Магнитопровод электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
МАГНтХЭПРОВОД ЭЛЕКТРИ« ЧЕСКОЙ МАШИНЫ, состояшнй нз ютамнованных листов, имеющих ярмо, зуйц. и пазы, отличающийся тем, что, с целью снижения отходов электротехничесКой стали, меящу зубцами соседних листов размещены части листа, полученные при вырубке паза и отогнутые с прилеганием к смежН1Л4 , дополнительный рад зубцов,а ярмо снабудвао соответствуюшим дополввтел1Яым слоем, вьшолненным из одного вятка нвввтой на ребро , причем магнитопровод скрашен в местах стыков концов ленты.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„1025002 уао Н 02 К 1/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ l
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3375286/24-07 (22) 31А2.83.. (46) 23,06.83. Бюл. N 23 (72) А. В. Иомниченко, В. Н. Пашков, А. М. Федюшкин и А. И. Яковлев (74) Харьковский ордена Ленина авиационный институт им. Н. Е. Жуковского (53) 62l.3.042Л43(088,8) (5e) Z. Петров В. М. и др. Исследование асинхронных двигателей с магнитопроводом, шготовленным по безотходной технологии. - Электротехническая промышлейвсть, cep.a "Электрические машины, выц. 12, 1980, с, 8.
2. Электротехнический справочник.
K 1. ° М, 1975, с. 430. (54) (57) МАГНИТОПРОВОЙ ЭЛЕКТРИ
ЧЕСКОЙ МАШИНЫ, состояший из штам- пованных листов, имекицих ярмо, зубцы ипазы, отличающийсятем, что, с целью снижении отходов электротехнической стали, между зубцами соседних листов размещены части листа, полученные лри вырубке паза и отогнутые с йрилеганием к смежным зубцам, образуя дополнительный ряд зубцов,а ярмо снабжено соответствующим доп слоек, выполнаным as одного витка навитой на ребро ленты, причем магннтопровод скреплен в местах стыков концов латы.
1 025О02
Изобретение относится к эпектромашино . строению, а именно к конструкции магнитопровода (ротора и статора) эпектрической машины.
Известна конструкция магнитопровода, в которой пазовая и ярмовая части раздепены, причем ярмовая часть изготовпена путем навивки непрерывной ленты на ребро, а пазовая часть вьтпопнена иэ гофрированной ленты (1) .
В этой конструкции практически отсутствуют отходы электротехнической стали. Однако недостатком конструкции . является низкая точность, обусловленная тонкими перемычками между зубцами, н минуем о разной толщиной ленты-заготовки, невозможностью точного гофрирования ленты и так далее. Точность иэготовпения магнитопровода необходима дпя автоматизированного изготовления обмоток и определяется дпя эпектромашин средней мощности сотыми долями миллит тетра. Кроме того, энергетические показатели данной конструкции низки, вслед1 ствие наличия воздушного зазора между пазовой и прямой частями. В такой конструкции необходимо вводить изопяционный слой в этот зазор.
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому ре эупьтату является конструкция магнитопоовода, набранного из отдельных штамIIoBBHHBIX писТов 2).
Недостатком известной конструкции является большое количество отходов (до 50% и более) эпектротехнической стапиэ
Цепью изобретения является снижение отходов электротехнической стали.
Указанная цель достигается тем, что в магнитопроводе электрической машины, состоящем из штампованных листов, имеющих ярмо, зубцы и пазы, между зубцами соседних пистов размещены части. листа, полученные при вырубке паза и отогнутые с прилеганием к смежным зубцам, образуя допопнитепьньтй ряд зубцов, а ярмо снабжено соответс эуктцим дополнительным слоем, выполненным из одного витка навитой на ребро жнты, причем магнитопровод скреплен в местах стыков концов пентьт. .На фиг. 4. показан ппан раскроя листа стали; на фиг. 2 — магнитопровод, поперечный разрез; на фиг. 3 - штан раскроя листа стали с уменьшенными отходами; на фиг. 4 - аксонометрический внд части магнитопровода.
Магнитопровод статора ааектрической машины состоит иэ листов 3.Д а магнитопРовод ротора —, нз листов 2. Пазы в листах статора 1 образованы просечкой стороны 3-5, в листах ротора 2 — просечкой стороны 3 а — 5 а. Причем сто\
5 роны 3, 5, За и 5а,формированы соответствующими центральными радиусами (фиг. 1). Части листов, ограниченные сторонами 3, 4, 5, За, 4а и 5а йерегнуты в одну сторону относительно непросет0 ченных сторон 6 и ба, направленных радиально, и прилегают к смежным с этими пазами зубцам. При этом образованы дополнительные ряды зубцов 7 и 7а. Нрмо магнитопровода статора и ротора
15 снабжено дополнительным слоем 8 и 8а, иэготовпенным из одного витка навитой на ребро ленты. Скреппентте магнитопровоаа осуа ествлено с помоа|ью СВВОкн 9, произведенной в местах стьпсов 10 кон20 цов ленты (фиг. 4). В пазы статора уложена (фиг. 2) обмотка 11 в пазовой изоляции 12 и закреплена клином 13.
Пазы ротора залиты короткозамкнутой обмоткой 1.4.
Устройство работает следующим обра- зом.
Магнитный поток вокруг обмотки 11 замыкается через штампованные статорные
1 и роторные листы 2, ряды зубцов 7, 30 7а и слои ярма 8, 8а. Врашакхцееся магнитное поле статора взаимодействует с попем ротора и вовлекает его во вращ ение.
В известном устройстве при штамповке статорных и роторных пазов вырубки составляют около 25%, массы магнитопровода. В предлагаемой конструкции
ЭТИ ОТХОДЫ OTC (ÒÑÒÂ flÎÒå
Таким образом, предпагаемое устройство позволяет значительно уменьшить отхо ды электротехнической стали при обеспечении необходимой точности конструкции.
Точность устройства определяется точ35 ностью штамповки и обеспечивается сотыми долями миллиметра. Возможное отклонение от этого допуска размеров не является существенным.
Энергетические показатели устройства
40 значительно повышаются вследствие уменьшения вдвое зазора между зубцовыми и ярмовыми частями. Кроме того, в связи с поперечной шихтовкой отсутствует необходимость в изоляционном спое:между
45 рядами зубцов 7 и 7а и слоями ярма 8 и 8а.
Предпагаемое изобретение позволяет . уменьшить отходы эпектротехнической . стали е
1025002
Фю4
Составитель Ф. Подольская
Редактор Л, Филиппова Техред Т,Фанта Корректор О. Тигор
Заказ 4411/50 Тираж 687 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент» г ужгород ул Проектная 4