Клиновой коуш и зажим для него
Иллюстрации
Показать всеРеферат
I. Клиновой коуш, содержащий корпус с расположенным внутри него закладным элементом, амортизатор и зажим, соединяющий рабочую и холостую ветви каната, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности, корпус и закладной элемент выполнены конусообразными, при этом последний выполнен с центральным отверстием для каната, имеющим расточку под амортизатор , и канавками под пряди каната, расположенными на его боковой поверхности, причем нижняя часть упомянутого элемента выполнена торообразной формы, а коуш снабжен установленной в корпусе прижимной шайбой, один из торцов которой выполнен по форме сопряженной с ней нижней части закладного элемента.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1025634 А з(511 В 66 В 7/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2971873/29-11 (22) 11.08.80
1 (46) 30.06.83. Бюл. № 24 (72) А. И. Соломенцев, В. К. Куриленко, А. И. Самородов, В. И. Дворников и В. А. Сидоренко (71) Всесоюзный научно-исследов ательский институт горной механики и технической кибернетики им. М. М. Федорова (53) 621.79 (088.8) (56) 1. Инструкция по эксплуатаций стальных канатов в угольной и сланцевой промышленности. М., «Недра», 1968, с. 43, 44. (54) КЛИНОВОЛ КОУШ И ЗАЖИМ ДЛЯ
НЕГО (57) l. Клиновой коуш, содержащий корпус с расположенным внутри него закладным элементом, амортизатор и зажим, соединяющий рабочую и холостую ветви каната, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, корпус и закладной элемент выполнены конусообразными, при этом последний выполнен с центральным отверстием для каната, имеющим расточку под амортизатор, и канавками под пряди каната, расположенными на его боковой поверхности, причем нижняя часть упомянутого элемента выполнена торообразной формы, а коуш снабжен установленной в корпусе прижимной шайбой, один из торцов которой выполнен по форме сопряженной с ней нижней части закладного элемента.
1025634
2. Клиновой коуш по п. 1, отличающийся тем, что конусообразный закладной элемент выполнен с двумя параллельными друг другу и оси каната боковыми плоскими стенками.
3. Зажим для клинового коуша, содержащий соединенные между собой наружные
Изобретение относится к горной технике, в частности к грузоподъемным машинам и установкам, и предназначено для соединения стальных канатов с подъемным сосудом, а также для крепления каната.в грузоподъемных устройствах.
Известен клиновой коуш, содержащий корпус с расположенным внутри него закладным элементом, амортизатор и зажим, соединяющий рабочую и холостую ветви каната 11) .
<о
Недостатком известной конструкции является невысокая надежность.
Цель изобретения — повышение надежности.
Поставленная цель достигается тем, что в клиновом коуше, содержащем корпус с расположенным внутри него закладным элементом, амортизатор и зажим, соединяющий рабочую и холостую ветви каната, корпус и закладной элемент выполнены конусообразными, при этом последний выполнен с центральным отверстием для каната, имеюшим расточку под амортизатор, и канавками под пряди каната, расположенными на его боковой поверхности, причем нижняя часть упомянутого элемента выполнена торообраз25 ной формы, а коуш снабжен установленнои в корпусе прижимной шайбой; один из торцов которой выполнен по форме сопряженной с ней нижней части закладного элемента.
Кроме того, конусообразный закладной элемент выполнен с двумя параллельными друг другу и оси каната боковыми плоскими стенка ми.
° При этом зажим для клинового коуша, содержащий соединенные между собой наружные скобы, снабжен внуФрейними скобами, имеющими канавки для прядей каната, расположенные на наружной поверхности, а наружные скобы выполнены с канавками для прядей каната, расположенными на внутренней поверхности.
На фиг. 1 изображен клиновой коуш, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид слева; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4— разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 — клиновой скобы, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен внутренними скобами, имеющими канавки для прядей каната, расположенные на наружной поверхности, а наружные скобы выполнены с канавками для прядей каната, расположенными на внутренней поверхности. коуш с закладным элементом, выполненным с плоскими боковыми стенками, обший вид; на фиг. 6 — вид В на фиг. 5; на фиг. 7— разрез Г-Г на фиг. 5; на фиг. 8 — разрез
Д-Д на фиг. 5.
