится из проходящего потока, что снижает .эффективность работы нагнетателя и приводит к снижению экономичности работы катера.
Целью изобретенная является улучшение технологии сборки и повышение экономичности работы катера.
Эта цель достигается тем, что в устройстве, охарактеризованном вышеуказанной совокупностью существенных признаков, стенка отсека центробежного нагнетателя с входным патрубком и параллельная ей выполнены в виде переборок корпуса катера и расположены поперек корпуса катера перед двигателем, а плоскость вращения рабочего колеса центробежного нагиетателя и плоскость входа его патрубка параллельны плоскости миделевого сечения.
Целесообразно, чтобы переборка в верхней части была выполнена с скосом в сторону носа катера.
Кроме того, корпус может быть выполнен со съемной рамой, на которой целесообразно смонтировать двигательно-движительный комплекс.
На фиг. 1 изображен катер, вид сверху; на фиг. 2 .- сечение А-А на фиг. t; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 2.
Описываемый катер содержит корпус
1 с разделяющей его на носовую и кормовую части переборкой 2. В кормовой части размещены отсек 3 центробежного нагнетателя, в котором установлено рабочее колесо 4, и двигательнодвижительный комплекс.. его двигатель
5 кинематически связан с. рабочим колесом 4, а одна из стенок 6 отсека 3 выполнена с отверстием "а", в котором смонтирован входной патрубок
7. Стенка 6 отсека 3 центробежного нагнетателя расположена поперек корнуса 1 перед двигателем 5,.а плоскость вращения колеса 4 и плоскость входа патрубка 7 расположены параллельно плоскости миделевого сечения.
Переборка 2 в верхней части может быть выполнена со скосом в сторону носа катера, Целесообразно корпус 1 выполнять со съемной рамой 8, на которой монтируют двигательно-движительный комплекс; он содеркит двигатель 5, в качестве которого может быть использован поршневой автомобильный двигатель или дизель, и движитель 9, выполненный с винтами.
Переборка 2 ограничивает сзади рубку 10.
Колесо 4 устаиовпено на валу 11 и:отделено от дввгательно-движительного отсека стенкой 12.
При этом необходимо, чтобы вход патрубка 7 отстоял от переборки 2 не менее, чем на д,35 наружного диаметра рабочего колеса 3.
В процессе сборки катера колесо
4 монтируется в отсеке 3 на валу 11 против отверстия "а".
Изменяя. положение рамы 8 в узлах ее крепления (на чертежах не показаны) можно несколько изменить и положение двигателя 5, а значит и вала
11, что позволяет в конечном итоге
1023735 регулировать положение колеса 4.
После установки колеса 4 в отверстии
"а" монтируется патрубок 7. Все это позволяет улучшить технологию сборки катера.
Расположение патрубка 7 за переборкой 2 снижает попадание пыли и брызг в нагнетатель, а выполнение переборки 2 со скосом в верхней части— улучшает аэродинамику потока на входе в патрубок 7.
Это приводит к снижению аэродинамических потерь в нагнетателе и увеличению срока службы его рабочего колеса, а значит и к повышению экономичности катера в целом.
Кроме того, с те нки 6 и 12 отсека
3,. являясь переборками катера, обеспечивают дополнительную прочность его корпуса.
I 023735
Редактор Н,Сильнягина Техред N.Дидык Корректор В.Гирняк
Закаэ 3366 Тирам 569 Подписное .
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретеннй и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Лроиэводственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 т