Тормозная система транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Цель изобретения - повышение эффективности торможения транспортного средства. Запасные резервуары 4 и 9 подключены через воздухораспределитель (В) 5 к управлякицей полости реле 6 давления . Резервуар 7 через реле 6 подключен к тормозному цилиндру 8. Резервуар 9 сообщен с В 5 через параллельно установленные дроссель 10, обратный клапан 11 и запорный .клапан 12, управляемый датчиком скорости 13. При торможении давление в управляющей полости реле 6 повьшается за счет поступления сжатого воздуха из резервуара 4, а через некоторое время - увеличивается за счет перетекания сжатого воздуха из резервуара 9 через дроссель 11. Указанное позволяет при снижении скорости движеi ния увеличить давлением в тормозных (Л цилиндрах 8. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Взамен ранее изданного
„„SU„„1024328
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
PECflYEi JlHH (51) 4 В 60 Т 13/36
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM
ПРИ ГКНТ СССР 1 .:. 1-
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H ABTOPCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3389536/27-11 (22) 03.02.82 (46) 30.03.89. Бюл. У 12 (71) Рижский вагоностроительный завод (72) Е.Я.Макуха, В.П.Пацановский и А.М.Фурлетов (53) 625.2-592(088.8) (56) Иноземцев В.Г. Тормоза железно.— дорожного подвижного состава, N.:
Транспорт, 1979, с. 70. (54) ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Цель изобретения - повышение эффективности торможения транспортного средства.
Запасные резервуары 4 и 9 подключе1
Изобретение касается тормозов транспортных средств, преимущественно железнодорожного и городского электрического транспорта.
На чертеже показана принципиальная схема тормозной системы.
Тормозная система содержит кран
1 машиниста, тормозную 2 и питательную 3 магистрали, а также соединенные трубопроводами запасной резервуар 4, воздухораспределитель 5, реле давления 6, питающий резервуар 7, тормозной цилиндр 8, а также дополнительный запасной резервуар 9, соединенный трубопроводом с параллельно установленными на нем дросселем 10 и обратным клапаном 11 с трубопроводом, связывающим резервуар 4 и воздухораспределитель 5. Резервуар 9 ны через воздухораспределитель (В)
5 к управляющей полости реле 6 давления. Резервуар 7 через реле 6 подключен к тормозному цилиндру 8. Резервуар 9 сообщен с В 5 через параллельно установленные дроссель 10, обратный клапан 11 и запорный.клапан 12, управляемый датчиком скорости 13.
При торможении давление в управляющей полости реле 6 повышается за счет поступления сжатого воздуха из резервуара 4, а через некоторое время — увеличивается за счет перетекания сжатого воздуха из резервуара
9 через дроссель 11. Указанное позволяет при снижении скорости движения увеличить давлением в тормозных цилиндрах 8. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
2 йредназначен для увеличения количества воздуха, создающего повышенное СР давление при торможении. Дроссель 10 Ю выравнивает давление между дополни- Д ь тельным 9 и основным 4 запасными СФ резервуарами с заданной скоростью. (Я Проходное сечение дросселя 10 це- Q() лесообразно принять таким, чтобы при полном служебном или экстренном торможении с конструкционной скороссти указанное выравнивание давления происходило в момент снижения скорости до значения, при котором по условиям сцепления колеса с рельсой и с учетом изменения коэффициента трения тормозных накладок и диска давление в тормозном цилиндре достигало бы максимальной величины. Обратный клапан 11 служит для быстрой (минуя
1024328 дроссель 10) зарядки резервуара 9 сжатым воздухом.
Параллельно дросселю 10 и обратному клапану 11 установлен управляемый запорный клапан 12, который служит для значительного увеличения скорости выравнивания давления между дополнительным 9 и основным 4 резерву- арами. Запорный клапан 12 управляется 10 по сигналу .от датчика скорости (ДС)
1Ш или от ручного выключателя 14.
Система работает следующим образом.
А. При торможении с конструкцион" ной скорости 120 км/ч ручка крана 1 машиниста ставится в тормозное положение, происходит снижение давления воздуха в тормозной магистрали
2, вызывающее срабатывание на торможение воздухораспределителя 5. Воздух из резервуара 4 через воздухораспределитель 5 поступает к управляющей полости реле давления 6. В результате, воздух из резервуара 7 заполняет тормозной цилиндр 8 до соответствующего давления. Тормоза транспортного средства приводятся в действие. Из-за быстрого хода вышеуказанного процесса наличие дросселя 10, хотя и обеспечивает перетекание некоторой части воздуха из дополнительного запасного резервуа-. ра 9 в объем перед воздухораспределителем 5 (в том числе и в запасной резервуар 4), но практически не влияет. на величину установившегося давления в тормозном цилиндре 8 в начальный период торможения.
С течением времени (при снижении скорости до 60 км/ч) в результате
40 перетекания воздуха из дополнительного запасного резервуара 9 через дросеель 10 происходит повышение давле-. ния перед воэдухораспределителем 5, продолжающееся вплоть до момента
45 выравнивания давлений в дополнительном запасном резервуаре 9 и остальном объеме перед воздухораспределителем 5.
Повышение давления в объеме между запасным резервуаром 4 и воздухораспределителем 5 вызывает соответствующее увеличение давления в. объеме между воздухораспределителем 5 и реле давления 6 (на входе в управляющую полость реле давления 6). В ре-! зультате из резервуара 7 через реле давления 6 поступает дополнительное количество воздуха в тормозной цилиндр 8, повышая в нем давление.
Б. При торможении со скорости, меньшей конструкционной, но большей
60 км/ч.
