Устройство для подъема транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3(5П В 60 S 5/00; В бб F 3/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ - :
f
Н АВТ0РСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HOMHTET СССР
flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3402849/27-11 (22) 26..02.82 (46) 30.06.83. Бюл. Р 24 . (72) Н.Л. Егин (53) 629. 113 (088. 8) (56) 1. Патент Франции Р 2421840, кл. В 60 6 5/00, 1979 (прототип) . (54) (57). 1. УСТРООЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее кинематически. связанные между собой электродвигатель, редуктор, выдвиж-, ную стойку и систему управления, включающую в себя концевйе выключатели, связанные с цепью питания электродвигателя, о т л и ч а ю щ е е — : с я тем, что, с целью повышения бе=: зопасности и расширения технологиче- ских возможностей путем обеспечения возможности маневрирования транспортным средством при его техническом обслуживании, она снабжено приспособлением для крепления стойки к транспортному средству с управляемым электромагнитом фиксатором, связанным кинематически с упомянутыми... выключателями, опорными катками с раздаточным редуктором между осями кат-. ков, а упомянутая стойка включает в себя кожух с расположенным: в нем корпусом .цилиндрической формы, в котором размещены электродвигатель, редуктор, при этом привод выдвижной стойки содержит размещенную в корпусе электроуправляемую муфту, ведомый элемент которой соединен c,uiecтерней червячной передачи, зацеп„„ЯО„„ 1025548 А ленной с винтовыми шлицами, выпол.ненными на внутренней поверхности картера опорных катков, охватывающего упомянутый корпус, а кожух связан с картером опорных катков посредством направляющих прямолинейной формы по длине картера и спиральной в верхней его части, входной вал раздаточного редуктора связан телескопическим соединением с упомянутой шестерней, причем система управления включает в себя логический элемент И, входы которого связаны через концевые выключатели с источником пита- ния, а выход — с реле управления включением электромагнита фиксатора,, параллельно которому подключены вы- З .ключатели цепей питания упомянутых муфты и электродвигателя.
2. Устройство по п. 1, о т л и - диев
;ч а ю щ е е с я тем, что упомянутое %» ° приспособление для крепления пред:ставляет собой пару кронштейнов для
;установки транспортном средстве, ;подвижно установленных на закреплен .ной на кожухе подъемника оси и свя-. . занных жестко между собой скобой,,фиксатор выполнен в виде Г-образного рычага; установленного подвижно, íà кожухе с возможностью взаимодей ствия с прорезью на кронштейне.
3. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что упомяну тая система управления дополнительно включает.в себя светодиоды, подключенные через контактные выключатели
; к источнику питания.
1025548
15
Изобретение относится к оборудо ванию для подъема и перемещения автомобиля в целях ремонта и установ-, ки в заданное положение на ограниченных площадях гаражей и автостоянок.
Известно устройство для подъема . транспортного средства, содержащее . кинематически связанные между собой электродвигатель, редуктор, выдвижную стойку и систему управления, включающую в себя концевые выключатели, связанные с цепью питания, электродвигателя.
Известное устройство значительно облегчает ремонт автомобиля и замену колес как,в гараже, так и в полевых условиях, поскольку в нем может быть использован как электрический 3-фаз .ный двигатель на напряжение 220 В, так и двигатель постоянного тока, работающий от аккумулятора. автомобиля. Возможно, соединяя четыре таких устройства при помощи балок, создавать подъемники, позволяющие подвешивать любую часть или весь автомобиль в целях его ремонта (11.
Однако такое устройство при под:вешивании всего автомобиля может быть использовано лишь в стационарных условиях, так как использование четырех домкратов, соединенных дополнительно балками,. увеличивает металлоемкость конструкции, создает невозможность использования на транспортном средстве в полевых условиях из-за значительных габаритов и веса балок, а также неудобства их транспортировки и установки на автомобиле, Кроме того, недостатком устройства является также невозможность перемещения автомобиля,. поднятого домкратами с электроприводом, в горизонтальном направлении .для установки его на площадку стоянки или ремонта, имеющую ограниченные размеры.
Устройство рассчитано на применение двигателя и рулевого управления автомобиля при его установке .и выдаче с площадки, где применяются домкраты с электроприводом, поэтому
:устройство не позволяет повысить эф,фективность использования полезных
;площадей, сократить расход горюче го и загрязнение внешней среды.
