Многокамерный судоходный шлюз

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

МНОГОКАМЕРНЫЙ СУДОХОДНЫЙ ШЛЮЗ, содержащий верхний и нижний бьефы со шлюзовыми камерами, расположенными последовательно одна над другой, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации и удешевления конструкции шлюза, он снабжен воздушными клапанами, расположенными в стенах верхней и нижней камер, в которых выполнены герметические емкости .с подводом воды снизу, причем эти емкости в стене верхней камеры размещены между отметками минимального уровня воды в верхнем бьефе и минимального уровня воды в верхней камере, а емкости в стене нижней камеры размещены между отметками I минимального уровня воды в предпос ледней камере и максимального уров (Л ня воды в нижнем бьефе.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

g(5g К 02 С 1/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЬГТИЙ

Н ABTOPCHOIVlY СВИДЕТЕЛЬСТВУ,(21) 3393587/27-11 (22) 12.02.82 (46) 23.06.83. Бюл. Р 23 (72) С.В. Ларионов, А.В. Мошков, Г.В. Симаков и В.A. Шкумаев (71) Ленинградское отделение Всесоюзного ордена Ленина проектноизыскательского и научно-исследовательского института "Гидропроект" им. С.Я. Жука и Ленинградский ордена Ленина политехнический институт им. M.È. Калинина (53) 626.46(088.8) (56) 1. Михайлов A.Â. Внутренние водные пути. М., Стройиздат, 1973, с. 113, р. VIII.З ; (54)(57) МНОГОКАМЕРНЫЙ СУДОХОДНЫЙ

ШЛЮЗ, содержащий верхний и нижний

„„SU„„1024555 А бьефы со шлюзовыми камерами, расположенными последовательно одна над другой, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации и удешевления конструкции шлюза, он снабжен воздушными клапанами, расположенными в стенах верхней и нижней камер, в которых выполнены герметические емкости .с подводом воды снизу, причем эти емкости в стене верхней камеры размещены.между отметками минимального уровня воды в верхнем бьефе и минимального уровня воды в верхней камере, а емкости в стене нижней камеры размещены между отметками минимального уровня воды в предпоследней камере и максимального уровня воды в .нижнем бьефе.

1024555

Изобретение относится к водному транспорту и может быть испольэоваНо в качестве судопропускного ñîîðóжения на высоконапорных гидроузлах.;

Известен многокамерный судоход- I ный шлюз,-содержащий верхний и нижний .бьефы со шлюзовыми камерами, расположенными последовательно одна над другой $1).

Недостатками известного устройства являются плохие условия эксплуатации и удорожание конструкции шлюза.

Цель изобретения — улучшение услсвий эксплуатации и удешевление конструкции шлюза.

Поставленная цель достигается тем, что многокамерный судоходный шлюз, содержащий верхний и нижний бьефы со шлюзовыми камерами, распо лОженными последовательно одна над другой, снабжен воздушными клапанами, — расположенными в стенах вЕрхней и нижней камер, в которых выполнены герметические емкости с „ подводом воды снизу, причем эти ем кости в стене верхней камеры размещены между отметками минимального уровня воды в верхнем бьефе и минимального уровня воды в верхней камере, а емкости в стене нижней камеры размещены. между отметками минимального уровня воды в предпоследней камере и максимального у15свня воды в нижнем бьефе, На фиг. 1 показан продольный разрез по многоступенчатому судоходному шлюзу, на фиг. 2 — разрез A-A на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1.

Многокамерный судоходный шлюз содержит камеры 1-5 и шлюзовые ворота б-11. В стенках камер 1 и 5 выполнены герметические емкости 12 с подводом воды снизу по водоводам

13. В верхней части каждой гермети ческой емкости 12 выполнены воздушные. клапаны 14. Герметические емкости 12 раэмецены в верхней камере 1 между минимальным уровнем воды в верхнем бьефе (мин. УВБ) и минимальным уровнем воды в верхней камере (мин. 9 УК). В нижней камере 5 герметические емкости 12 размещены между минимальным уровнем воды в предпоследней камере 4 и максимальным уровнем воды в нижнем бьефе (макс.,9 уНБ) .