Первоначальное протекание процесса торможения, аналогично описанному для конструкционной скорости
120 км/ч. Однако дальнейшее протекание процесса торможения зависит от наличия или отсутствия управляемого запорного клапана 12.
При отсутствии клапана 12.
Нарастание давления в тормозном цилиндре 8 до максимального значения благодаря наличию дросселя 10 постоянного сечения происходит тем же темпом, что и при торможении с конструкционной скорости 120 км/ч. Однако достижение максимального значения давления-произойдет при скорос- . ти транспортного средства, меньшей
60 км/ч.
При наличии клапана 12.
Нарастание давления в тормозном цилиндре 8 происходит аналогично вышеописанному. При снижении скорости транспортного средства до 60 км/ч от датчика скорости 13 поступает управляющий сигнал на запорный клапан
12. Клапан 12 открывается. Такой же сигнал может поступить и при пере-, ключении водителем транспортного средства ручного выключателя 14 после снижения скорости транспортного средства до 60 км/ч., В случае отсутствия дистанционного управления клапан 12 после снижения скорости транспортного средства до 60 км/ч может быть открыт водителем вручную.
С указанного момента клапан 12 начинает пропускать воздух из дополнительного резервуара 9 в объем между запасным резервуаром 4 и воздухораспределителем 5, ускоренным по сравнению с дросселем темпом.
Повышение давления перед воздухораспределителем 5 соответственно вызывает рост давления в тормозном цилиндре 8.
В. При торможении скорости, равной или меньшей 60 км/ч.
При отсутствии клапана 12.
Протекание процесса торможения со скорости 60 км/ч аналогично описанному выше при торможении со скорости, меньшей конструкционной, но
5 1024328 6 большей 60 км/ч. Благодаря наличию повышая в ней давление до определендросселя 10 постоянного сечения на- ного значения, вызывающего срабатырастание давления в тормозном цилинд- вание воздухораспределителя 5 на отре 8 происходит тем же темпом одна- пуск и зарядку
У
5 ко максимальное значение давления Воздухораспределитель 5 выпускает достигается только к моменту останов- в атмосферу воздух из объема между ки транспортного средства. ним и реле давления 6. Реле давления
При скорости начала торможений, 6 срабатывает на отпуск, выпуская меньшей 60 км/ч, процесс изменения 10 воздух из тормозного цилиндра 8 в давления в тормозном цилиндре 8 бу-, атмосферу — происходит отпуск тормодет таким же, однако максимально воз- за. можное давление в тормозном цилиндре Одновременно воздух из тормозной
8 будет достигнуто уже после останов- магистрали 2 через воздухораспредеки транспортного средства. литель 5 по трубопроводу, соединяющеПри наличии клапана 12. му его и запасный резервуар 4 а такПри скорости транспортного сред- zce через обратный клапан 11 и дросства до 60 км/ч от датчика скорости сель 10 поступает соответственно в
13 поступает управляющий сигнал на запасной резервуар 4 и дополнительзапорныи клапан 12, открывая его. 20 ный запасной резервуар 9, заполняя
При постановке ручки крана маши- их ° ниста в тормозное положение происходит снижение давления воздуха в тор- Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я мозной магистрали 2, вызывающее сра- 1. Тормозная система транспортнобатывание на торможение воздухорас- 25 го средства, содержащая кран машиниепределителя 5. Воздух из запасного та, тормозную и питательную магистрезервуара 4 по трубопроводу1 связы- рали, соединенные трубопроводами пивающему его с воздухораспределителем тающий резервуар, воздухораспредели5, а также из дополнительного запас- тель, реле давления, запасной резерного резервуара 9 через клапан 12 З0 вуар и тормозной цилиндр, а также поступает через воздухораспределитель датчик скорости транспортного сред5 к реле давления 6. В.результате, ства, имеющий электрические контакты, воздух из питающего резервуара 7 за- отличающаяся тем, что, полняет тормозной цилиндр 8 до соот- с целью повышения эффективности торветствующего давления, определяемого, можения, она снабжена дополнительным
35 с оoд нHои стороны объемами запасных . запасным резервуаром и дросселем поЭ резервуаров 4 и 9 и давлениями в них, средством которого дополнительный с другой стороны объемом между воз- запасной резервуар подключен к трубодухораспределителем 5 и реле давле- проводу между запасным резервуаром и ния 6 — в тормозном цилиндре 8 уста- воздухораспределителем
40 навливается максимально возможное 2. Система по п. 1, о т л и ч а юдавление. щ а я с я тем, что она снабжена об ратным клапаном, установленным паПри отсутствии датчика скорости раллельно дросселю.
13 .водитель может, не открывая до
3. Система по пп. 1 2 о т л и—
° ° у j начала торможения запорный клапан 12, ч а ю щ а я с я тем, что она снабжеоткрыть его подачей сигнаЛа выключа- на электрически управляемым запорным телем 14 вручную в требуемый момент клапаном, пневматически подключенным торможения. параллельно дросселю, а электричесДля отпуска и зарядки тормоза руч- ки — к источнику тока через контакты ка крана машиниста 1 переводится в датчика скорости.
50 отпускное (поездное) или зарядное 4. Система по п. 3, о т л и ч а юположение, и воздух из. питательной щ а я с я тем, что она снабжена вымагистрали 3 через кран машиниста 1 ключателем ручного действия, шунтипоступает в тормозную магистраль 2 ° вующим контакты датчика скорости. 1024328
Редактор Е.Рейн Техред М.Ходанич
Корректор Л.Патай
Заказ 1858 Тираж 523 Подписное
ВНИИПИ Государственйого комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина,10!