Цель изобретения — повышение безопасности и расширение технологических возможностей путем обеспечения возможности маневрирования транспортным средством при его техническом обслуживании.
Поставленная цель достигается тем, что устройство для подъема транспортного средства, содержащее кинематически связанные между собо11 электродвигатель, редуктор, выдвижную стойку и систему управления, 20
45 50
65 включающую в себя концевые выключатели, связанные с цепью питания электродвигателя, оно снабжено приспособлением для крепления стойки к средству с управляемым электромагнитом фиксатором, связанным кинематически с упомянутыми выключателями,, опорными катками с раздаточным редуктором между. осями. катков, а упомянутая стойка включает в себя кожух с расположенным в нем корпусом. цилиндрической формы, в котором размещены электродвигатель, редуктор, при этом привод выдвижной стойки содержит размещенную в корпусе электроуправляемую муфту, ведомый элемент которой соединен с шестерней червячной передачи, зацепленной с винтовыми шлицами, выполненными на внутренней поверхности картера опорных катков, охватывающего упомянутый корпус, а кожух связан с картером опорных катков посредством направляющих прямолинейной формы по длине картера и спиральной в верхней его части, входной вал раздаточного редуктора связан телескопически соединением с упомянутой шес терней, причем система управления . включает в себя логический элемент
И, входы которогО связаны через концевые выключатели с источником питания, а выход — с реле управления, включением электромагнита фиксатора, параллельно которому подключены выключатели цепей питания упомянутых муфты и электродвигателя.
Кроме того, упомянутое приспособление для крепления представляет собой пару кронштейнов для установки на.транспортном средстве, подвижно установленных на закрепленной на кожухе подъемника оси и:связанных жестко между собой скобой, фиксатор выполнен в виде Г-образ.ного рычага, установленного подвижно на кожухе с возможностью взаимодействия с прорезью на кронштейне.
Кроме того, .упомянутая система управления дополнительно включает в себя светодиоды, подключенные через контактные выключатели к источнику.питания.
На фиг. 1 приведен общий вид устройства для подъема и перемещения транспортного средства, разрез; на фиг. 2 -. конструкция узла кинематической связи редуктора.электродвигателя с редуктором опорных катков
1,транспортное положение телескопического вала при обесточенной обмотке электромагнитной муфты)); на фиг. 3 - то же, рабочее положение; на фиг. 4 - принципиальная схема системы управления четырех устройств подъема и перемещения транспортного средства; на фиг. 5 — фазы исполь1025548
Устройство 33 управления, приве65 денное на фиг. 4, состоит из логизования устройства подъема и пере- мещения транспортного средства.
Устройство состоит из цилиндри-, ческого корпуса 1, в котором неподвижно установлены электрический мотор 2 и замедляющий редуктор 3 при помощи установочных штифтов 4.
Вал электрического мотора 2 связан с валом редуктора 3 через поводковую муфту 5. Выходной вал замедляющего редуктора 3 через электромаг.нитную муфту б связан с шестерней 7 привода подъемника 8, состоящего из телескопической стойки 9 и опорных катков 1 О. телескопическая стойка 9 установлена скользящей посадкой между цилиндрическим корпусом 1 и кожухом 11 на направляющих
12, которые в верхней части имеют отрезок спиральной фермы, а в нижней — прямолинейной формы, и представляют собой выемки указанной формы в телескопической стойке 9 и выступы в кожухе 11, установленные со скользящей посадкой. Протяженность спирального участка направляющих 12 в верхней части имеет величину, позволяющую осуществлять поворот подъемника 8 на 90 вокруг своей оси одновременно с вертикальным перемещением.
Внутри телескопическая стойка 9 имеет прямоугольную вйнтовую резьбу 13, в зацепление с которой входит спиральная шестерня 7 ° Внутри последней установлен шлицевый диск электромагнитной муфты 6, связывающий шестерню 7 с валом редуктора 3 при обесточенной обмотке электромагнитной муфты 6 и.связывающей вал редуктора 3 с телескопическим шли-. цевым валом червяка 14 при подаче напряжения на электромагнитную муфту б. Червяк 14 установлен в корпусе подъемника 8 на подшипнике 15 и связан с шестерней 16 привода опорных катков 10. Опорные катки 10 состоят из ступиц 17, напрессованных на ocr. 18 и армированных колец .19 из профилированной резины. Суммарная площадь колец определяется весом поднимаемого автомобиля и для легковых автомобилей не превышает
2.
