Способ однопрофильного контроля пары зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ ОДНОПРОФИЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПАРЫ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, заключающийся В тем, что часть поверхности зубьев одного из колес покрывают .электроиэоляционнным покрытием, обкатывают колеса и регистрируют рас|согласование их движений, о т л и асощийся тем, что, с целью повьЕцения точности за счет опреде;ления влияния отдельных частей поверхности эубьв с электроизоляционным покрытием на величину рассбгласования , устанавливают колесо с эле: ктроизоляциорньш пок{%1тием зубьев на электроизсхпяционную опору, измеряют электрическое сопротивление между колесами и по скачку этого сопротивления определяют зону влияния на кия |Нематическук погрешность передачи , неизолированного участка поверхнос ти зуба.

СОЮЗ COBETCHHX

03NVNO

РЕСПУБЛИК (19) (И) 5 20 (591

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н автаюснам Свидет твству

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ГЮ ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И CAHPblTHA (21) 3374062/25-28 (22) 04.01.82 . (46): 23. 06. 83. Бюл. Р 23 (72) В.C.Ïîãîðåëîâ, Н.В. Цыганова

Й В.и.попов (53) 531.717.2:621.833 (088.8) .(56) 1. Авторское свидетельство

:СССР 9476438 кл. 601 В 5/20,1974 °

3. Авторское свидетельство СССР

9599155, кл. 6 01 В 5/20, 1976 (прототип),. (54)(57) СПОСОБ ОДНОПРОФИЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПАРЫ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС, заключа» ющийся в том, что часть поверхности зубьев одного из колес покрывают,электроизоляционнным покрытием, об- . катывают колеса и регистрируют рас согласование их движений,о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повьиаения точности за счет огределення влияния отдельных частей поверхности зубьв с электроизоляционным покрытием на величину рассогла.сования, устанавливают колесо с эле .ктроизоляциснным покрытием зубьев на электроизоляционную опору, измеряют. электрическое сопротивление между колесами и по скачку этого сопротивления определяют зону влияния на кнн, нематическую погрешность передачи

:неизолированного участка поверхнос ти зуба. 3

1024689

ВНИИПИ Заказ 4375/34 Тираж 602 Подиисное.

I М а а@@В ° филиал ППП "Патент", г.ужгород,ул.Проектная,4

Изобретение относится к области измерений в машиностроении, а именнок средствам контроля точности зубчатых колес.

Известен способ контроля зубчатых колес, заключающийся в том, что

/ ° поверхности зубьев покривают смазочным слоем и измеряют изменение электрического параметра смазочного слоя при взаимном обкатывании зубьев

t.1)

Недостаток этого способа заключается в том, что .при таком контроле не удается разделить границы взаимодействия кромок и активных участков профиля зубьев, что снижает точность 15 и информативность контроля.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и доснгаемому результату является способ однопрофильногоконтроля пары зубчатых колеи, заключающийся в том, что на части боковой поверхности одного из колес устанавливают ленточные элементы по профилю или вдоль линии зуба, обкатывают колеса друг с другом и регистрируют рассогласование их движений, по результатам которого судят о точности изотовления контролир руемого колеса $23.

Недостатком известного способа является то, что при его осуществлении не удается разделить участки взаимодействия активных частей и кромок зубьев, что приводит к снижению точчости контроля и неправильному представлению о качестве изготов- 35 ления и работы зубчатых колес.

Цель изобретения — повышение точностиконтроля за счет определения влияния отдельных частей .поверхности . зубьев с электроиэоляционным покры- 40 тием на величину рассогласования а относительном движении колес пары.

Эта цель достигается тем, что согласно способу однопрофиЛьного контроля пары зубчатых колес, заключающемся в том, что часть поверхности зубьев одного из колес покрывают электроизоляционным покрытием, обкаты-. вают колеса и регистрируют рассогла-. сование их движений, устанавливают колесо с электроизоляционным покрытием зубьев на электроизоляционную опору, измеряют электрическое сопротивление между колесами и по скачку этого сопротивления определяют зону влияния на кинематическую погершность передачи неизолированого участка поверхности зуба.

На фиг. 1 показана часть зубчатого колеса, на котором установлены ленточные элементы на боковой поверхности эубьев1 на фиг. 2 — участок записи кинематограммы, выполненой в соответствйи с предлагаемым. способом.

На фиг. 1 показано измерительное зубчатое колесо 1 с установленньвеи электроизоляционными ленточными элеМентами 2 на активной части зубьев через один по всему зубчатому венцу.

Предлагаемый способ контроля осуществлен на приборе для комплексного однопрофильного контроля мод. ЕРК-40 фирмы Гарбек.

Зубчатое колесо 1 с ленточными элементами 2 устанавливают на электроизолированную оправку прибора и вводят в зацепление с контролируемым колесом,(не показано). При взаимном обкате зубчатых колес фиксируют паралельно с записью кинематограмы рассогласования угла nîâîðîòà(@èã. 2, кривая К с розмахом погрешностиtiðòó ) сигнал изменения электрического соп-, ротивления„ характеризующий участок взаимодействия кромок (фиг. 2, кривая, участок AB) и участок в эаимодействия активной части профиля (фиг.

2, кривая А,. участок ВС с размахом .)4» я, Таким образом, прИменение предлагаемого способа позволяет определить влияние на кинематическую.погрешно-. сть отдельных элементов поверхности зубьев колес И дает воэможность бо.«. лее .обьективно управлять процесом профилирования.