Пластичная смазка для спуска судов со стапелей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ СПУСКА СУДОВ СО СТАПЕЛЕЙ, содержащая петролатум, церезин и парафин, о т ли ч а ю,щ вися тем, что, с целью повьпиения твердости и низко-, температурных свойств, смазка дополнительно содержит атактический полипропилен при следующем соотношении компонентов, мас.: Петролатум 5-30 Церезин18-30 Парафин10-75 Атактический полипропилен . 2-30,

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (IQ) (И>

peg С 10 И 5/08; С 10 М 5/10ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

0ПИСЛНИК HSOBPETEHMA :

:Р»

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3403969/23-04 (22) 11.03..82 (46) 07.07.83. Бюл. И 25 (72) И.К.Новиков, И.И.Смертенко, Г.Н.Василенко, Н,И.Куриленко, Л.П.Свириденко, В.В.Симашко, Б.П.Ена и И.B.Ëåíäüåë (53) 621.892(088.8) (56) 1. Синицын В.В. Подбор и применение пластичных смазок. И., "Химия"

1969, с. 127.

2. Там же, с.128 (прототип). (54) (57) ПЛАСТИЧНАЯ СИАЗКА ДЛЯ СПУСКА СУДОВ СО СТАПЕЛЕЙ, содержащая петролатум, церезин и парафин, о тл и ч а ю щ в R с я тем, что, с целью повьпиения твердости и низкотемпературных свойств, смазка до" полнительно содержит атактический полипропилен при следующем соотношении компонентов, мас.Ф:

Петролатум 5-30, Церезин 18-30

Парафин 10-75

Атактический полипропилен . 2-30, 10271

40

Наиболее близкой по составу к ,предлагаемой является пластичная

:смазка Е23, для спуска судов со стапелей, имеющая следующий состав, масс.3:

Парафин 25-85

Цереэин 5-25

Петролатум 5-25

Канифоль 5-25

Однако эта смазка обладает недостаточной прочностью и адгеэией к дереву и не отвечает требованиям, 1

Изобретение относится к анти, фрикционным пластичным смазкам, предназначенным для спуска судов на воду с наклонных стапелей, работоспособным в интервале температур окружающей среды от минус 20 до

+1О С.

Процесс спуска осуществляется после окончания сборки судна. При этом на нижнею .часть стапеля (на >р

Дорожки ) наносится сиазка, по которой судно на полозьях под действием сил тяжести перемещается в воду. Смазка для спуска судов должна выдерживать высокую нагрузку, иметь высокую адгезию н дереву и одновременно низкие -коэффициенты трения покоя и движения:.

Известно применение для спуска судов минеральных, комбинированных и мыльных смазок.. Минеральные смазки приготовляют из продуктов переработки нефти; Примером такой смаз-. ки является парафино -вазелиновая, состоящая из смеси парафина и технического вазелина, а также парафино-петролатумная каторая состоит мэ парафина, петролатума и веретенного масла. Комбинированные смазки состоят из продуктов перерабтки нефти с 3 добавкой технических эфиров, продуктов лесотехнической промышленности и др;

При применении таких смазок их наносят на дорожку в несколько слоев, Нижний слой, прилипающий к дереву, З5 покрывает неровности стапеля и выдерживает давление.. Он должен протй. востоять выдавливанию смазки изпод полозьев.

Переходный слой также обладает повышенной твердостью и обеспечивает связь с верхним слоем. Верх.ний слой - слой скольжения, являет,ся наиболее. подвижным и обеспечивает должную величину коэффициен.та трения (1).

91 2 предьявляемым к смазкам, предназначенным для спуска судов на воду при минусовых температурах окружающей среды, так как она обладает низкой температурой каплепадения(56 С ) и при эксплуатации в осенне-зимний период загустевает и становится хрупкой, Целью изобретения является повышение твердости и улучшение низкотемпературных свойств смазки.

Поставленная цель достигается тем, что пластичная смазка для спуска судов со стапелей, содержащая петролатум, цереэин и парафин, дополнительно содержит атактический полипропилен при следующем соотношении компонентов, мас.Ф:

Петролатум 5-30

Церезин 18 30

Парафин 10-75

Атактический полипропилен 2-30

В составе смазки рекомендуется использовать цереэин нефтяной неочищенннй, парафин твердый марки "Т" петролатум марки ПС, полипропилен атактический по ТУ 6-05-,131-2-78 молекулярной массы 30 тыс. - 500 тыс, Предлагаемую смазку готовят по технологии, обычной для углеводородных смазок.

В табл. 1 приведены составы предлагаемых и известной смазок.

В табл.2 приведены физико-химические свойства предлагаемых и извест- . ной смаэок.

Кроме того, были испытаны низкотемпературные свойства приготовленных образцов по методике МакНИИ.

Сущность методики определения морозостойкости заключается в определении отрицательной температуры> - при которой происходит растрескивание, шелушение или отслаивание смазки от поверхности.образца.

При определении применяют следую щую аппаратуру и материала: холодильную камеру, термометр лабораторный с интервалом измеряемых температур .,от(+20-50 )(-100)РС, стакан и штапель фарфоровые, кисточка, дубовые плас тинки 10х10 см.