12 см на асфальто-бетонном покрытии.
Цилиндрический корпус 1 жестко соединен с кожухом 11 и имеет про. ушину 20, подвижно установленную между кронштейнами 21 йа оси 22.
Кронштейны 21 приварены к несущему корпусу 23 автомобиля и соединены между собой скобой 24 для увеличения прочности. Между кронштейнами
21 подвижно установлен фиксатор 25. на оси 26. На скобе 24 закреплен электромагнит ?7, связанный с фиксатором 25, который при попадании своим выступом в выемки 28 на проуши не 20 запирает ее от возможноных йо= воротов на оси 22. Кожух 11 с проушиной 20 имеют тросовый привод установки подъемника в горизонтальное транспортное положение, состоящий из троса 29, приводной ручки 30 с защелками 31.
Положение фиксаторов 25 контролируется концевыми выключателями 32, которые связаны через устройство 33
30 управления с электрическим мотором 2, электромагнитной муфтой 6 и электромагнитами 27 °
Конструкция узла кинематической связи редуктора 3 электродвигателя с редуктором 16 опорных катков, приведенная на фиг. 2 и 3 соответственно транспортному и рабочему положению, состоит из телескопического шлицевого вала червяка 14 и электромагнитной муфты б, где телескопический шлицевый вал имеет несколько, например три раздвижных друг относительно друга полых вала 3436 и стержневой вал 37. Все четыре вала 34-37 снабжены продольными шлицами 38 для передачи крутящего момента друг другу и вставлены один в другой. На последнем стержневом валу 37 закреплен червяк редуктора
16 с подшипником 15 в корпусе 8 опор30 ных катков. Все валы на концах снабжены стопорными фланцами 39, которые препятствуют рассоединению валов при их выдвижении. Электромагнитная муфта б имеет электрическую обмотку
35 40, один конец которой подключен на массу устройства, а второй конец подключен к изолированному от массы токосъемному кольцу 41, и с ко-. торым контактирует графитовая щет-.
40 ка 42, соединенная с клеммой Кл.1 °
Обмотка 40 имеет магнитопровод 43, вместе с которым неподвижно уста. новлена, например, запрессована внутри шестерни 7, также на фланце шестерни. 7 находится кольцо 41
45 . токосъемника. Муфта б имеет верхний диск 44 и нижний диск 45, которые снабжены на своей внешней поверхности радиально расположенными шлицамйЛочно такими же шлицами
50 снабжена и внутренняя поверхность верхнего фланца шестерни 7 и наружная поверхность фланца вала 34. При этом внутренней поверхностью фланец вала 34 установлен на упорном шари55 коподшипнике 46 на кольцевом выступе
47 шестерни 7.,Диски 44 и 45 жестко связаны между .собой при помощи шлицевой втулки 48, которая установлена скользящей посадкой на шлицах валаредуктора 3. Между магнитопроводом
43 и верхним диском 44 муфты установлены упругие элементы 49, например плоские пружины.
1025548 ческой микросхемы И, соединенной по входу с концевыми выключателями 32 и со светодиодами 50, а по.выходу с усилителем мощности 51„ который связан с обмоткой реле 52, а также из тумблеров S6, S7, $8, S9.
Устройство работает следующим образом.
При необходимости установки автомобиля на домкраты с целью стоянки или ремонта водитель останавливает автомобиль напротив боковой свободной площадки, имеющей хотя бы размеры горизонтальной, проекции ав. томобиля и выключает. двигатель. При этом транспортное средство может иметь лишь универсальные кронштейны 21 без подъемных устройств (фиг.
5а) или кронштейны 21 с установленными на них в транспортном положении подъемными устройствами (фиг. 5б).