Клиновой коуш содержит корпус 1 и расположенный внутри него закладной элемент 2, выполненный симметричным относительно каната 3, имеющий сквозное отверстие 4, диаметр которого больше диаметра каната, и расточку под амортизатор 5.
Закладной элемент 2 выполнен конусообразным с плоскими нижним и верхним торцами, имеет канавки 6 под пряди каната 7, расположенные на его боковой поверхности, нижняя часть закладного элемента выполнена торообразной формы, причем в верхней части элемента установлена шайба 8, удерживающая амортизатор 5. Коуш снабжен установленной в корпусе прижимной шайбой 9, один из торцов которой выполнен по форме сопряженной с ней нижней части закладного элемента 2. При этом шпильки 10 и гайки 11 соединяют шайбу с корпусом, обеспечивая предварительное зажатие прядей каната, а болты 12, соединяющие шайбу с закладным элементом и гайки 13 служат для расклинивания коуша при его демонтаже. Кроме того, для закрепления концов прядей каната устройство имеет зажим 14, установленный на канате и состоящий из внутренних 15 и наружных 16 скоб, Между сопрягыемыми поверхностями внутренних скоб расположен канат, а между сопрягаемыми поверхностями внутренних и наружных скоб расположены пряди каната, для чего скобы имеют соответствующие канаты, параллельные оси каната и охватывающие канат и его пряди. Скобы стянуты болтами 17 и 18, причем часть отверстий наружных скоб выполнена с возможностью свободного прохода гаек и головок болтов 18, соединяющих непосредственно внутренние скобы.
В месте разъединения каната на пряди, а также на концах прядей имеются проволочные бандажи 19 и 20, препятствующие
1025634
11 расплетению каната на отдельные пряди, а прядей — на проволоки.
Конусообразный закладной элемент 2 может быть выполнен с двумя параллельными друг другу и оси каната боковыми плоскими стенками, при этом корпус 1 может быть выполнен разъемным и состоять из двух боковин 21, взаимодействующих с прядями каната и соединенных между собой щеками 22 посредством болтов 23.
Запанцировка конца каната производится следующим образом.
Конец каната пропускается через горловину корпуса 1 и через сквозное отверстие закладного элемента 2. В расточку закладного элемента вставляется амортизатор 5, фиксируемый шайбой 8. На определенном расстоянии от конца канат стягивается бандажом 19, после чего он расплетается на пряди, концы которых в свою очередь закрепляются бандажами 20. Пряди каната, огибающие закладной элемент, пропускают через горловину корпуса. На канате закрепляют внутренние скобы 15 зажима 14, укладывают пряди в продольные пазы, устанавливают наружные скобы 16, не затягивая болты 17. Устанавливают прижимную шайбу 9 и закрепляют болтами 2, при этом бандаж 19 располагается в нижней части отверстия закладного элемента.
Натяжным устройством натягивают пряди каната и зажимают их скобами 16, после чего соединяют шайбу 9 с корпусом" посредством шпилек 10 и гаек 11. Корпус соединяют с подъемным сосудом.
Значительно проще производится запанцировка конца каната в случае разъемного корпуса. После огибания закладного элемента прядями каната и закрепления их зажимом накладывается на закладной эле мент корпус со снятой щекой, после чего щека 22 соединяется с боковинами 21 посредством болтов 23 и корпус соединяется с подъемным сосудом.
Распанцировка каната производится в обратном порядке. При этом расклинивание
20 закладного элемента при необходимости производится посредством гаек 13 при снятых гайках 11.
Использование изобретения позволяет повысить надежность клинового коуша.
1025634
17!
025634
Г-Г
Фиг.
7
Редактор E. Папп
Заказ 4482/15
Составитель О. Костякова
Техред И. Верес Корректор Ю. Макаренко
Тираж 8б! Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул Проектная, 4