На предварительно отшлифованные пластинки наносят смазку путем намазывания толщиной 1 см. После нанесения смазки образцы выдерживают при комнатной температуре в течение

24 ч.

7191 4

В качестве средств испытания ис,пользуются гидравлический пресс фирмы "Лоэенгаузен" на максимальное усилие 35,0 Тс; разрывная машина

PM-05.

Размер поверхности образцов для определения коэффициента трения и предела прочности на сжатие 400 см, 2 для определения предела прочности

t0 на отрыв 98,6 см

Предел прочности на сжатие и отрыв определялись по формуле

И

6= ), Таблица 1

Предлагаемый состав.

1 1

Компоненты, мас.ь

Известный

2 3

20

Петролатум

Церезин

30 з 102

Пластинки с нанесенной смазкой помещают в холодильную камеру. Температуру в камере постепенно со скоростью 10-15 С в час понижают до зао данной. При достижении необходимой температуры образцы выдерживают в течение 5 ч.

Образец, извлеченный из камеры, осматривают визуально на предмет обнаружения растрескивания, шелушения и отслаивания смазки от его поверхности. Смазка считается выдержавшей испытание, если не происходит растрескивание и ее отслаивание от по" верхности пластички, 15

Результаты проведенных испытаний представлены в табл.3.

Как видно из данных табл. 2 и 3 образцы предлагаемой смазки превосходят известную смазку по твердости (ïîêàýàòåëü - глубина проникания иглы, пенетрация ), по адгезии к дереву, а также по морозостойкости, Кроме того, предлагаемая смазка обеспечивает снижение коэффициента трения.

Предлагаемая смазка (образец 2 ) была испытана в лабораторных услови ях, приближенных к натурным.

Испытания имели своей целью оп30 ределение основных физико-механических и эксплуатационных характеристик образцов смазок, необходимых для обеспечения надежности и безопасности спуска судов на воду. Определялся предел прочности на сжа-. З5 тие при -20, - 10 и + 10ОС; предел прочности на отрыв смазки от дере.вянной (дубовой ).поверхности при а

+ 10 С (адгезия ); коэффициент статического трения между образцами смаэ" 40 ки и полоза при нагрузке на образец в-1200 и 1600 кгс; отсутствии и нали чии скользящего слоя, в качестве которого используется солидол С по

ГОСТ 4366-76; времени неподвижного 45 контакта поверхностей (при наличии скользящего слоя ), 0; 10 и 20 мин; температуре + 23оС, где ч - нагрузка на образец при сжатии (отрыве ), кгс;

F - площадь образца, см .

Коэффициент трения покоя определяется по формуле

f !

P э

Q, где Р - усилие сдвига, равное силе трения, кгс;

Q - нагрузка на образец (по нормали ), кгс.

Результаты испытаний образцов смазки на сжатие и адгеэию приведены в табл.4, определение коэффициента трения покоя - в табл.5.

Предлагаемый образец (2) смазки сохраняет пластичность, не растрескивается и не выдавливается.

Как видно предлагаемая смазка по основным показателям соответствует требованиям технического задания на смазку для спуска судов на воду и рекомендуется для применения в судостроительной промышленносви в осенне-зимний период.

Таким образом, предлагаемая смазка обладает улучшенными эксплуатационными и низкотемпературными свойствами, необходимыми для обеспече -. ния надежного и беэойасного спуска на воду судов всех типов и назначений,. особенно крупнотоннажных, в осенне-зимний период.

Продолжение табл. 1

1027191

Предлагаемый

Известный состав

Компоненты, мас.%

1 2 3

10

75

Парафин. 30

Канифоль

Таблица 2

Известная

2 3

?8

148

18

13,85

12,1,42

1,4

1,6

0,29

0,174

0,167

0,16

Таблица

Состояние поверхности смазки, при С

Сма зка

-40

-20

Предлагаемая. Известная

Атактический полипропилен

Физико-химические показатели

Температура каплепадения, С

Глубина проникания иглы, мм/10

Предел прочности на сжатие, кгс/см

Предел прочности на разрыв, кгс/см

Коэффициент трения

Предлагаемая смазка ...l... (Поверхность ровная, гладкая, Поверхность ровная, гладкая

Поверхность гладкая

Слабые трещины по поповерхности

Поверхность без изменений

Поверхность без изменений

Поверхность без изменений

Глубокие трещины по поверхности

Таблица 4

1027191

Предел прочности, кгс/см, при

На сжатие

На отрыв

УВФВЮ Ю Ю

-10

+10

-20

+1О

f10

-20 ъ4 юлиею юе

24,7 14,1

44,2

43,5

12,9

65,6.Таблица 5

Коэффициент трения покоя

Без скользящего слоя . Co скользящим .слоем (солидол С)

1 при удельных нагрузках на образцы, кг/cM

Ю» ем ю ю е юлю

3 4

Ф « »

0,183

0200 0012 . 0013

О, 158

20

Составитель.Е. Пономарева

Техред М.Коштура Корректор Г.Рещетник г

Редактор Т,Киселева!

Заказ 4669/27 Тираж 503 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Продолжительность неподвиж:ного контакта, мин!

0,016

0,021

0,019

0,020