Шлюз работает следующим образом.

Судно из верхнего бьефа при открытых воротах б входит в шлюзовую камеру 1, после чего ворота б закрывают. Воду из камеры 1 перепускают н камеру 2 до выравнивания уровней в них. При максимальном уровне воды в верхнем бьефе перетекающий из камеры 1 в камеру 2 объем воды соответствует требующемуся для пол5

4S

65 ного наполнения камеры 2 объему воды, поэтому герметические емкости 12 не заполняют водой.

Клапаны 14 закрыты и воздушная подушка, образующаяся н герметических емкостях 12, не позволяет излишкам воды при наполнении камеры 1 попадать в емкости 12.

При низких уровнях воды в верхнем бьефе перетекающий иэ камеры

1 в камеру 2 объем воды меньше обьема воды, требующегося для полного наполнения камеры 2. В этом случае открывают клапаны 14 и вода заполняет герметические емкости через водовод 13 одновременно с заполнением камеры 1. При заполнении камеры 2 недостающий объем воды восполняют из герметических емкостей

12 через водовод 13 при открытых воздушных. клапанах 14. После выравнивания уровня воды в камерах 1 и

2 открывают ворота 7, и судно переходит в камеру 2, а ворота 7 зак-рывают.

В дальнейшем происходит последовательное шлюзование судна в камерах 2-5 с последовательным перепуском воды из камеры в камеру до выравнивания в них уровней воды.

На каждой из промежуточных ступеней шлюза в камерах 2-4 судно преодолевает перепад, равный разности между максимальным уровнем воды н верхнем бьефе и минимальчым уровнем воды н нижнем бьефе, деленным на количество ступеней шлюза, т.е.

НК в пятикамерном шлюзе.

После того, как судчо освобождает камеру 1 и ворота 7 закрывают, начинают новое наполнение верхней камеры i для.шлюзонания нового судна: При максимальном уровне воды в верхнем бьефе клапаны 14 закрывают, образующиеся воздушные мешки в герметической емкости 12 не позволяют излишкам воды при наполнении камеры 1 попадать н емкости 12.

Открытием и закрытием клапана 14 можно регулировать требуемую степень заполнения емкости 12.

Объем герметических емкостей 12, размещенных в стенах камеры 1, равен недостающему объему воды для заполнения камеры 2 при минимальном уронне воды в нижнем бьефе.

При перепуске воды из предпоследней. камеры 4 н нижнюю камеру 5 при минимальном уровне воды в нижнем бьефе происходит выравнивание уровней воды н камерах 4 и 5 без заполнения емкостей 12 в стенах камеры 5 при закрытых клапанах 14.

Доступ воды в емкости 12 перекрывают воздушным мешком. Когда уровень ноды в нижнем бьефе превышает минимальный, излишек воды посту1024555 пает по водоводу 13 в емкости 12.

Регулирование степени их заполне.ния осуществляют с .помощью открытия и закрытия клапанов 14. Предлагаемая конструкция многокамерного шлюза при значительных колебаниях уровня воды в верхнем и нижнем бьефах в сравнении с известными конструкциями позволяет повысить отметку заложения подошвы днища шлюза в каМерах 1-4, упрощает размещение камер 1-5 по высоте, уменьшает высоту стен верхней ка,меры 1, сокращает время судопропуска на время, необходимое для слива воды через водослив, предотвращает обмерзание и образование наледи при сбросе воды при отрицательных температурах, улучшает отстой судна при шлюзовании, а также исключает необходимость сооружения боковых водосливон.и гасителей энергии воды, что значительно сокращает объем строительных работ °

1.024555

Фиг. 2 б-б

Составитель Г. Луценко

Редактор О. Бугир Техред М.Тепер Корректор A.Ôåðåíö

Закаэ 4348/27 Тираж 673 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4