В первом случае водитель устанавливает перевозимые в багажнике подьемные устройства на универсальные кронштейны 21 и фиксирует их легкосъемными шплинтами. Затем включает через устройство 33 управления питание электромагнитов 27, которые прекращают фиксацию проушин 20 с подъемниками 8 в горизонтальном транспортном положении за счет выхо-. да фиксаторов 25 из выемок 28 про, ушин 20. После этого водитель снимает ручку 30 тросового привода подьемников 8 с защелок 31 и отпускает ее вниз. При этом четыре подьемника, расположенные на универсальных кронштейнах 21 на корпусе автомобиля, под действием собственного веса занимают вертикальное рабочее положение, поворачиваясь на осях 22, установленных в кронштейнах 21 на корпусе 23 автомобиля (фиг. 5в).
Водитель через устройство 33 управления выключает питание электромагнитов 27, которые под дейст- . вием возвратных пружин устанавливают фиксаторы 25 в выемки 28 про-, ушин 20, устраняя возможные переме-: щения подъемников 8 на осях 22 в режиме работы. При этом срабатывают концевые выключатели 32. Если все четыре фиксатора 25 вошли в выемки проушин 20 и надежно удержи-. вают их, то включается электрический мотор 2, с вала которого, при выключенной электромагнитной муфте б, крутящий момент через редуктор 3 передается на шестерню 7. Это происходит .потому, что при выключенной обмотке 40 электромагнитной муфты 6 верхний ее диск 44, снабженный радиальными шлицами, входит в, зацепление со шлицами на внутренней поверхности шестерни 7 под действием упругих элементов 49. Крутящий момент передается с вала редуктора
Затем водитель через устройство
33 управления включает питание электромагнитной муфты .6. При этом крутящий момент с электрического мотора
2 передается через. редуктор 3 на муфту 6, а с нее через телескопический шлицевый вал червяка 14 на шес терню 16 привода опорных катков 10, которые равномерно вращаясь перемещают автомобиль в боковом направлении налево или направо в зависимос65 ти от полярности напряжения +12 В, 3 через шлицевое соединение на втулку 48 и на жесТко связанные с ней диски 44 и 45, а затем через шлицевое соединение .диска 44 на шестерню
7. В этом случае диск 45 находится на удалении от верхнего фланца вала
34 и не связан с ним.
Шестерня 7 постоянно находится в зацеплении с прямоугольной винтовой резьбой 13 телескопической стойки 9.
10 Поэтому при вращении шестерни 7 телескопическая стойка 9 перемещается вниз, скользя между цилиндрическим корпусом 1 и кожухом 11 по направляющим 12, которые имЬют в
15 верхней части Отрезок спиральной формы, а в нйжней части — прямолинейной формы, поэтому телескопическая стойка 9 в начальной фазе движения вниз одновременно поворачивается вокруг своей оси на 90О. Это позволяет опорным каткам 10, занимавшим транспортное продольное положение на корпусе транспортного средства, принять поперечное положение относительно корпуса автомобиля фиг. 5г). Изменение расположения .опорных ка ков позволяет обеспечить автомобилю максимальный клиренс (дорожный просвет) в транспортном положении и заданное направление
30 бокового перемещения автомобиля в рабочем положении.
При максимальном вы оде телескопических стоек 9 вниз (фиг. 5г) вес автомобиля переносится на опорные катки 10, которые неподвижно . фиксируются от вращения на осях 18 червяком 14, поэтому .автомобиль может удерживаться на катках при небольших уклонах поверхности дороги.
40 Подвеска автомобиля при этбм разгружается и основные колеса зависают на небольшом расстоянии от поверхности дороги. При этом телескопи ческий шлицевый вал червяка 14 из
45 транспортногр положения (фиг. 2) переходит в рабочее положение (фиг. 3), удлиняясь за счет скольжения валов
35-37 друг: относительно друга и по-:.
:валу 34, в то же время оставаясь ки50 нематически соединенными между собой за счет шлицевых соединений и, связанными с червяком 14 редуктора ,привода, катков 10.
