Гаситель колебаний давления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ДАВЛЕНИЯ , содержащий корпус, инерционный канал и дросселирующий элемент, о тл и ч а ю щ .и и с я тем, что, с це .лью повышения эффективности и уменьшения габаритов, в корпусе коакснально paaivieiaeHB подвижные втулки, подпру жинен1«:1е на KojHiyc, на втулках выполнены винтовые выступы, а инерционный канал образован между винтовыми выступами вту;;1ок, причетл дросселирую ищи элемент расположен в полости .внутренней втулки.
(19) (И)
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
PEGllYS JlHH
g(59 F 16 1 55 04!
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1-"
Ур, 1 44! а!
ОИ;;.,;,J (.";,!! ! (21). 3373908/29-08 (22) 05.01.82 (46} 23.06.83 Бюл. Р 23 с 1! \
° °
Ою сг
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
К ABT0PGHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (72) Б.П.Шорин, A.Ã.Гимадиев, Е.Б.Шахматов, Г.Б.Шестаков и Г.И.Берестиев (71) Куйбышевский ордена- Трудового
Красного Знамени авиационный институт; им.акад. С.П.Королева (53) 621.646(088.8) .,(56) 1. Авторское свидетельство .СССР
У 240418, кл. F 16 1 55/02, 1966 ° (54) (57) ГАСИТКЛЬ КОжБАНИй ДАВжПИЯ, содержащий корпус, инерционный канал и дросселирующий элемент, о тл и ч а ю щ.и и с.я тем, что., с целью повьиюния эффективности и уменьшения габаритов, в корпусе коаксиально раэыещены подвижные втулки, подпружиненные на корпус, на втулках выполнены винтовые выступы, а инерционный канал образован между винтовыми .выступами втулок, причем дросселирую щий элемент расположен в полости внутренней втулки.
1024651
Составитель E.Aíêóäèíîâà
Техред Т.Фанта Корректор А.Дзятко
Редактор Г.Волкова
Заказ 4365/32 Тираж 925 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета. СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская н аб., д. 4/5.Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения колебаний давления-в тру. бопроводных системах.
Известен гаситель колебаний дав- ления, в корпусе которого выполнен инерционный канал и размещен дросселирующий.элемент(1) .
Недостатком известного устройства является то, что для повышения эффективности сглаживания колебаний необ- 10 ходимо увеличивать длину инерционного канала, что приводит к увеличению габаритов и существенному снижению быстродействия системы, в которую установлено это устройство. Кроме того, в известном гасителе имеются несколько дросселирующих элементов, расположенных в перегородке между инерционным каналом и корпусом гасителя, что увеличивает габариты устройства и приводит к наличию "лишних" 2 объемов между трубкой и корпусом.
Цель изобретения - повышение эффективности действия и уменьшение габа-. ритов гасителя.
Укаэанная цель достигается тем, что в корпусе коаксиально размещены подвижные втулки, подпружиненные на корпус, на втулках выполнены винтовые., высуупы, а инерционный канал образован между винтовыми выступами втулок, ЗО причем дросселирующий элемент располо. жен в полости внутренней втулки.
На чертеже схематично представлен гаситель колебаний давления.
Гаситель состоит из корпуса 1, 35 в который установлена подвижная втулка 2, имеющая на своей внутренней поверхности выступы 3, выполненные по винтовой линии. Во втулку 2 ввернута коаксиально втулка 4, имеющая та;кие же выступы 5 на наружной поверхности. Между выступами втулок 2 и 3 имеются зазоры, которые образуют соответственно проточный винтовой инер ционный канал 6 и непроточный винтовой канал 7. Втулка 2 прижимается пружиной 8 к правому внутреннему торцу корпуса 1, а втулка 3 прижимается пружиной 9 к внутреннему торцу штуцера 10, приваренного к корпусу 1. При этом зазор имеет минималь- 50 ную величину, соответствующую максимальной индуктивности канала, обеспечивающей потребную эффективность демпфирования, В штуцере 10 и втулке 4 выполнены радиальные сверления 0 и о для подвода рабочей жидкости к инерционному каналу 6.
Во втулке 4 установлен дросселирующий элемент 11, закрепленный стопорным кольцом 12. Расположение дросселирующего элемента 11 в центральном отверстии внутренней втулки 3 позволило исключить лишние объемы и добиться максимальной компактности устройства.
Гаситель работает следующим образом.
Энергия пульсирующего потока жидкости рассеивается на дросселирующем элементе 11, перепад давления на котором создается за счет инерции жидкости в винтовом канале. Пру. жины 8 и 9 подобраны и предварительно поджатй так., что втулки 2 и 4 остаются неподвижными до тех пор, пока перепад давления на дросселирующем элементе не превышает наперед заданной величины. Во время переходного процесса в трубопроводной системе перепад давления на насителе увеличивается и превышает заданную величину. Под действием повышенного перепада давления втулка 4 (или 2, в зависимости от форсирования или дросселирования системы) перемещается, увеличивая проходное сечение инерционного канала. При этом инерционное сопротивление канала уменьшается, что приводит к повышению быстродействия демпфированной системы. По окончании переходного процесса втулка 4 (илн 2) занимает исходное положение, соответствующее потребной эффективности демпфирования колебаний. Движение втулки 4 (или 2) осуществляется плавно, без забросов и колебаний, так как происходит демпфирование по непроточному винтовому каналу 7.
Таким образом, в предлагаемом устройстве за счет того, что инерционное сопротивленйе выполнено в виде винтового канала с изменяемой площадью проходного сечения, достигается высокая эффективность демпфирования колебаний при малых габаритах и высоком .быстродействии— этим достигается технико-экономический эййект изобретения.