1025548 поданного с устройства 33 управления -в выключенном положении, когда через на электрический мотор 2. его контакты 5 5 не выдается +12 В
Передача крутящего момента с вала на управляющие тумблеры. Светодиоды редуктора 3 на шестерню 16 привода при этом указывают номер несработав.опорных катков 10 становится возмож- щего фиксатора. Водитель повтоРно ной потому, что напряжение + 2 В, тросовым приводом устанавливает дан5 поступившее на клемму Ки.1 фиг. 3), ный подъемник в рабочее положение, подается щеткой 42 на токосъемное когда сработает его фиксатор. кольцо 41, а с него на обмотку 40 Работа устройства при выводе авэлектрбмагнитной муфты 6. Под дейст- .томобиля со стоянки происходит в обвием тока в обмОтке 40 магнитопровод 0 ратной последовательности, 43 намагничиваегся и притягивает к Таким образом, введение новой себе верхний диск 44, преодолевая функции, выполняемой устройством усилие пружинящих элементов 49. По- перемещение транспортного средства скольку диск 44"жестко связан с ниж 1в гоРизонтальной плоскости) дает ряд ним диском 45 через шлицевую втулку t5 рреимуществ предлагаемому устройству.
48, которая при этом скользит по шли- Автомобиль устанавливается на стоянцам вала редуктора 3 вниз, то.диск "ку в свободное место между другими
45 также опускается вниз, при этом . транспортными средствами не требуя его радиальные шлицы входят в зацеп- обеспечения .известных площадей, что ление со шлицами на фланце вала 34 20 позволяет повысить использование пои передают ему крутящий момент, поэ- лезных площадей, стоянок и остановок тОму вал 34 начинает вращаться на вдоль дорог на 20-ЗОВ. При этоМ вреподшипнике 46. Диск 44, опускаясь мя для установки автомобиля на стовниз под действием магнитного поля, . яику затрачивается значительно меньвыходит из.зацепления с внутренними 5 ше, чем для поиска достаточной плоторцовыми шлицами шестерни 7, и по- щадки и для установки не нее автомо-. следняя остается неподвижной. Далее биля. с использованием основного двикрутящий момент с вала 34 через шли- гателя .и рулевого. механизма. Поскольцевые соединения передается на валы ку отпадает необходимость использо35-37, где на последнем жестко за- вания двигателя внутреннего сгорания креплен червяк 14 в подшипнике 15, 3 . при маневрировании, то значительно в результате чего крутящий момент, экономится горючее в условиях городпередается на опорные катки 10. : ского движения и снижается загрязУстройство управления работает . нение внешней среды. следующим образом. Кроме того, указанные положительПри надежной фиксации,„всех, напри- 35 ные качества предлагаемого устроймер четырех подъемников в рабочем . ства еще более проявляются при полуположении происходит срабатывание ;., чении автомобиля со стоянки, когда всех, например четырех концевых вык- полностью исключается возможность лючателей Si — S4,.через которые блокировки автомобиля другими трануровень напряжения логической "1" 40 .спортными средствами, установЛенными подается на,светодиоды 1 —. 4, вы- с малыми дистанциями. полняющих световую индикацию исправ- . Устройства для подъема и переме ности системы фиксации подъемников,; щения устанавливаются на транспортное и на входы микросхемы И. С выхода средство на .легкосъемных креплениях
/ микросхемы И логичЕская "1" поступа- 45 стационарно или временно и применяет на усилитель мощности 51, который . ются не только для установки и выдачи включает реЛе 52, а оно своиМи кон- тРанспоРтного средства со стоянки, тактами S 5 коммутирует цепь +12 B но и при неисправностях последнего на тумблер S6 включения электриче- для удаления с проезжей части, с ского мотора 2 на тумблер 57 иэ-, ;.переездов, перекрестков и т.д. а
50 .
° ° ф менения направления вращения элект- так же для перемещения автомобилей .Рического мотора 2 и на тумблер S 8 (в гаражах, на станциях технического включения электромагнитной муфты 6.: :Обслуживания, на автозаправочных
Включение электромагнитов 27, фикса- станциях, например, для перемещения торов 25 производится тумблером 9..: автомобиля между постами диагносЕсли хотя бы один из подъемников 5 тикиг Ремонта, заправки горючим и не зафиксирован в рабочем положении, Маслом и т.д., поскольку в указанчто может вызвать неустойчивость ных местах часто возникает необавтомобиля, то с микросхемы И на уси- ходимость перемещения автомобиля . литель мощности 51 выдается логиче-. без включения его двигателя на ог ский О.", который оставляет реле 52 60 раниченных площадях.
102554B
1025548
1025548
1025548 Р
Составитель С. Белоусько
Техред,A. Бабинец . Корректор A.Òÿñêî
,Редактор Н. Стацишина
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 4472/11 Тираж 675 . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5